Семинар для воспитателей на тему «Роль педагога в развитии игровой деятельности дошкольников. Разные подходы к классификации игр»
методическая разработка
- как средство познавательного развития, воспитания определённых качественных и индивидуальных способностей;
- как форма организации жизни и деятельности детей-дошкольников, когда в свободно избранной и свободно протекающей игре создаются детские дружеские сообщества, складываются между играющими определённые отношения, личные симпатии и антипатии, общественные и личные интересы.
В игре, как ведущей деятельности, происходят существенные изменения личности дошкольника, освоение им общественных ролей и связей, нравственных норм поведения, его интеллектуальное и эмоциональное развитие.
- Общая характеристика игровой деятельности.
- Развитие игровой активности дошкольника.
- Значение игры для психического развития ребенка.
- Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i.v.pptx | 1.86 МБ |
rol_pedagoga_v_razvitii_igrovoy_deyatelnosti_doshkolnikov._raznye_podhody_k_klassifikatsii_igr.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
игра как форма организации жизни и деятельности детей. Ф. Фребель и его система игр. Н.К. Крупская считала, задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре. А .С. Макаренко выдвигал идею необходимости «прописать всю жизнь» маленького ребенка игрой. Игра является формой организации жизни и деятельности в детском саду (А.П. Усова)
Виды отношений складывающиеся в процессе игры: о тношения, которые определяются содержанием игры; р еальные отношения, которые проявляются по поводу игры;
«УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ В ИГРЕ – ПЕРВАЯ ШКОЛА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ» а. п. уСОВА
Игра как форма организации жизни и деятельности в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. Какие режимные процессы можно облечь в форму игры?
Воспитательно-образовательные возможности игры в разных видах деятельности * Самообслуживание и элементы бытового труда * Изобразительная деятельность * Конструктивная деятельность * Музыкальная деятельность * Восприятие художественной литературы и фольклора * Двигательная деятельность * Коммуникативная деятельность
Пункт 2.7. «Особенности развития игровой деятельности ребенка» В младенческом возрасте (2 мес. – 1 год) – непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование предметами В раннем возрасте (1 – 3 лет) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого Для детей дошкольного возраста (3-8 лет) – предметная деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и другие виды игр; общение с взрослыми и сверстниками
Пункт 4.6. «Социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка» Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Классификация детских игр: Ф. Фребель – принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры); К. Грос – игры обычных функций и игры специальных функций; П.Ф. Лесгафт – имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами); Н.К. Крупская – игры придуманные самими детьми (творческие игры) и придуманные взрослыми (игры с правилами); С.Л. Новоселова: - игры возникающие по инициативе ребенка (самостоятельные игры); - игры возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями; - игры идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные игры), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.
Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей: Не заменять игру другими видами деятельности. Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации. Включайте игру во все сферы жизни ребенка. Радуйтесь , если ребенок пригласил вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны. Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослым. Не наказывайте ребенка лишением игры. Если ребенок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения. Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие. Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – ознакомление с различными сферами действительности. Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра - лучший подарок детям.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей № 42 "ЯРОСЛАВНА" г. Обниска
СЕМИНАР
НА ТЕМУ:
«Роль педагога в развитии игровой деятельности дошкольников. Разные подходы к классификации игр»
Подготовил:
Ст. воспитатель
Галабир И.В.
2015-2016 уч.год.
Ход выступления
Сл. 2. Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.
В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н.К. Крупская. Отмечая исключительное значение игр для дошкольников, Н. К Крупская писала: «… игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра- для дошкольников способ познания окружающего». Поэтому по глубокому убеждению Н.К. Крупской, задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре.
Идею о необходимости «пропитать всю жизнь» маленького ребенка игрой высказывал А.С. Макаренко. Сам он блестяще организовал эту идею, работая с трудными подростками.
Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А.П. Усовой. По мнению Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Направляя игру, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае.
Однако следует не забывать, что игра своеобразная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности.
Сл. 3. В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:
- отношения, которые определяются содержанием игры: (пример: ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей);
- отношения, которые определяются правилами игры (пример: по сигналу Цапля ловит лягушек);
- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (пример: распределение ролей, установление правил и т.п.)
Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. На основе реальных отношений у детей формируются качества «общественности» позволяющие ребенку успешно взаимодействовать с другими детьми.
Сл. 4. При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. А.П. Усова справедливо отметила, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре - первая школа общественного поведения. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для установления детского общества.
Однако, без помощи взрослого путь формирования общественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей с проблемами развития (дети застенчивые, агрессивные, с нарушениями речи). Влияя на поведение детей, на взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития.
Сл. 5. Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня должно быть обязательно время (до утренней гимнастики, на протяжении прогулки, после дневного сна), когда дети могли бы спокойно развертывать игры , зная, что их не будут отвлекать, торопить.
Педагог должен ежедневно продумывать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать интерес у детей. (вопрос к педагогам)
Сл. 6. Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностью. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку, по-другому оформить уже имеющиеся атрибуты. С помощью воспитателя дети могут починить игрушку (закрепить колеса автомобиля и т.п.).
Уже в 2-3 летнем возрасте детям прививают поддерживать порядок в «игрушечном царстве», соблюдать правило «Поиграл – убери на место», привлекают к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек. У старших детей формируют привычку ответственно, бережно относиться к игрушкам. Они по собственной инициативе или косвенно по предложению педагога ремонтируют коробки для настольных игр, стирают кукольную одежду.
Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.
Сл. 7. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в ФГОС ДО В пункте 2.7. определены особенности развития игровой деятельности ребенка:
- В младенческом возрасте (2 мес. – 1 год) – непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование предметами
- В раннем возрасте (1 – 3 лет) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого
- Для детей дошкольного возраста (3-8 лет) – предметная деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и другие виды игр; общение с взрослыми и сверстниками
Сл. 8. Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6. ФГОС ДО):
- Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте
- Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Сл. 9. Существует несколько классификаций игр:
Ф. Фребель будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).
Характеристика игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К.Гроссом к «играм специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.)
В отечественной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской.
П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).
В работах Н.К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры придуманные самими детьми (творческие игры) и придуманные взрослыми (игры с правилами);
Новая классификация детских игр, разработанная С.Л. Новоселовой, представлена в программе «Истоки». В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
Выделяют три класса игр:
- Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры:
Игра-экспериментирование;
Самостоятельные сюжетные игры:
- сюжетно-отобразительные,
- сюжетно-ролевые,
- режиссёрские,
- театрализованные;
2. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательными целями:
Игры обучающие:
- дидактические,
- сюжетно-дидактические,
- подвижные;
Досуговые игры:
- игры-забавы,
- игры-развлечения,
- интеллектуальные,
- празднично-карнавальные,
- театрально-постановочные;
3. игры идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные игры), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.
Традиционные или народные игры (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым.
Сл. 10. Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей:
- Не заменять игру другими видами деятельности.
- Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
- Включайте игру во все сферы жизни ребенка.
- Радуйтесь, если ребенок пригласил вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
- Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослым.
- Не наказывайте ребенка лишением игры.
- Если ребенок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
- Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
- Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – ознакомление с различными сферами действительности.
- Готовясь к очередному рабочему дню, помните, сто новая игра - лучший подарок детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотурнир с педагогами ДОУ "Развитие игровой деятельности дошкольника"
Данный материал представляет собой методическую разработку (как вариант - проведение педагогического совета в форме) мнемотурнира. В данном материале описаны задачи, решаемые в ходе данного меро...
Особенности содержания работы по развитию театрально-игровой деятельности дошкольников разных возрастных групп.
Театрализованные игры...
Семинар для педагогов ДОУ: "Виды игровой деятельности дошкольников"
Цель семинара:Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре....
Консультация для родителей и педагогов «Современные подходы в развитии игровой деятельности дошкольников»
Ведущей и значимой деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При грамотной организации игра способствует развитию интеллектуальных физических, и личностных качеств ре...
«Современные подходы в развитии игровой деятельности дошкольников»
Ведущей и значимой деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При грамотной организации игра способствует развитию интеллектуальных физических, и л...
Роль взрослого в организации игровой деятельности дошкольника. Особенности руководства играми в разных возрастных группах ДОУ.
Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Она имеет большое значение для развития ребенка, в ней развиваются действия в пре...
Семинар для воспитателей на тему: «Интеграция образовательных областей в совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию»
Семинар для воспитателей на тему:«Интеграция образовательных областей в совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию»...
- Мне нравится (1)