Необходимость и АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.
проект (старшая группа) на тему

Степанушко Людмила Ивановна

. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона, детали из конструктора- механика и т. д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка,  чертежа, письменной или устной инструкции т. п. Таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.

3.  Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. от простого к сложному.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудности. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_stepanushko.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

           

Необходимость и   АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

                                                                               В-ль: Степанушко Л.И.

 

         «Без игры нет и не может быть полноценного                                                                                    умственного развития.  Игра- это огромное светлое окно,

                       через которое в духовный мир ребенка вливается

                                   живительный поток представлений, понятий.

      Игра- это искра, огонек пытливости и любознательности»

                                                                                                Сухомлинский

 В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально - в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных малышей, обладающих начальным багажом знаний. Да и в самих школах изменились методики обучения. Большинство знаний, контрольные экзаменационные тесты строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не излагать изученный материал. Именно такой способ обучения оптимален в современных условиях. Не «напичкать» ребенка знаниями, а научить думать, решать задачи, правильно пользоваться справочными источниками, т. е. указать ему путь, следуя которому он сможет получить необходимые знания, реализовать их в жизни и в профессии.  Что является сегодня приоритетным в отношении дошкольника: обучение или воспитание? Этот вопрос остается по-прежнему актуальным и дискуссионным. Не у кого не вызывает сомнения, что детство - самоценный период в жизни человека,определяющий перспективы становления его личности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребенку успешно осваивать любые специальные знания.  Одна из важных  задач дошкольного учреждения - развитие активной, интеллектуально - развитой, творческой личности. Для достижения данной цели используются эффективные технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей.  Существует тонкий мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом – игра. Игра способна развивать личность, используя естественные познавательные способности ребенка,  физиологические и психологические аспекты.

   Природа щедро наделила каждого ребенка возможностями развиваться. Лишив ребенка современного и полноценного обучения в младенческом и дошкольном детстве, тем самым мы обрекаем его на громадные зарплаты сил и времени на развитие способностей в будущем. Но обучение обучению рознь. В дошкольном возрасте ребенок активно обучается только посредством игры. И здесь на помощь родителям и педагогам приходят развивающие игры. Они дают богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта малыша, к тому же учат родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе.  Цель любой развивающей игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.  Развивающие игры очень разнообразны (игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи, соревнования), но объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными способностями:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона, детали из конструктора- механика и т. д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка,  чертежа, письменной или устной инструкции т. п. Таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.

3.  Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. от простого к сложному.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудности. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

5. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он возможно еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

6. Решение задачи предстанет перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков деталей конструктора т. е. видимых, осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

7. К большинству развивающих игр дети и взрослые могут составлять новые варианты заданий, и даже придумывать новые игры, т. е. заниматься творческой деятельностью развивающих игр:

-сочетание игры с обучением.

-постепенное усложнение процесса обучения и условий игры.

-рост интеллектуальной активности ребенка при решении новых задач.

-целостное влияние обучающих и воспитательных факторов.

      При грамотной реализации этих принципов формируются условия, способствующие развитию первоначальных норм самооценки и самоконтроля у детей. Это имеет большое воздействие на их учебную деятельность и жизнь в коллективе.

ЦЕЛЬ  ПРОЕКТА: Обеспечить благоприятные условия для развития познавательной деятельности детей и повышение их творческо-поисковой активности.          

  ЗАДАЧИ:

 Образовательная. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

 Развивающая. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.

 Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.

Воспитывать у детей потребность занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения интеллектуального усилия играми. Расширяет представление родителей о развивающих играх для детей старшего дошкольного возраста.

ПЕРСПЕКТИВЫ.

    Необходимо дополнять и усложнять игры. Планируем провести мероприятие с использованием развивающих игр совместно с родителями, что способствовало бы сплочению семьи и вызвало бы желание родителей развивать своих детей и больше с ними общаться.  

План-график :

Цели: расширить знания детей; умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе.

- Познакомить с геометрическими фигурами, телами, цифрами, разнообразными линиями.

- Совместная организованная деятельность.

- Дидактические игры.

- Познавательное развитие

- Наблюдения.

- Отгадывание загадок.

- Придумывание загадок

- Беседы.

- Рассматривание картин и иллюстраций.

Речевое развитие:

Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, цифрах, линиях.

Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.

Ознакомление с худ. литературой:

Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов.

Художественно-эстетическое развитие:

Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку.

Превращение фигур, цифр и линий в предметы.

«На что похожи цифры»; составление коллажей.

Игровая деятельность:

Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их.

- Дидактические игры.

- Подвижные игры.

- Сюжетно-ролевые игры.

- Театральные игры.

- Словесные игры.

- Строительные игры.

Продуктивная деятельность:

Развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам; творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное; радоваться результатам своего труда.

- Коллажи

- Фризы

- Альбомы детской деятельности

- Поделки

- Постройки из конструктора, строителя, песка.

Самостоятельная деятельность:

Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников.

- Разнообразные игры.

- Исследовательская деятельность.

- Рисование рисунков.

-Продуктивная деятельность.

Работа с родителями.

Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое.

Консультация для родителей на тему: "  Математика и дети".

                                     

                                            Ход:

Воспитатель: Вы готовы заниматься?

Да, да, да.

И все будете стараться?

Да, да, да.

Головою мне кивните

И тихонечко садитесь

                                               

В: Ребята, посмотрите все в окно. Видите, к нам прилетело какое-то письмо. Давайте его прочитаем. Да это же письмо от Старика Хоттабыча. Он просит помочь ему склеить его кувшин и чашки. Поможем ему? Только путь нелегкий предстоит. Ой, да тут есть еще и карта. Садитесь все на ковер-самолет и полетели.

Научит она никогда не скучать

И форму , и цифры, и цвет различать,

Задачи решать и предметы считать

А как же её одним словом назвать?

- А теперь посмотрите на меня внимательно и скажите: «Какое

у  меня  настроение?» (радостное, хорошее…). Чтобы и у вас было

веселое настроение на занятие приготовьте свои ладошки и лови-

те мои смайлики с улыбкой. Настроение подняли? А на смайликах

у вас написаны цифры , и на стульчиках тоже есть цифры, найдите

свою цифру и присаживайтесь на ковер.

-Ребята, а что такое путешествие? А какие страны и города вы зна-

ете? А в какой стране мы живем?  Как называется наша

станица?

Остановка  «Древний город». В этом городе нам предстоит выполнить 5 заданий. За правильное выполнение вы получите ключи. А время отмерять будут песочные часы. Если же вы за каждое задание получите по ключу ,то сможете открыть заветный сундук и получить главное  задание.  Итак,  Задание № 1 «Поставьте дома по порядку»

Кто у нас пойдёт выполнять это задание?

/выходит один ребёнок, расставляет дома в числовой ряд от 1 до 9/

Молодец.

Ребята, давайте проверим, какое число стоит между числами 3 и 5.

Какое число стоит между числами 7 и 9.

Какое число стоит между числами 1 и 3.

Молодцы.

А кто у нас посчитает дома от первого до пятого?

/выходит ребёнок, считает /

Первый дом, второй дом и т.д.

Молодец.

В.-А кто посчитает дома от пятого до девятого?

/выходит ребёнок, считает /

Молодец.

В.-Ребята, сейчас я буду показывать дома, а вы посчитаете обратным счётом. / дети все вместе считают/

Молодцы, ребята, с первым заданием вы справились.

Давайте посмотрим на карту. Куда же нам идти дальше.

Ребёнок: Мы должны перейти через реку.

Воспитатель: А как нам через неё перейти?

Дети: По мостику.

Воспитатель: Правильно по мостику.

Давайте встанем друг за другом. Я пойду первая, а вы за мной. Только будьте осторожны, не упадите.

Воспитатель: Все перешли?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите, что это тут?

Воспитатель: Все перешли?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите, что это тут?

- А теперь возьмем конверт . Открываем его (достаю цветные облака и размещаю на фланелеграфе).
- Смотрите, что это за волшебные облака?

Ответы детей:

- Дни недели.

- Сколько дней в неделе? Давайте вместе назовем дни недели.
- Сегодня у нас третий день недели. Назовите и покажите какого он цвета.
(Третий день недели среда, он голубого цвета).
А какой будет завтра день недели, какого он цвета.
А вчера какой был день недели? Какого цвета?

Дети отвечают на вопросы. Молодцы, вы правильно выполнили задания.

В.-Следующее задание:

Берем конверт, открываем и читаем:
У вас на столах лежат геометрические фигуры. На листок надо выложить геометрической фигурой предметы, которые я буду называть, например, тарелка , какой формы? Круглая, значит выкладываем круг. А дальше думайте сами.
(Дверь, крыша дома, огурец, кубик).

- Какие геометрические фигуры выложил Дима?
- Какие фигуры выложил Максим, Ваня?
- Сколько всего фигур?

Молодцы, как быстро вы справились с заданием.

В.-Поиграйте в игру «Молчанка».

Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.

- Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько носов у двух собак?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у двух котов?
- Все верно, показали. Молодцы

В.-И. наконец, последнее задание:

Старик Хоттабыч  просит вас выложить из счетных палочек два домика: маленький для него и большой для Медведя. (Образец на доске).

- Что сделала Настя?
- Что сделала Даша?
- Что сделал Максим?
- Сколько палочек использовали для домика Маши?
- Сколько палочек использовал Илья для домика Медведя?

Какие красивые домики у вас получились.

В.-Ребята, вы справились с заданием и получаете 5 ключей.

Дети подходят к сундуку, открывают его и находят кувшин и чашки, складывают их в одно целое.

После педагог предлагает разукрасить склеенную посуду элементами дымковской росписи.(Дети разукрашивают посуду дымковской росписью)

В.-Какие вы молодцы, ребята!!  Математика   помогла старику Хоттабычу. Он благодарит вас и в знак благодарности дарит вам игру «Забавная математика» .Но нам пора возвращаться…Занимайте свои места и отправляемся домой..

Список используемой литературы

1. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 4-5 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

 2. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – 2-е изд., и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

 3. Шевелев К.В. Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.

         4.Интернет сайты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Актуальность и практичность применения СКАЗКИ в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста.

В статье освещена проблема, актуальность и практическое использование сказки и сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста для формирования и развития морально-нравственной сферы личности....

Актуальность применения методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию реб...

Особенности применения коррекционно-развивающих методов в работе с детьми, имеющими интеллектуальные расстройства.

В последние десятилетия увеличивается количество детей с различными интеллектуальными расстройствами.  Коррекционно-развивающая работа также предполагает создание специальных условий обучения и в...

Применение развивающих технологий в работе педагога- психолога

Применение развивающих технологий в работе педагога- психолога...