Авторская программа
рабочая программа (старшая группа) на тему

Салеева Елена Ивановна

Авторская программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа «Знакомство дошкольников с фольклорными традициями и обычаями русского народа»

        

В последнее время  наша страна переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая общество сегодня – это разрушение личности.  Материальные ценности доминируют над духовными.   В молодых семьях вопросы воспитания нравственности, патриотизма, духовности не считаются важными.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта накопленного предшествующими поколениями.

Проблема, которая стоит перед нами сегодня - развитие социальной, познавательной, творческой активности детей, формирование у них качеств гражданина и патриота, воспитание личности, стремящейся к нравственному совершенствованию. Эта проблема  не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г.Безносова, В.П. Зеньковского  Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность

Как показывает практика, особая значимость в развитии и воспитании детей дошкольного возраста  принадлежит фольклору. Он знакомит детей с богатством и многообразием народной культуры, приобщает их к истокам национального самосознания. Сила фольклора в его яркости, духовности, народности. И проявляется эта сила во время календарных фольклорных праздников.

В фольклорных праздниках отражены традиции и обычаи русского народа, они способствуют развитию у детей чувства прекрасного, воспитывают патриотические чувства, развивают смекалку, сообразительность, здесь  в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.  Именно здесь дети смогут применить все свои умения, навыки сольного,  и хорового народного пения, творческие способности в любом виде деятельности по своему выбору и на любом уровне, без излишних физических и психологических нагрузок.

Актуальность изучения этой темы бесспорна, так как современная педагогика считает освоение ребенком фольклорного наследия одним из приоритетных направлений

Заинтересовавшись этой темой , в своем саду я провела опрос среди старших дошкольников и их родителей, был определен багаж  знаний, умений и навыков по данной теме.

По результатам опроса (приложение 1) назрела необходимость создания программы по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями родного края.

Программа «Фольклорные  праздники» знакомит детей с истоками народной культуры, с традициями народа, его жизнью, позволяет окунуться дошкольнику в историю, быт русского народа.

Данная программа Программа построена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

включает в себя планирование работы на год по старшим возрастным группам.  

   В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы, это развлечения, праздники, практические занятия, встречи, выставки экскурсии, конкурсы.

Весь процесс воспитания нравственного поведения посредством народных праздников осуществлялся в два этапа: подготовка к празднику и мероприятие (проведение). На этапе подготовки проводились занятия и составлен сценарий праздника, учитывающий задачу приобщения детей к тематике празднования. Основная тема праздника пронизывала все занятия, в которые ребенок включен.

Теоретическую основу программы составили положения «Концепция дошкольного воспитания» (1989 г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим и общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся русских философов о значении личности для духовно-нравственного и патриотического развития личности.

Актуальность

. Хочется отметить актуальность образовательной программы «Фольклорные праздники» – теоретическую основу которой составили положения Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям.

Особенность программы-  авторская программа основывается на комплексной программе  «Наследие», а именно цикла «Музыкальное наследие»  - программы освоения традиционной  отечественной музыкальной культуры.

 Сюжетно–тематическое планирование программы  задается естественным природным ритмом и историко-культурным содержанием традиционного календаря и семейной культуры.

     Она построена на единой методологической установке, предполагающей комплексный подход в организации содержания и процесса освоения традиционной отечественной культуры.

Востребованность данной программы очевидна, так как она направлена на активное приобретение детьми музыкального, культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий.

 Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора.

Педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.

Беседы с родителями, их участие в подготовительных занятиях, помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

. Процесс подготовки дает возможность объединить весь коллектив детского сада (детей и взрослых , родителей),  

Цель программы:

 

Воспитать ребенка в традициях отечественной народной культуры, формировать навыки бережного отношения и любви к ней.

Задачи программы:

  1. Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками.
  2. Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
  3. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления
  4. Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
  5. Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда

Методические приемы:

  1. наглядный, словесный, практический;
  2. беседы с детьми;
  3. слушание русских народных песен, сказок;
  4. разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
  5. инсценировки песен и малых фольклорных форм.

Для успешной реализации программы , в детском саду создан мини-музей «Русская изба», имеются детские народные инструменты, народные костюмы, наглядный материал, детская художественная литература, технические средства, диски с записями фольклорного материала.

 

Реализуя данную программу в детском саду, мы выбрали для себя приоритетные направления деятельности:

1.Окружение ребенка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять. Что они – часть великого русского народа.

2.Народные праздники и традиции, так как именно в них фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых и растений. И эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и общественной жизнью человека во всей их ценности и многообразии.

3.Использование фольклора во всех направлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) которые вмещают в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенности  черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки выражают заботу, нежность, веру в будущее. В пословицах и поговорках кратко и легко оцениваются человеческие поступки, высмеиваются недостатки людей, восхваляются положительные качества, подчеркивается положительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук

 Ожидаемые результаты реализации программы у детей старшего дошкольного возраста:

*Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Святки, Масленица, Пасха Троица.).

*Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).

*Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре

*Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.

*Петь открытым звуком с чёткой артикуляцией.

*Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту

*Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию

*Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень).

*Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Организация работы:

    -тематические занятия,

    -развлечения,

    -праздники.

Дошкольники узнают много нового и неизвестного.  В течение всего года дети оформляют альбомы с рисунками музыкальных инструментов, альбомы пословиц и поговорок, русских народных песен, делают картотеку игр, оформляют стенды, выставки. Родители принимают активное участие вместе с детьми, помогают находить материал в интернете, общаются между собой по различным темам программы, помогают при оформлении альбомов, выставок, шьют костюмы на праздники

Освоение дошкольниками фольклора способствует решению целого комплекса педагогических задач:

  • воспитание  любви   к родной  земле,  уважения  к традициям своего народа и людям труда;
  • развитие     активного     восприятия     музыки     посредством музыкального фольклора. Формирование у детей ценностного отношения к фольклорному наследию как одно из приоритетных направлений современной педагогики.
  • формирование   исполнительских   навыков   в   области   пения, движения, музицирования;
  • развитие самостоятельности, инициативы и  импровизационных способностей у детей;
  • формирование целостного восприятия народной культуры.

Результативность программы объясняется ее педагогической целесообразности, показывает, что изучение традиционной культуры в дошкольном  детстве позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение.
Фольклор уникален тем, что позволяет раскрываться, раскрепощаться личности. Мотив самораскрытия ведет к возникновению творческой деятельности, привносящей что-то свое, т.е. импровизацию, являющейся сутью фольклорной традиции. Освоение фольклорной импровизацией – важная ступень, ведущая к глубокому постижению фольклора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Олимпийские резервы" в рамках реализации "Программы межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагоплучая""

В наше время очень много социальных сирот при живых родителях. Бывает, что и в благополучных семьях  мало уделяется внимания детям, в результате они предоставлены сами себе. У ребят формируется б...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми 1.5 -3 лет, первой младшей (ясельной) группы составлена на основе авторской программы «Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово

Содержание Целевой раздел1.     Пояснительная записка…………………………………………………………….2Содержательный раздел1.     Физическое развитие.  Развернутое комплексно...

Программа «Маленький гений» (авторская программа дополнительного образования)

Программа «Маленький гений» является продуктом инновационного проекта, реализуемого в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждений детский сад «Катюша» в тече...

Методические разработки к авторской программе "Родина" l часть программы "Уральцы и уралочки"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения  - одна из важных задач современной педагогикиВ современной ситуации общественным сознанием особенно остро осознается, что от правильной постанов...