Психолого-физиологические и социально-педагогические проблемы развития и адаптации обучающихся начальных классов.
презентация на тему
Психолого-физиологические и социально-педагогические проблемы развития и адаптации обучающихся начальных классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - педагогическом, психологическом, так и физическом плане.
Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста. Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями.
Школьная адаптация Приспособление ребёнка к первичному учебному коллективу (классу) нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе; Происходит включение ребёнка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями .
Возрастные морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста. Возраст от 7до 11лет. В этот период происходят существенные изменения в анатомо-физиологическом строении организма детей, протекающие относительно спокойно и равномерно
достигает определенной степени развития, еще не устойчива к неблагоприятным воздействиям. Чрезмерная физическая нагрузка быстро приводит к утомлению. Вследствие гибкости скелета при неправильной позе развиваются нарушения осанки. Крупные мышцы тела развиваются раньше мелких, поэтому школьникам данного возраста трудно выполнять мелкие и точные движения. В возрасте 8-12 лет продолжается совершенствование движений (ходьба, бег, прыжки, метание) и двигательных качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость), заканчивается развитие и созревание периферических отделов нервной системы, ускоряются темпы развития скелетной мускулатуры, нарастает мышечная сила, повышается упругость мышц. Костная и мышечная система
Нервная система Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
Сердечно - сосудистая система продолжает свое активное развитие и процесс этот не завершается даже у подростков. Продолжает развитие иммунная система. Совершенствуется местный и общий иммунитет. Дыхательная система . Недостаточная глубина дыхания компенсируется сравнительно высокой частотой - от 20 до 22 раз в минуту
Обмен веществ становится активнее, так как продолжающийся рост и увеличение веса тела требуют усиленного питания. Детей данного возраста необходимо кормить 4 - 5 раз в сутки. В этот период совершенствуются естественные движения, они становятся все более координированы. Однако, развитие механизмов центральной нервной системы еще недостаточно, поэтому дети 7 - 11 летнего возраста быстро утомляются, следовательно, деятельность, выполняемая детьми, должна быть разнообразна по характеру, воздействию на те или иные мышечные группы или системы организма, а также чередоваться с краткосрочным отдыхом, тогда дети не будут утомляться.
Психофизиологические особенности младших школьников. Развитие психики младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности учения. Включаясь в учебную работу, дети постепенно подчиняются её требованиям, а выполнение этих требований предполагает появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников. Новые качества возникают и развиваются у младших школьников по мере формирования учебной деятельности .
Факторы определяющие адаптацию и здоровье обучающихся начальной школы Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. По статистике Половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, был ли он психологически готов к школьному обучению, так же это зависит от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития.
А.Л.Венгер три уровня адаптированности первоклассников.
Психолого-физиологические проблемы развития и адаптации младших школьников
Социально-психологическая адаптация. «Я-школьник» Эмоциональная сфера Адаптация к коллективу.
Выделяют две группы критериев готовности детей к обучению в школе: медицинские и психолого-педагогические.
Медицинские критерии: Уровень физического развития. Уровень биологического развития. Состояние здоровья.
Психолого-педагогические критерии: Степень психосоциальной зрелости. Уровень умственной работоспособности. Выполнение монометрического теста. Чистота звукопроизношения. Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по тестам Керна- Ирасека и Векслера. Уровень восприятия, памяти, мышления.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание социально - педагогических условий для развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой игре у детей дошкольного возраста
Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерывного образования, создающий...
Факторы, определяющие адаптацию и здоровье обучающихся начальной школы.
Немалую роль в успешной адаптации к школе играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть...
Новые информационные технологии в педагогическом процессе ДОУ реферат на тему:" Создание социально - педагогических условий для развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ"
Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерыв...
" ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ" Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по развитию графомоторных навыков.
Данная программа гуманитарной направленности разработана с целью оказания эффективной помощи детям в подготовке руки к письму, способствует развитию графомоторных навыков, плавности, точно...
Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности по развитию графомоторных навыков "ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ"
Рицензируемый материал имеет важное значение и оценен положительно...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по развитию пространственного мышления дошкольников через игры с геометрическими фигурами «Загадки дядюшки Танграма»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Загадки дядюшки Танграма» по развитию пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста» (далее – П...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по развитию познавательных процессов для создания базы успешного овладения чтением детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
quot;О муки чтения в раннем детстве, когда с головой погружаешься в механизм зубчатого сплетения букв, всем существом отдаваясь изучению машины из бесчисленных мельчайших колесиков! .....