Семинар для педагогов ДОУ: "Виды игровой деятельности дошкольников"
методическая разработка на тему
Цель семинара:
Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отличия видов игровой деятельности | 866.57 КБ |
Ребусы для проведения семинара | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Виды игровой деятельности дошкольников»
Цель:
Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре.
Транслировать опыт педагогов ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами. Развитие творческих способностей педагогов.
Задачи:
1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
2.Повышать методический уровень педагогов по организации различных видов игры
3.Способствовать творческому поиску
4. Скорректировать работу по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении
5. На основе изучения педагогической литературы раскрыть понятия: «режиссерская игра», «сюжетно - ролевая игра», «игровая ситуация», применительно к дошкольному возрасту.
Участники: педагоги ДОУ № 40
Ведущие: Чижикова Марина Германовна, Смирнова Надежда Евгеньевна
План проведения мероприятия
1. Вводная часть «Отличия видов игровой деятельности» (использование проектора)
- Режиссерская игра
- Сюжетно – ролевая игра
- Игровая ситуация
2. Разгадывание ребусов, с целью определения дальнейшего направления работы команд.
3. Разыгрывание ситуаций по видам игровой деятельности, обсуждение.
4. Вывод
По словам В.А. Сухомлинского, «игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Игра — первая ступень бесконечной лестницы жизни.
Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности
— именно поэтому она так важна для ребенка.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию лишь некоторые виды игровой деятельности дошкольников.
Некоторой сложностью для педагогов являются недостаточное понимание различий между сюжетно – ролевой игрой, режиссерской игрой и игровой ситуацией.
Давайте с вами определим разницу между этими видами игровой деятельностью детей и ролью педагога в них.
Игра | определение | Роль воспитателя | Роль ребенка в игре | характеристики | Условия развития игры |
Режиссерская игра | Режиссёрская игра – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. | Воспитатель наблюдает | В игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. |
|
|
Сюжетно- ролевая | Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих, где игровые действия - одно из основных средств реализации сюжета. | Прежде всего, эти игры представляют собой совместную деятельность детей с взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры - организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил. | Сюжетно-ролевые игры создают сами дети (старшем дошкольном возрасте) при некотором руководстве воспитателя. Основой игры является детская самостоятельность и самодеятельность. | Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. С-р игра носит: Самодеятельный характер Творческий характер оптимистический, жизнеутверждающий характер. Основные особенности сюжетно-ролевой игры 1. Соблюдение правил. 2. Социальный мотив игр. 3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие. 4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. 5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество 6. Развитие речи. | Средствами игры являются: а) знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка; б) способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах; в) те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей. |
Игровая ситуация | ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра, это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации. | воспитатель: проводит игру объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет роль и на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; воспитатель руководит игрой: следит за сюжетом, исполнением ролей, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляются дидактические цели. | Игра становится вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации Дети в игровой форме учатся анализировать, искать различные варианты решения проблемы, и формируются умения применять полученные знания в повседневной жизни. Дети приобретают опыт участия в делах, приносящих пользу и радость окружающим. | - она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам; - оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организовано пространство и предметная среда; - в содержание игры заложена дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр. | Внимание!!! При использовании вербальных ситуаций избегайте прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей. |
Развитие сюжетно-ролевой игры на разных возрастных этапах
Возраст | Характер игровых действий | Выполнение роли | Развитие сюжета в воображаемой ситуации |
3-4 гола | Отдельные игровые действия, носящие условный характер | Роль осуществляется фактически, но не называется | Сюжет - цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый |
4-5 лет | Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер | Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль | Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию |
5-6 лет | Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей | Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры | Цепочка игровых действий, объединенный одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых |
6-7 лет | Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна | Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала | Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми |
Игровая обучающая ситуация
ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра.
Игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;
- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Известно четыре вида ситуаций:
- ситуации-иллюстрации,
- ситуации-упражнения,
- ситуации-проблемы,
- ситуации-оценки.
- В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
- В ситуации-упражнении ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС используется со средней группы.
- Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит их педагогическая ценность таких ситуаций.
В подготовительной к школе группе используются ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
Игровые ситуации для социально – эмоционального развития дошкольников
Игровые ситуации иллюстрирующего типа
«Инсценировка с игрушками – готовое решение»
Я с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Юра бабушке помог», «Не забывай волшебные слова», «Как Алена и Миша делились игрушками», «Как Костя и Гордей помирились». Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.
Игровые ситуации активного участия типа
«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»
Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, Какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).
Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.
Игровые ситуации непосредственной помощи типа
«Поможем нашим игрушкам»
Я организую ситуации, требующие от детей активного сочувствия, помощи, заботы: помочь заболевшей кукле, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц, подобрать теплую одежду для обезьянки. Успех зависит от того, насколько содержание совпадает с опытом детей, их жизненными впечатлениями. Дети подключаются к решению проблемы: они не только обсуждают, но и практически осуществляют необходимые действия.
Практические игровые и реальные ситуации, направленные
на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)
Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания.
Практические ситуации типа
«Наша забота нужна всем»
Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада: «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем рассаду цветов», «Мы сажаем огород на подоконнике», «Мы готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Моя задача – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.
Практические ситуации гуманистического выбора
Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; дать поиграть своей игрушкой малышу или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития.
Практические ситуации проблемного типа
«Как быть, что делать?»
Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, со столов «исчезли» салфетки; на некоторых шкафчиках отклеились картинки; отсутствуют краски различных цветов (коричневый, зеленый, оранжевый); некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутана детские варежки и обувь. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Я не спешу давать советы, выслушиваю все мнения и предложения. Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем: смешиваем краски, чтобы получить нужный цвет; делим пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки и обувь.
Практические ситуации типа
«Мы самые старшие в детском саду»
Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный театр (концерт, спектакль)», «Поможем малышам сделать снежную бабу (горку)», «Научим малышей водить хороводы».
Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.
Практические ситуации типа
«Мы дружим со школьниками»
Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Мы ждем гостей – школьников и учительницу», «Мы обмениваемся сувенирами», «Мы готовим сюрприз нашим друзьям – школьникам».
Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учащихся школы.
Практические ситуации типа
«Научи своего друга тому, что умеешь сам»
Я побуждаю детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству: научить лепить, мастерить игрушки, играть в настольные игры, бросать в цель, складывать фигурки из бумаги, крутить обруч, кувыркаться. Побуждая детей поделиться опытом, я помогаю им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к трудностям и ошибкам сверстников.
В своей работе я активно использую условные вербальные ситуации. Они связаны с обсуждением жизненных событий, поступков и отношений.
Игры – имитации смены эмоциональных и физических состояний.
Уже в младших группах необходимо вовлекать детей в игры – имитации.
Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.
Игры – имитации состояний природы.
Режиссерская игра
Значение режиссёрской игры.
- Дети самореализуются;
- У детей активизируются речь, воображение, мышление;
- У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности.
Учёные показывают, что режиссёрская игра типична для детей: не посещающих дошкольное учреждение, часто болеющих, с выраженным дефектом речи, замкнутых и малоактивных , детей плохо адаптирующихся в дошкольном учреждении. Такие дети склонны к уединению, а потребность в игре выражается через режиссёрскую игру.
Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.
На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества.
В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.
Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.
Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что происходит не с другими людьми (взрослыми или сверстниками), а с игрушками, изображающими различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами, действует ими и за них.
Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих “актеров”. Поэтому такая игра и получила название режиссерской.
Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц (3). Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его развитие.
Все дело, видимо, в том, что режиссерскую игру трудно увидеть со стороны:
·во-первых, она практически всегда индивидуальна;
·во-вторых, ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается;
·в-третьих, играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.
Рассмотрим основные стадии развития режиссерской игры:
Во-первых, ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры.
Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребенку - его воле, его желанию, его замыслу.
Второе, что делает ребенок в этой игре, и что роднит его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет.
Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети шестого-седьмого года жизни могут использовать в играх предметы - заместители. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника кубики могут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками и просто кубиками. Большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая - зайчиком; кусок серой ткани - волком и т. д.
Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мизансцены, то есть представляет в пространстве кто, где буде находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на «сцене».
Четвертый момент, это то, что ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.
Особенностях развития режиссерских игр у детей четвертого года жизни:
. В их основе лежит непосредственный опыт ребенка, т. е. события, которые он наблюдал или в которых сам принимал участие. Знания, полученные из книг, рассказов взрослых, мультфильмов, радиопередач, на данном этапе отображаются редко.
. Сюжеты игр с игрушками еще сравнительно несложны. Чаще всего они представляют собой краткие цепочки знакомых ребенку действий (кукла обедает, спит, идет гулять). Количество персонажей обычно невелико - один-два, редко три. Отношения между ними ребенок определяет по ходу игры.
. За каждой игрушкой закреплена постоянная роль, вытекающая из ее образного решения: Снегурочка, пожарник, доктор Айболит, зайчик, космонавт и т. д. Эта роль обычно определяет и сюжетные события: доктор лечит зайчика, Снегурочка ищет Деда Мороза и т. д.
Дети четвертого года жизни опираются в игре преимущественно на собственный опыт, и если сюжеты, подсказываемые игрушками типа хоккеист, космонавт, пожарник, не совпадают с этим опытом (а так оно обычно и бывает), игра разваливается. Ребенок либо отказывается в дальнейшем от такой игрушки, либо ограничивается внесюжетными, предметно-практическими действиями с ней. Следовательно, подобные игрушки не являются адекватными данному возрасту и могут быть использованы не в индивидуальной игре, а в совместной, с обязательным участием взрослого, который покажет способы игры с такими игрушками, подскажет, как включить их в знакомый сюжет.
. Сюжетные события в индивидуальных режиссерских играх - результат ассоциативного восприятия ребенком окружающего мира: тот или иной предмет оборудования, атрибут или игрушка наталкивают его на изменение сюжета. Например, попавшаяся на глаза пластмассовая тарелка из набора игрушечной посуды вызывает образ куклы, которую кормят, и ребенок проигрывает сцену обеда; машинка, стоящая невдалеке, ведет к появлению в сюжете линии путешествия, поездки куда-то. Ассоциативный характер сюжета определяет его не всегда связное развитие. Это естественно и не нуждается в поправках и вмешательстве со стороны взрослых. В индивидуальной игре режиссерского типа именно возможность как угодно изменять сюжет дает простор для развития фантазии и воображения ребенка.
. Речь является главным компонентом режиссерской игры. Ребенок называет свои действия, действия игрушек, нередко дает им оценку: «Ж-ж-ж! Самолет летит над полянкой и видит - Даша ягодки собирает... Он приземляться начал - трр-р-р-бу-бу-бу. Сел около Даши, и она его ягодками покормила». Как видно из примера, для детей четвертого года жизни характерны описательно-повествовательная речь, в которой ребенок проговаривает происходящие в игре события, и большое количество звукоподражаний. Ролевая речь встречается в этом возрасте значительно реже.
В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются различные формы совместной игры, но индивидуальная игра не исчезает, а продолжает развиваться и усложняться. Причем режиссерские игры нередко преобладают на фоне прочих форм индивидуальной игровой деятельности.
Поскольку режиссерские индивидуальные игры соседствуют с совместными сюжетно-ролевыми, уже в среднем дошкольном возрасте становится возможным взаимный перенос опыта из одних в другие.
Особенности развития режиссерских игр у детей пятого года жизни:
. В основе игр по-прежнему лежит опыт, но не непосредственный, личный, который теперь имеет второстепенное, вспомогательное значение, а опосредованный. Дети проигрывают знакомые сказки, стихи, мультфильмы и диафильмы, нередко объединяя в одной игре различные источники.
. Сюжеты игр отличаются большей сложностью и разнообразием, чем на предыдущем этапе. Увеличивается количество действующих лиц, усложняются их связи и отношения, выделяются главные и второстепенные герои, за ними четко закреплены роли. В сюжет вплетаются личные переживания ребенка, его воспоминания и сведения, полученные из книг, сказок, телепередач.
Значительное влияние на индивидуальную игру, причем не всегда положительное, может оказать опыт совместных игр.
Если совместные игры являются результатом жесткого руководства взрослого, стремящегося подчинить их определенному стереотипу, то такие игры лишены творческого начала и носят формальный характер.
Перенос игровых шаблонов из совместной игры в индивидуальную обедняет содержание последней, превращается в пассивную отработку усвоенных шаблонов на другом материале - в игре с игрушками вместо реальных партнеров. Ценность подобных игровых действий для общего и игрового развития ребенка и для развития его творческого потенциала равна нулю.
. Если индивидуальная игровая деятельность развивается без указанных выше осложнений, она представляет собой динамичный процесс. Развитие сюжета по-прежнему происходит на основе возникающих ассоциаций, которые у ребенка пятого года жизни носят более сложный характер и берут начало не только в окружающей его предметной среде. Например, ребенок везет зайчика на игрушечной машине, и эти действия у него ассоциируются со строчками из знакомого стихотворения: «Зайчики в трамвайчике, жаба на метле», и далее: «Наш мальчик, наш зайчик попал под трамвайчик». Результатом является проигрывание истории про доктора Айболита, который лечит зайчика.
Следует подчеркнуть: ассоциации, связанные с популярными детскими стихами, особенно типичны для детей среднего дошкольного возраста.
. Игра детей пятого года жизни практически постоянно сопровождается речью. На фоне описательных высказываний появляются ролевые и оценочные. Каждую роль ребенок ведет голосом, характерным для его героя: за зайчика говорит тоненьким голоском, за волка - грубым и сердитым. Оценочные высказывания входят в описательную речь и выражают отношение к происходящим в игре событиям, нередко мотивируя их. «Волк злой, плохой! Он съесть хочет маленького зайчика! - говорит Лена (четыре года десять месяцев).- Ой-ой-ой! - пищит она тоненько.- Мама, мама, он съесть нас хочет! Он сейчас уже съест!» «Ну-ка, волк, уходи,- говорит строгим голосом.- Уже охотник идет и мама зайчиха».
В этом примере четко прослеживаются повествовательная речь («Уже охотник идет и мама зайчиха»), ролевая («Ой-ой-ой! Мама, мама, он съесть нас хочет!..») и оценочные высказывания («Волк злой, плохой»).
Сюжетно- ролевая ирга
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.
Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
- Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле) .
- Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль) .
- Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
- Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.
Длительность сюжетной игры:
- в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.) ;
- в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.) ;
- в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).
Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми: предметные отношения, деятельность поведение между людьми
В структуре ролевой игры выделяют компоненты:
роли, которые исполняют дети в процессе игры;
- игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
- игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
- отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1 год.
Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.
На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.
Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года жизни.
Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу) .
Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.
Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.
Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.
Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.
В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно.
Показатели развитого игрового интереса.
1. Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.
2. Желание ребенка принимать на себя определенную роль.
3. Наличие любимой роли.
4. Нежелание заканчивать игру.
5. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования) .
6. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.
В структуре ролевой игры выделяют компоненты:
- роли, которые исполняют дети в процессе игры;
- игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
- игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
- отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
Таким образом, успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.
Во-первых педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно- игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.
Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.
Во-вторых сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.
Умение педагога наблюдать педагога за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.
И наконец, в-третьих организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи. Таким образом, успешное осуществления игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом. В ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.
Литература:
- В.А., Сухомлинский. Духовный мир школьника. М., 1946.
- Игра и ее роль в психологии развития ребенка. Л.С., Выготский. // Вопросы психологии, 1966.
- В.Я., Воронова. Творческие игры старших дошкольников. М., 1981.
- Е.Е., Кравцова. Разбуди в ребенке волшебника. М : Просвещение, 1996.
- Е.М., Гаспарова. Режиссерские игры дошкольника. [авт. книги] под ред. С.Л. Новоселовой. Игра дошкольника. М : Просвещение, 1989.
- Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983.
- Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1966, № 6
- Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта #"justify">.Как помочь ребенку войти в современный мир?/ Под ред. Т. В. Антоновой. - М.,1995.
- Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре - М.: Просвещение, 1982. - 210 с.
- Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2. - С. 84 - 87
- Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. - С. 81 - 85
- Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №4. - С. 79 - 87
- Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74
- Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в 3 -5 лет в игре. - М.: Просвещение, 1984. - 78 с.
- Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1999.
- Запорожец А. В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1977.
- Захарюта Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника// Дошкольное воспитание. – 2006. - №9. – с. 8-13.
- Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. - М.: Просвещение, 1983.
- Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры.- М.: Просвещение, 1987.
2.
Режиссерская игра
Игровая ситуация
Сюжетно-ролевая игра
игра
3. Ведущий: Играя сами, мы немного погружаемся в детство.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический семинар для воспитателей "Игралочка" (виды игровой деятельности дошкольника)
Теоретический семинар для воспитателей "Игралочка" (виды игровой деятельности дошкольника)...
Мнемотурнир с педагогами ДОУ "Развитие игровой деятельности дошкольника"
Данный материал представляет собой методическую разработку (как вариант - проведение педагогического совета в форме) мнемотурнира. В данном материале описаны задачи, решаемые в ходе данного меро...
«Повышение профессионального уровня педагогов по организации игровой деятельности дошкольников»
Педсовет «Повышение профессионального уровня педагогов по организации игровой деятельности дошкольников»....
Семинар для воспитателей на тему «Роль педагога в развитии игровой деятельности дошкольников. Разные подходы к классификации игр»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В дошкольной...
«Сказка – как один из видов игровой деятельности дошкольника»
Через игровую деятельность и движение ребенок учится и в этом смысле игра может, называется ведущим видом деятельности, так как определяет развитие. Для детей игра имеет особое значение. Ее принято на...
Консультация для педагогов о организации игровой деятельности дошкольников
Материал содержит рекомендации по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ...
Применение различных видов игровой деятельности дошкольников в группе комбинированной направленности.
Презентация по теме "Применение различных видов игровой деятельности дошкольников в группе комбинированной направленности" Из личного опыта работы в группе комбинированной н...