Теоретический семинар для воспитателей "Игралочка" (виды игровой деятельности дошкольника)
методическая разработка по теме
Теоретический семинар для воспитателей "Игралочка" (виды игровой деятельности дошкольника)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskiy_seminar.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретический семинар
для воспитателей «ИГРАЛОЧКА
( Виды игровой деятельности дошкольника)
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра, своеобразный свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Условно все многообразие детских игр можно разделить на 2 большие группы:
- СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ
- ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ:
- Игры на бытовые темы
- Игры с производственной тематикой
- Строительные игры
- Игры с природным материалом
- Игры с общественно-политической тематикой
- Театрализованные игры
- Игры-забавы и развлечения
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ:
- Дидактические
- Игры с предметными игрушками
- Словесные дидактические игры
- Настольно-печатные
- Музыкально-дидактические игры
- Подвижные
- Сюжетные
- Бессюжетные
- С элементами спортивных игр
Следует подчеркнуть, что творческие игры и игры с правилами имеют общие признаки, объективные логические связи и отношения:
- Условная игровая цель
- Воображаемая ситуация
- Разыгрывание роли
- Игровые действия
- Игровые правила
Они предусматривают возможность перехода игры одного типа в игру другого.
Но в то же время детская творческая игра существенно отличается от игр с правилами. Подвижные и дидактические игры предлагаются ребенку взрослым, в то время как творческая игра является продуктом своеобразного творчества самого ребенка, его изобретением. Вот почему и отличается содержание этих игр.
Содержание дидактических игр определяется программными задачами и связанно с содержанием занятий и наблюдений в повседневной жизни. В дидактических играх закрепляются знания, полученные на занятиях, уточняются представления об окружающем. Дидактические и подвижные игры построены на определенных правилах, и эти правила
даются детям в готовом виде. Дидактические игры используют при обучении детей родному языку, формировании элементарных математических представлений, формированию представлений о предметах и свойствах, о растениях, животных и т.д. Однако, используя для организации жизни детей игры с правилами, не следует забывать, что при всех положительных качествах они не дают возможности детям выразить впечатления, в какой-то мере не реализуют интересы детей, а ведут их по пути готовых замыслов.
Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами дети, эти игры построены на замысле, а замысел - это не плод отвлеченной мечтательности ребенка. Он является результатом наблюдения окружающего. В этих играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
В сюжетно - ролевых играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками, как символами явлений окружающей жизни, придумывают разнообразные комбинации и превращения, через взятую на себя роль выходит из круга обычной повседневности и ощущает себя активным участником взрослых. В таких играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает её, создает желанное будущее.
В дидактических играх успешно развивается память и внимание, а в сюжетно-ролевых воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивает чувство коллективизма, ответственности за свои действия, настойчивость, изобретательность, инициатива, коллективистские навыки. Т.е. у детей формируется игровой коллектив - дети умеющие договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать спорные вопросы и конфликты, использовать игрушки, необходимые для развития сюжета. Воспитателю необходимо сделать так, чтобы организация игр в детском саду обеспечила детям интересную, содержательную жизнь, безусловно, употребляла потребность в играх, в ходе которых воспитывались бы у них навыки общественного поведения, качества личности. Для этого необходимо: 41
Во-первых - должны быть определены те специфические задачи воспитания, на основе которых будет организована в играх детская жизнь и деятельность.
Во-вторых - игра должна быть организована и закреплена во времени, в распорядке дня детского сада.
В-третьих - должно быть определено, как педагог будет играть с детьми, в чем и как будет проявляться его участие и руководство.
Литература:
А.П.Усова «Роль игры в воспитании детей».
М.А.Васильева «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»
Е.И.Щербакова «Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7533935","attributes":{"alt":"","class":"med...
Семинар для педагогов ДОУ: "Виды игровой деятельности дошкольников"
Цель семинара:Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре....
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста....
Семинар-практикум "Принципы организации игровой деятельности дошкольников в детском саду"
Включение игры в процесс обучения детей - повышает его успешность....
Теоретические основы формирования музыкально- театрализованной игровой деятельности дошкольника.
Формирование эстетического интереса у дошкольников в процессе музыкально- театрализованной игровой деятельности...
Презентация "Теоретические основы игровой деятельности дошкольника"
В презентации отражены взгляды отечественный психологов и педагогов на природу детской игры, представлены теоретические положения Д.Б. Эльконана о сюжетно-ролевой игре как ведущем виде деятельности де...
Теоретические основы развития игровой деятельности дошкольников
Теоретические основы развития игровой деятельности дошкольников1.1Общие представления об игровой деятельностиРазвитие представлений о детской игре составляет замечательную страницу в истории отечестве...