ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа) по теме
Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач данного возраста. Стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на “зону ближайшего развития”.
Предметно-развивающая среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач данного возраста. Стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на “зону ближайшего развития”.
Предметно-развивающая среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.
Исходное требование к предметной среде ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целями актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.
Развивающая предметная среда функционально моделирует, когда с ней или в ней дети начинают действовать. Иными словами, развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
Хорошая развивающая среда тем и моделирует функцтональное развитие деятельности ребенка, что в ней заложена “информация”, которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску.
Основными методами освоения и оборудования предметной среды в позновательно-исследовательской деятельности являются следующие выявления сенсорных признаков объектов природы:
- игры-эксперементирование с водой, песком, глиной,камешками и т.п;
- использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками, персонажей пальчикового и кукольного театров;
- наличие детской природоведческой художественной литературы;
- отражение природы в рисунках старших дошкольников;
- комнатные растения (уход, полив, пересадка);
- наличие инвентаря (совочки, лейки, ведерки, фартучки);
- стол для проведения эксперементов;
- стелаж для пособий и оборудования.
Оформление в группе центра природы играет большую роль в воспитании детей. Обстановка радует ребенка, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса и, конечно активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой, социумом.
Существуют различные определения развивающей, обучающей среды. В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология. Среда-предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения насыщеных играми, игрушками,пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
Основные требования к предметной среде (по С.Л. Новоселовой):
- быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения;
- инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
- учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т.е. специфику как ведущей деятельности (общение предметной деятельности, игры);
- обеспечивать возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной работы;
- иметь, наряду с консервативными компонентами, часто меняющиеся составляющие, которые проблематизируют взаимодействия с ней, побуждают детей к их познанию через практическое эксперементирование с ними, а также в связи с этим и к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это побуждает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность, так и развитие детей к ней;
- обеспечивать возможность ребенка жить в 3-мерном предметном пространстве: сомастоятельном действием его рук (масштаб “глаз-рука”), его росту и предметному миру взрослых.
Данные подходы к организации развивающей среды дают возможность педагогу реализовать личностно-ориентируемое взаимодействие с ребенком, обеспечить безопасность его жизни, создавать условия для развития согласно документам, реуламентирующим выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов:
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003г.;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10”, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010г. №91;
- письмо Минобразования России от 15.03.2004г. №03-51-46ин/14-03 “О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье”;
- письмо Минобразования России от 17.05.1995г. №61/19-12 “О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях” (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений “О психолого-педагогической ценности игр и игрушек”);
- Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993г.);
- Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989г.);
- Требования ФГТ к среде ДОУ (проект).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Общеобразовательная программа дошкольного образования “Детство”.: Т.Н. Бабаева; А.Г. Гогоберидзе; З.А. Михайлова; ООО Издательство “Детство-ПРЕСС”, 2011г.
- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 3, 4, 5. 2011г.
- Основные требования к предметно-развивающей среде. С.Л. Новоселова.
- Документы регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. (требования ФГТ к среде ДОУ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»
Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной совместной деятельности...
Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»
Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной совместной деятельности...
методическая разработка на тему"Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возрастав процессе организации предметно развивающей среды
Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно развивающей среды...
Групповой, познавательно - исследовательский проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Волшебные деревья»
Во время прогулки дети увидели на берёзе зелёные и жёлтые листья, и стали высказывать свои рассуждения. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей о деревьях очень скудные. Таким о...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Краски лета» для детей младшего дошкольного возраста.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 1муниципального образования Щербиновский районстаница Старощербиновская...
«Предметно - развивающая среда, как средство приобщения к основам безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста».
Данный материал из опыта работы...
Статья на тему:"Теоретические основы использования предметно-развивающей среды как средства обогащения представлений о себе у детей младшего дошкольного возраста."
В данной статье рассказывается о построении и принципах построения РППС для детей младшего дошкольного возраста....