Создание социально - педагогических условий для развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой игре у детей дошкольного возраста
статья

Перминова Зоя Александровна
Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Сюжетно - ролевая игра - одна из самых доступных для детей видов деятельности самовыражение человека, способ его совершенствования.
        В связи с этим мы рассматриваем влияние игры на развитие  партнерских отношений, коммуникативных и личностных качеств дошкольников. Ролевая игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы. В свете всего выше сказанного тема развития сюжетно - ролевой игры не теряет своей актуальности и в наши дни, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
       Тема является актуальной, так как игра - ведущий вид деятельности дошкольного возраста, воздействует на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни.   Оптимальной формой  этих отношений является ролевая игра. Отсюда важность и  актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребенка.
        Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры. 
        Гипотеза: если я буду применять инновационные подходы к оформлению сюжетно - ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста для развития партнерских отношений, то это благоприятно будет содействовать сближению детей, формированию дружного детского коллектива, развитию партнерских отношений, а также раскрепощению ребенка его, как самостоятельной личности. 
        Объект исследования - процесс социализации личности ребенка дошкольного возраста под влиянием сюжетно-ролевой игры.
       Предмет исследования - процесс развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой у детей старшего дошкольного возраста 
       Цель исследования: выявить социально - педагогические условия  для развития партнерских отношений в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
       В соответствии с целью сформулированы задачи исследования: 
1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2.Изучение особенностей развития партнерских отношений у старших дошкольников
3.Анализ развития партнерских отношений в сюжетно-ролевой игре у старших дошкольников
       Методы исследования теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме исследования, наблюдение, эксперимент, методы обработки данных.
       Практическая значимость: работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе  воспитателей и родителей при решении проблем общения в старшем дошкольном возрасте. Эти данные также могут содействовать решению проблем, связанных с коммуникативными барьерами. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_perminovoy_z.a._2.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

       Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Сюжетно - ролевая игра - одна из самых доступных для детей видов деятельности самовыражение человека, способ его совершенствования.

        В связи с этим мы рассматриваем влияние игры на развитие  партнерских отношений, коммуникативных и личностных качеств дошкольников. Ролевая игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы. В свете всего выше сказанного тема развития сюжетно - ролевой игры не теряет своей актуальности и в наши дни, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

       Тема является актуальной, так как игра - ведущий вид деятельности дошкольного возраста, воздействует на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни.   Оптимальной формой  этих отношений является ролевая игра. Отсюда важность и  актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребенка.

        Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры.

        Гипотеза: если я буду применять инновационные подходы к оформлению сюжетно - ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста для развития партнерских отношений, то это благоприятно будет содействовать сближению детей, формированию дружного детского коллектива, развитию партнерских отношений, а также раскрепощению ребенка его, как самостоятельной личности.

        Объект исследования - процесс социализации личности ребенка дошкольного возраста под влиянием сюжетно-ролевой игры.

       Предмет исследования - процесс развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой у детей старшего дошкольного возраста

       Цель исследования: выявить социально - педагогические условия  для развития партнерских отношений в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.

       В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:

1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2.Изучение особенностей развития партнерских отношений у старших дошкольников

3.Анализ развития партнерских отношений в сюжетно-ролевой игре у старших дошкольников

       Методы исследования теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме исследования, наблюдение, эксперимент, методы обработки данных.

       Практическая значимость: работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе  воспитателей и родителей при решении проблем общения в старшем дошкольном возрасте. Эти данные также могут содействовать решению проблем, связанных с коммуникативными барьерами.

       Игра, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Советский, педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

       Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л. Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.

    Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.)

       Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.

       Почему дети разучились играть. Если задать этот вопрос родителям, подавляющее большинство ответит положительно. Но когда все контролируется взрослыми и нет ни личного пространства, ни личного времени, ребенок не может проявить себя, оставшись без привычной опеки даже на полчаса. С этим впоследствии напрямую связаны типичные состояния современных подростков, которые не знают, куда себя деть. Главной деятельностью дошкольника должна быть игра. Она имеет фундаментальное значение для детского развития: и воображение, и произвольность, и навыки общения формируются и развиваются именно в игре.

       Это странно звучит: «дети не умеют играть». Но игра — вещь не простая. Она включает в себя сюжет, роль, игровое действие. Ребенку нужно представить себя в воображаемой ситуации, создать пространство игры, договориться о ролях, правилах и поддерживать конструктивные отношения со сверстниками. Это очень сложная деятельность, включающая и интеллектуальные, и  эмоциональные ресурсы ребенка. И эта свободная самостоятельная активность приносит детям огромное удовольствие.

        Доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития, руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ Елена Смирнова, исследовала  игру более 100 детей. Игра у наших дошкольников находится на самом примитивном уровне. Пяти-шестилетние дети играют так же, как трехлетние: возят машинки, кормят кукол, бесконечно одевают и причесывают их. Можно было еще наблюдать возню, беготню, гримасничанье. Повторюсь, так нормально могут играть малыши двух-трех лет. Развернутой игровой деятельности у старших дошкольников в детских садах нет.— Почему?— Многие родители и воспитатели считают, что современные дети не должны играть так, как играли они сами. Потому что сейчас так много развлечений, компьютерных технологий, но главное — ребенок должен быть развит и готов к школе. Глубокое заблуждение: никакие компьютерные технологии не заменят ребенку его собственной активности. Прелесть игры в том, что дети сами творят окружающий мир. В виртуальной игре они тоже активны. Но это другая активность: в рамках заданных, запрограммированных обстоятельств. В реальной игре дети полностью сами создают свой мир и проигрывают то, что эмоционально переживают именно в данный момент, а не то, что оказалось в программе, это развивает важнейшие личностные качества и способности. Лишая детей настоящей игры, мы лишаем их самого главного источника жизненно важных сил и возможности выражать себя. Очень трудно объяснить взрослым, что при жесткой регламентации детской жизни нарушается неотъемлемое право детей на игру (статья № 31 Декларации прав ребенка). Не понимают: кто мешает, как нарушается? Вот вроде бы игрушек полно! Но для настоящей игры ребенку нужно оставлять пространство и время — это именно то, что в наших детских садах отсутствует.

        Сама система образования устроена так, что дети "перестимулированны" и "заорганизованны "— они постоянно находятся под контролем. Воспитатель должен строго выполнять программу и составлять план, в котором расписана каждая минута. Детей переводят с одного занятия на другое, у них не остается свободного времени, когда они могли бы что-то сделать сами. Складывается впечатление, что взрослые боятся детской самостоятельности. В результате для свободной игры у детей не остается ни сил, ни времени. Они лишены инициативы, возможности выбора, собственной активности, что, конечно же, тормозит их развитие.— Но дошкольники все-таки нуждаются в повышенном внимании взрослых.— Внимание и забота не должны превращаться в тотальный контроль.    

        Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка, на протяжении которого ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что пока ему еще недоступно, кроме того, он стремится к самостоятельности. «Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Д.Б. Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые Л.С. Выготским, представил в своей книге «Психология игры» проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте.

     В исследованиях Хейзинги и Берна мы видели, что игра – это явление общечеловеческое, понятие «игра» и в русском языке многозначно, и особенно это касается современной психологии. В качестве главных предметов исследования выступают природа и сущность ролевой игры, психологическая структура развернутой формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее значение в жизни ребенка.

       В психологической науке впервые к исследованию взаимодействия обратились социальные психологи. В начале XX века Г. Зимель и Ч. Кули предложили так называемую теорию социального взаимодействия, согласно которой особая социальная жизнь возникает из взаимодействия одного лица с другим, а частота взаимодействия индивидов в группе является основой образования межличностных контактов. Идея Г. Зигмеля и Ч. Кули были восприняты и развиты Д. Хомансом и Р. Бейлсом. Они определяют взаимодействие как дидактическую единицу взаимной стимуляции и реакции. Под взаимодействием понимается процесс, при котором некоторая единица деятельности одного человека является стимулом некоторой единицы  деятельности другого… тогда мы имеем дело с взаимодействием как элементом социального поведения.  Проблемы теории и методологии социального взаимодействия и общения разрабатывали такие исследователи как Г.М. Андреева,  А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия и общения детей дошкольного возраста разрабатывала М.И. Лисина (1980г.).

        Так, Г.М. Андреева (1988г.) в социальной психологии рассматривает взаимодействие, как компонент структуры общения. При этом  психолог  подчеркивает, что взаимодействие фиксирует не только обмен знаниями, посредством которым изменяется поведение другого партнера, но и организацию совместных действий, позволяющих группе реализовывать  некоторую общую для её членов деятельность.

       А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн рассматривают деятельность как взаимодействие.

        Изучая опыт дошкольного воспитания в других странах (в Швеции, Германии, Англии и Норвегии). Там в детских садах время свободной игры составляет от 3 до 5 часов в день. При этом европейские дошкольники имеют право сами выбирать себе партнеров, место и время для игры. А воспитатели не обязаны планировать каждый час своего времени и постоянно отчитываться перед начальством. Они знают, когда нужно поддержать игру, а когда отстраниться. В этом и заключается искусство дошкольной педагогики, когда педагог работает для детей, а не для реализации программы. У нас же в большинстве садов дети живут под руководством взрослых, которые выполняют принятые начальством планы. В игре по сценарию взрослых кто-то из детей может проявлять активность, а кто-то нет? А где проявлять активность? Если игра строится по сценарию, как пьеса, назначаются роли: ты будешь говорить то-то, а ты — это, это не игра, а участие в постановке.. Ее нельзя превращать в спектакль и нельзя ею жестко руководить. Дети, привыкшие к тотальному контролю со стороны взрослых, не знают, чем себя занять.  Любой ребенок включается в игру, если у него для этого есть условия. Для сюжетно - ролевой игры не обязательно специальное оборудование. Можно просто перевернуть стул и превратить его в машину, а под столом сделать домик, накрыв его обычной тряпкой. Это даст возможность переходить из одного состояния в другое, менять роли и разворачивать сюжеты. Но в большинстве наших детских садов этого делать нельзя из соображений безопасности. У нас тотальное недоверие к детям — воспитатель не имеет права оставить ребенка без присмотра ни на минуту. Такое охранение вовсе не защищает, потому что при этом не воспитывается в ребенке ответственность за свое здоровье. И если забота о физическом здоровье детей у нас доходит до абсурда, то забота о развитии личности, как мне представляется, вообще отсутствует. Важно понимать, что, создавая условия для игры, взрослые заботятся не только о досуге детей, но и об их физическом, психическом и социально - личностном развитии, а значит, об их будущем. Не играющие дети растут эмоционально и социально неполноценными. Они, как правило, не разборчивы в общении, лишены самостоятельности, безвольны. И многие подростковые проблемы — из детства, лишенного игры. Это полное отчаяние от того, что некуда себя деть, ощущение внутренней пустоты, которую нечем заполнить…

       В широком смысле под деятельностью имеется в виду практическая активность человека. Деятельность носит социальный характер, ибо человек выдвигает перед собой цели и задачи, направляет свою энергию для их разрешения; исходя при этом из определенных мотивов, созидает, творит.

       Практически все отечественные психологи, изучающие процесс развития деятельности ребенка, на основе которой развивается психика, формируется личность, выделяют "отношение к миру вещей" и "отношение к миру людей" как две стороны существования единого, неделимого процесса деятельности.

       В качестве этих взаимосвязанных сторон деятельности выступают предметная (практическая и познавательная) деятельность и деятельность, направленная на развитие взаимоотношений с людьми, обществом.

        Существуя в неразрывном единстве, обе стороны деятельности имеют свою особую функциональную нагрузку, свой особый характер, свою определяемую специфическими закономерностями линию внутреннего развития, свой продукт - результат этого развития. В предметно - практической деятельности ребенок усваивает знания, умения, навыки, присваивает человеческий опыт, что обеспечивает преимущественное формирование интеллектуальной активности. В деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений ребенок пытается включиться и на определенном уровне включается в систему этих отношений, как бы "примеряя" себя в обществу, что обеспечивает преимущественно формирование его социальной активности

        " Определенные стороны... личности, - как замечал Л. С. Выготский, - выдвигаются как бы в центр развития, они растут особенно усиленно... До этого и после этого они ... сдвигаются на периферию развития. Значит, каждая сторона в развитии ребенка имеет свой оптимальный период развития.

        Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

       Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

        В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

        Игра — важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

       Таким образом в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

       Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

        Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

         Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

        Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.

     Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

         В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».

         Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом  им придается воображаемое, игровое значение.

         В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т.п.).

         Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

          Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны - с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

       Партнерские отношения - разновидность цивилизованных отношений, где между сторонами внутри значимых областей взаимодействие чередуется ответственность за Что? и Как. Здесь ты решаешь Что делать, а я решаю - как, в другой области - ты решаешь Как делать (способ и стиль), а я - что делаем (объем и содержание).                                                                       

        Общение - это процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развитие ребенка, важнейший фактор формирование личности, один из главных видов деятельности человека, напряженный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

        Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность.

        Факты убеждают  в том, что в ходе сюжетно - ролевых игр создаются благоприятные условия для партнерских отношений, для речевого общения детей, для активизации развития их речи. Игра оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слова; перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой для переноса словесного значения, и таким образом, игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления ребенка. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность. Это является необходимым условием  не только речевого развития детей, но и развития их игровой деятельности - значительно повышается роль слова в регуляции игровых  действий.

        Признавая ценность подвижных и дидактических игр и их огромное значение для развития ребенка, А.Я. Мухина сконцентрировала свое внимание на сюжетно - ролевых. Это было вызвано тем, что овладение детьми подвижными и дидактическими играми не представляет для них особых трудностей.

         Воспитателю труднее всего обучать детей сюжетно -ролевым играм,  которые, как известно, представляют наибольшую ценность для их всестороннего развития. Обучение этому виду игр предполагает расширение опыта детей, развитие воображения, выработку игровых умений, формирование игровых действий и навыков речевого общения. Эта работа очень сложна, особенно если учесть, что осуществлять ее приходится в условиях ограниченного речевого общения. Сложность руководства игрой усугубляется тем, что при обучении детей конкретным играм необходимо позаботиться и  об общем развитии самих детей.

         В процессе сюжетно - ролевых игр происходит формирование дружеских, партнерских взаимоотношений между детьми. Ребенку необходимы партнеры по игре - ему надо кого -  то лечить, мыть, учить, перевозить на дачу, для кого - то варить обед, продавать продукты. В ходе игры дети учатся действовать сообща, согласованно, считаться с интересами других участников по игры, подчинять свои интересы общим, уступать, действовать во имя общей цели, т.е. приобретают навыки коллективной деятельности, поведение в коллективе.

        Играя, дети легче и сознательнее овладевают нормами нравственного поведения. Воспроизводя жизнь взрослых, дети отражают и их отношение, познают их, усваивают. В игре происходит нравственное развитие ребенка. Игры содействуют сближению детей, формированию детского коллектива, развитию партнерских отношений.

         Важнейшей характеристикой сюжетно-ролевой игры является ее самодеятельный характер. Именно такие игры являются ведущей деятельностью детей на этапе старшего дошкольного детства. Поэтому педагогу так важно выявить игровые предпочтения детей, умело организовать их игровую деятельность и руководить ею в процессе игры, добиваясь достижения целей игровой деятельности дошкольников.

         В современных условиях явно исчерпали себя авторитарные методы руководства детьми, в том числе в процессе организации их игровой деятельности. На первый план выдвигаются задачи формирования гармоничных партнерских отношений между педагогами и детьми. Это - такие отношения, в рамках которых каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным вместе с другими детьми справиться с любой стоящей перед ними задачей. Партнерские отношения позволяют ребенку развиваться нормально, без комплексов, постигать сложности межличностных взаимоотношений, приобретать навыки их формирования и т.д. Дети при равном и уважительном отношении к ним со стороны педагога чувствуют себя спокойно и уверенно, избавляются от психологических проблем, учатся в ходе игровой деятельности реализовывать полноценно порученные им роли, активно развиваются как личностно, так и творчески, социально и т.д.
На сегодняшний день известны различные методы и приемы организации игровой деятельности детей, однако, в рамках партнерской деятельности взрослого и ребенка лучший для педагога способ руководства детьми - включаться в игру в качестве равноправного партнера. Однако этот способ может быть эффективен только в том случае, если дети принимают воспитателя, педагога в таком качестве. Следовательно, формирование партнерских отношений - процесс далеко не одного дня: он основан на доверии детей, завоевать которое далеко не просто. Однако именно за такими отношениями видится будущее воспитательной работы с детьми, в том числе в их игровой деятельности.

         Следовательно, в процессе этой деятельности дошкольники под руководством воспитателя учатся соотносить свои побуждения с окружающей жизнью, следовать моральным нормам, формируют навыки адекватного поведения. Детская самодеятельность является основой сюжетно-ролевых игр. Иногда их называют творческими сюжетно-ролевыми, поскольку дети творчески осмысливают те или иные явления, которые воспроизводят  в создаваемых образах и игровых действиях. В такой игре у дошкольников формируются такие качества, как симпатия, инициатива, честность, искренность, выдержка, сострадание, межличностные отношения и т.д. В ролевой игре ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к окружающему миру, к самому себе и к другим людям.

        Особенности старшего дошкольника, которые проявляются в сюжетно-ролевой игре, заключаются в том, что он владеет навыками различных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии позиции партнера, умении согласовывать свои желания с мнением участников взаимодействия, умении регулировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами, умении справедливо оценивать себя и других партнеров по деятельности.

       Не менее важными, по нашему мнению, составляющими межличностного взаимодействия являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, в которой можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную.

        Содержательная сторона - богатство, значительность и доказательность мыслей. Выразительность речи - эмоциональная окрашенность: речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, сухой и вялой. Побудительная сторона  речевой деятельности - влияние ее на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей все три стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.

        Таким образом, межличностное взаимодействие – это совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное воздействие людей друг на друга, эффективное решение всевозможных задач общения в совместной деятельности.

        Развитие навыков межличностного взаимодействия для старших дошкольников чрезвычайно важно, его успешность и состоятельность оказывают сильное влияние на самооценку, успеваемость и развитие личности в целом.

         Речевое и эмоциональное общение. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже в достаточной степени владеет речью, как средством общения: с помощью речи он может рассказать о значимых для него событиях, делится своими впечатлениями, он может строить с людьми адекватные лояльные отношения зная, что к человеку нужно обращаться по имени, приветствовать его в принятой форме, умеет благодарить за оказанное внимание и испытывать при этом не игровую а реальную признательность. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте ребенок уже в достаточной степени перенял речевую культуру и стиль общения своей семьи. Обычно ребенок 6-7 лет достаточно уравновешен и способен контролировать проявление своих эмоций. Тем не менее общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) является наиболее сильным источником переживаний ребенка. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему достаточно внимания и заботы он испытывает чувство эмоционального благополучия, что способствует нормальному развитию личности ребенка.

         Общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. "За радость общения" ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками. Шести - семи летний ребенок в ситуации взаимоотношений с хорошо знакомыми сверстниками может самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость при провоцирующем воздействии сверстников. Однако это не постоянная линия поведения дошкольника.

         Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. У него также формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга.

         Ребенок шести-семи лет способен понимать нравственный смысл ответственности. В зависимости от степени развития этого чувства до школы он будет относиться к своим новым школьным обязанностям.

         В старшем дошкольном возрасте ребенок все более желает быть признанным как взрослыми, так и сверстниками. Если признание со стороны взрослого для ребенка выражается в поддержке и в поощрении, то в отношениях со сверстниками для ребенка важны как моменты взаимной поддержки, так и соревнования. Здесь потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет "быть как все", а с другой - "быть лучше всех". Стремление "быть как все" в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. В то же время это стремление в ситуации выбора линии поведения может привести к конформизму, как личностной характеристики. Однако и стремлению "быть лучше всех" могут способствовать негативные компоненты.

          Итак, мы можем сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра – важнейшая форма организации жизни детей в дошкольном возрасте, ведущее средство воспитания дружного коллектива детей.  Это активная деятельность детей, в которой проявляется общительность, стремление осуществлять свои замыслы вместе со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

В период дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра. Это связанно с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знания...

Разработка модели сюжетно-ролевой игры "Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры" Средний дошкольный возраст

Семинар по обмену опытом "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут" в рамках проведения курсов "Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошколь...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе Сюжетно-ролевая игра «Бабушка"

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группеСюжетно-ролевая игра «Бабушка»Тема образовательной ситуации«Помощь и забота о бабушке»ЦельОбогатить пред...

Новые информационные технологии в педагогическом процессе ДОУ реферат на тему:" Создание социально - педагогических условий для развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ"

     Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерыв...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры на основе программы "ПРОдетей"

quot;Социально-коммуникативное развитие детей дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры на основе программы "ПРОдетей"...

Создание условий для развития одаренных детей в сюжетно-ролевой игре.

Создание условий для развития одаренных детей в сюжетно-ролевой  игре....