Необходимость и АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.
проект (старшая группа) на тему
. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона, детали из конструктора- механика и т. д.
2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции т. п. Таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. от простого к сложному.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудности. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_stepanushko.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Необходимость и АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.
В-ль: Степанушко Л.И.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий.
Игра- это искра, огонек пытливости и любознательности»
Сухомлинский
В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально - в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных малышей, обладающих начальным багажом знаний. Да и в самих школах изменились методики обучения. Большинство знаний, контрольные экзаменационные тесты строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не излагать изученный материал. Именно такой способ обучения оптимален в современных условиях. Не «напичкать» ребенка знаниями, а научить думать, решать задачи, правильно пользоваться справочными источниками, т. е. указать ему путь, следуя которому он сможет получить необходимые знания, реализовать их в жизни и в профессии. Что является сегодня приоритетным в отношении дошкольника: обучение или воспитание? Этот вопрос остается по-прежнему актуальным и дискуссионным. Не у кого не вызывает сомнения, что детство - самоценный период в жизни человека,определяющий перспективы становления его личности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребенку успешно осваивать любые специальные знания. Одна из важных задач дошкольного учреждения - развитие активной, интеллектуально - развитой, творческой личности. Для достижения данной цели используются эффективные технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Существует тонкий мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом – игра. Игра способна развивать личность, используя естественные познавательные способности ребенка, физиологические и психологические аспекты.
Природа щедро наделила каждого ребенка возможностями развиваться. Лишив ребенка современного и полноценного обучения в младенческом и дошкольном детстве, тем самым мы обрекаем его на громадные зарплаты сил и времени на развитие способностей в будущем. Но обучение обучению рознь. В дошкольном возрасте ребенок активно обучается только посредством игры. И здесь на помощь родителям и педагогам приходят развивающие игры. Они дают богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта малыша, к тому же учат родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе. Цель любой развивающей игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка. Развивающие игры очень разнообразны (игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи, соревнования), но объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными способностями:
1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона, детали из конструктора- механика и т. д.
2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции т. п. Таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. от простого к сложному.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудности. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он возможно еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
6. Решение задачи предстанет перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков деталей конструктора т. е. видимых, осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
7. К большинству развивающих игр дети и взрослые могут составлять новые варианты заданий, и даже придумывать новые игры, т. е. заниматься творческой деятельностью развивающих игр:
-сочетание игры с обучением.
-постепенное усложнение процесса обучения и условий игры.
-рост интеллектуальной активности ребенка при решении новых задач.
-целостное влияние обучающих и воспитательных факторов.
При грамотной реализации этих принципов формируются условия, способствующие развитию первоначальных норм самооценки и самоконтроля у детей. Это имеет большое воздействие на их учебную деятельность и жизнь в коллективе.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Обеспечить благоприятные условия для развития познавательной деятельности детей и повышение их творческо-поисковой активности.
ЗАДАЧИ:
Образовательная. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Развивающая. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.
Воспитывать у детей потребность занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения интеллектуального усилия играми. Расширяет представление родителей о развивающих играх для детей старшего дошкольного возраста.
ПЕРСПЕКТИВЫ.
Необходимо дополнять и усложнять игры. Планируем провести мероприятие с использованием развивающих игр совместно с родителями, что способствовало бы сплочению семьи и вызвало бы желание родителей развивать своих детей и больше с ними общаться.
План-график :
Цели: расширить знания детей; умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе.
- Познакомить с геометрическими фигурами, телами, цифрами, разнообразными линиями.
- Совместная организованная деятельность.
- Дидактические игры.
- Познавательное развитие
- Наблюдения.
- Отгадывание загадок.
- Придумывание загадок
- Беседы.
- Рассматривание картин и иллюстраций.
Речевое развитие:
Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, цифрах, линиях.
Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.
Ознакомление с худ. литературой:
Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов.
Художественно-эстетическое развитие:
Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку.
Превращение фигур, цифр и линий в предметы.
«На что похожи цифры»; составление коллажей.
Игровая деятельность:
Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их.
- Дидактические игры.
- Подвижные игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Театральные игры.
- Словесные игры.
- Строительные игры.
Продуктивная деятельность:
Развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам; творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное; радоваться результатам своего труда.
- Коллажи
- Фризы
- Альбомы детской деятельности
- Поделки
- Постройки из конструктора, строителя, песка.
Самостоятельная деятельность:
Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников.
- Разнообразные игры.
- Исследовательская деятельность.
- Рисование рисунков.
-Продуктивная деятельность.
Работа с родителями.
Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое.
Консультация для родителей на тему: " Математика и дети".
Ход:
Воспитатель: Вы готовы заниматься?
Да, да, да.
И все будете стараться?
Да, да, да.
Головою мне кивните
И тихонечко садитесь
В: Ребята, посмотрите все в окно. Видите, к нам прилетело какое-то письмо. Давайте его прочитаем. Да это же письмо от Старика Хоттабыча. Он просит помочь ему склеить его кувшин и чашки. Поможем ему? Только путь нелегкий предстоит. Ой, да тут есть еще и карта. Садитесь все на ковер-самолет и полетели.
Научит она никогда не скучать
И форму , и цифры, и цвет различать,
Задачи решать и предметы считать
А как же её одним словом назвать?
- А теперь посмотрите на меня внимательно и скажите: «Какое
у меня настроение?» (радостное, хорошее…). Чтобы и у вас было
веселое настроение на занятие приготовьте свои ладошки и лови-
те мои смайлики с улыбкой. Настроение подняли? А на смайликах
у вас написаны цифры , и на стульчиках тоже есть цифры, найдите
свою цифру и присаживайтесь на ковер.
-Ребята, а что такое путешествие? А какие страны и города вы зна-
ете? А в какой стране мы живем? Как называется наша
станица?
Остановка «Древний город». В этом городе нам предстоит выполнить 5 заданий. За правильное выполнение вы получите ключи. А время отмерять будут песочные часы. Если же вы за каждое задание получите по ключу ,то сможете открыть заветный сундук и получить главное задание. Итак, Задание № 1 «Поставьте дома по порядку»
Кто у нас пойдёт выполнять это задание?
/выходит один ребёнок, расставляет дома в числовой ряд от 1 до 9/
Молодец.
Ребята, давайте проверим, какое число стоит между числами 3 и 5.
Какое число стоит между числами 7 и 9.
Какое число стоит между числами 1 и 3.
Молодцы.
А кто у нас посчитает дома от первого до пятого?
/выходит ребёнок, считает /
Первый дом, второй дом и т.д.
Молодец.
В.-А кто посчитает дома от пятого до девятого?
/выходит ребёнок, считает /
Молодец.
В.-Ребята, сейчас я буду показывать дома, а вы посчитаете обратным счётом. / дети все вместе считают/
Молодцы, ребята, с первым заданием вы справились.
Давайте посмотрим на карту. Куда же нам идти дальше.
Ребёнок: Мы должны перейти через реку.
Воспитатель: А как нам через неё перейти?
Дети: По мостику.
Воспитатель: Правильно по мостику.
Давайте встанем друг за другом. Я пойду первая, а вы за мной. Только будьте осторожны, не упадите.
Воспитатель: Все перешли?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите, что это тут?
Воспитатель: Все перешли?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите, что это тут?
- А теперь возьмем конверт . Открываем его (достаю цветные облака и размещаю на фланелеграфе).
- Смотрите, что это за волшебные облака?
Ответы детей:
- Дни недели.
- Сколько дней в неделе? Давайте вместе назовем дни недели.
- Сегодня у нас третий день недели. Назовите и покажите какого он цвета.
(Третий день недели среда, он голубого цвета).
А какой будет завтра день недели, какого он цвета.
А вчера какой был день недели? Какого цвета?
Дети отвечают на вопросы. Молодцы, вы правильно выполнили задания.
В.-Следующее задание:
Берем конверт, открываем и читаем:
У вас на столах лежат геометрические фигуры. На листок надо выложить геометрической фигурой предметы, которые я буду называть, например, тарелка , какой формы? Круглая, значит выкладываем круг. А дальше думайте сами.
(Дверь, крыша дома, огурец, кубик).
- Какие геометрические фигуры выложил Дима?
- Какие фигуры выложил Максим, Ваня?
- Сколько всего фигур?
Молодцы, как быстро вы справились с заданием.
В.-Поиграйте в игру «Молчанка».
Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
- Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько носов у двух собак?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у двух котов?
- Все верно, показали. Молодцы
В.-И. наконец, последнее задание:
Старик Хоттабыч просит вас выложить из счетных палочек два домика: маленький для него и большой для Медведя. (Образец на доске).
- Что сделала Настя?
- Что сделала Даша?
- Что сделал Максим?
- Сколько палочек использовали для домика Маши?
- Сколько палочек использовал Илья для домика Медведя?
Какие красивые домики у вас получились.
В.-Ребята, вы справились с заданием и получаете 5 ключей.
Дети подходят к сундуку, открывают его и находят кувшин и чашки, складывают их в одно целое.
После педагог предлагает разукрасить склеенную посуду элементами дымковской росписи.(Дети разукрашивают посуду дымковской росписью)
В.-Какие вы молодцы, ребята!! Математика помогла старику Хоттабычу. Он благодарит вас и в знак благодарности дарит вам игру «Забавная математика» .Но нам пора возвращаться…Занимайте свои места и отправляемся домой..
Список используемой литературы
1. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 4-5 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
2. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – 2-е изд., и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Шевелев К.В. Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
4.Интернет сайты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.
1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...
Актуальность и практичность применения СКАЗКИ в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста.
В статье освещена проблема, актуальность и практическое использование сказки и сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста для формирования и развития морально-нравственной сферы личности....
Актуальность применения методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию реб...
Особенности применения коррекционно-развивающих методов в работе с детьми, имеющими интеллектуальные расстройства.
В последние десятилетия увеличивается количество детей с различными интеллектуальными расстройствами. Коррекционно-развивающая работа также предполагает создание специальных условий обучения и в...
Проект с детьми 2- младшей группы "Создание и применение дидактических игр в работе с детьми 3-4 лет"
проект долгосрочный...
Применение развивающих технологий в работе педагога- психолога
Применение развивающих технологий в работе педагога- психолога...
СЦЕНАРИЙ выступления на РП(М)О воспитателя дошкольного образования, школ интернатов по теме: «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста» (из опыта работы)
Тема нашего выступления - «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста»....