Дистанционное обучение: Музыкальный руководитель. Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учетом требований ФГОС (288ч). Дисциплина 1. Модуль 3 Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования в свете ФГОС
учебно-методический материал по теме
Тема 7 - Психолого-педагогическое сопровождение
Тема 8 - Карта психолого-педагогического сопровождения
Тема 9 - Основные направления и технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_7_-_psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhde.docx | 112.73 КБ |
tema_8_-_karta_psihologo-pedagogicheskogo_sop.docx | 37.58 КБ |
tema_9_-_osnovnye_napravleniya_i_tehnologii_p.docx | 57.54 КБ |
prakticheskaya_rabota_no3.docx | 26.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тест начат | Пятница, 1 Апрель 2016, 20:37 |
Состояние | Завершено |
Завершен | Пятница, 1 Апрель 2016, 20:42 |
Прошло времени | 4 мин. 19 сек. |
Баллов | 11,00/11,00 |
Оценка | 100,00 из 100,00 |
Отзыв | Поздравляем, тест сдан! Успехов в изучении следующей темы. |
Вопрос 1
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Понятие «сопровождение» трактуется исследователями по-разному. Определите, кому принадлежат данные определения.
Сопровождение - следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь;
| Ответ 1 |
Сопровождение - взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого; | Ответ 2 |
Сопровождение - система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка, совершенствования педагогического мастерства учителя, формирования субъект-субъектных отношений; | Ответ 3 |
Педагогическое сопровождение - особая форма деятельности преподавателя, направленнуая на взаимодействие по оказанию помощи сопровождаемому в процессе его личностного роста, выборе способов поведения, принятии решений. | Ответ 4 |
Вопрос 2
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
03. Образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) является
Выберите один ответ:
a. объектом психолого-педагогического сопровождения;
b. предметом психолого-педагогического сопровождения;
c. целью психолого-педагогического сопровождения;
d. задачей психолого-педагогического сопровождения.
Вопрос 3
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
04. Ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослые, сверстники), с самим собой является
Выберите один ответ:
a. объектом психолого-педагогического сопровождения;
b. предметом психолого-педагогического сопровождения;
c. целью психолого-педагогического сопровождения;
d. задачей психолого-педагогического сопровождения.
Вопрос 4
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
05. Обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте) является
Выберите один или несколько ответов:
a. объектом психолого-педагогического сопровождения;
b. предметом психолого-педагогического сопровождения;
c. целью психолого-педагогического сопровождения;
d. задачей психолого-педагогического сопровождения.
Вопрос 5
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
06. Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению являются:
Выберите один ответ:
a. профилактика;
b. диагностика;
c. консультирование;
d. развивающая работа;
e. коррекционная работа;
f. психологическое просвещение и образование;
g. экспертиза;
h. все ответы верны.
Вопрос 6
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
07. Формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей - это…
Выберите один ответ:
a. профилактика;
b. диагностика;
c. консультирование;
d. развивающая работа;
e. коррекционная работа;
f. психологическое просвещение и образование;
g. экспертиза.
Вопрос 7
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
08. Это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем -
Выберите один ответ:
a. профилактика;
b. диагностика;
c. консультирование;
d. развивающая работа;
e. коррекционная работа;
f. психологическое просвещение и образование;
g. экспертиза.
Вопрос 8
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
09. Задачами психолого-педагогического сопровождения в дошкольных учреждениях являются:
Выберите один или несколько ответов:
a. предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка
b. психологическое обеспечение образовательных программ
c. помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации
d. обеспечение готовности к школе
Вопрос 9
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
10. В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат:
Выберите один или несколько ответов:
a. возрастные особенности детей на разных периодах развития;
b. возможности обеспечения дошкольного учреждения;
c. психолого-педагогические направления деятельности;
d. профессиональная компетентность педагогов.
Вопрос 10
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
11. Цель психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника - это
Выберите один ответ:
a. помочь ребенку полноценно реализовать свои способности, знания, умения и навыки для достижения успешности в различных видах деятельности;
b. помочь ребенку полноценно организовать свою игру для достижения успешности в различных видах деятельности;
c. помочь ребенку полноценно развить свои способности, знания, умения и навыки для успешной подготовки к школьному обучению.
Вопрос 11
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
02. Для взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, реализующих личностно-ориентированное обучение, характерны следующие особенности:
Выберите один или несколько ответов:
a. равенство психологических позиций субъектов взаимодействия независимо от социального статуса;
b. признание авторитета педагога и его ведущей роли в воспитании;
c. равное признание активной коммуникативной роли друг друга;
d. психологическая помощь детям в их развитии;
e. психологическая поддержка друг друга.
Предварительный просмотр:
Тест начат | Пятница, 1 Апрель 2016, 20:44 |
Состояние | Завершено |
Завершен | Пятница, 1 Апрель 2016, 20:48 |
Прошло времени | 3 мин. 31 сек. |
Баллов | 1,00/1,00 |
Оценка | 100,00 из 100,00 |
Отзыв | Поздравляем, тест сдан! Успехов в изучении следующей темы. |
Вопрос 1
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
01. В «Карту психолого-педагогического сопровождения дошкольника» входят следующие основные пункты:
Выберите один или несколько ответов:
a. результаты анкетирования родителей;
b. адаптация к условиям детского сада;
c. сенсомоторное развитие ребенка;
d. индивидуальная работа с родителями ребенка;
e. показатели эмоционального благополучия ребенка в ДОУ;
f. социометрический статус ребенка в группе сверстников;
g. ориентировочная школьная зрелость;
h. готовность к обучению в школе;
i. индивидуальная работа с ребенком;
j. рекомендации при поступлении ребенка в школу.
Предварительный просмотр:
Тест начат | Пятница, 1 Апрель 2016, 21:07 |
Состояние | Завершено |
Завершен | Пятница, 1 Апрель 2016, 21:09 |
Прошло времени | 2 мин. 8 сек. |
Баллов | 4,00/4,00 |
Оценка | 100,00 из 100,00 |
Отзыв | Поздравляем, тест сдан! Успехов в изучении следующей темы. |
Вопрос 1
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
01. При психолого-педагогическом сопровождении детских сюжетно-ролевых игр воспитателям и родителям желательно придерживаться следующих рекомендаций:
Выберите один или несколько ответов:
a. открыто не вмешиваться в распределение ролей игр, тех которые возникли стихийно в группе детей;
b. регулировать справедливое распределение игровых ролей среди детей;
c. подбирать сюжетно-ролевые игры с таким расчетом, чтобы; у разных детей были равные возможности проявить себя;
d. поддерживать ценность игры как единственной и главной формы жизни ребенка;
e. избегать идентификации и фетишизации игры.
Вопрос 2
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
02. При оказании помощи семье в организации полноценного общения, необходимо учитывать
Выберите один ответ:
a. как он относится к семье, к ее отдельным членам;
b. как относятся в семье к ребенку и как он относится к семье, к ее отдельным членам;
c. как относятся в семье к ребенку.
Вопрос 3
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
03. Можно выделить несколько приемов формирования разумных потребностей, специфичных для воспитания именно дошкольников:
Выберите один или несколько ответов:
a. ребенку предоставляются «блага», в таком количестве, что он перестает их ценить, обращать внимание, ломает и даже избегает их;
b. в ребенке воспитывают духовные потребности, и чем они выше, тем более разумны и благородны материальные;
c. взрослые предлагают ребенку именно то, к чему он стремился, что он хочет, тогда появляется чувство благодарности к ним, уверенности в том, что взрослые всегда на страже его интересов;
d. взрослые ограничивают информацию (рекламные предложения и др.) о материальных объектах, вызывающих неадекватные потребности у ребенка;
e. внимание ребенка переводится с одного объекта удовлетворения материальной потребности на другой, более желательный.
Вопрос 4
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
04. В дошкольном коллективе существует определенные особенности:
Выберите один или несколько ответов:
a. единство целей, норм и правил поведения, выделяются свои «лидеры», «звезды», «предпочитаемые», «отверженные»;
b. в детском коллективе выделяются свои «лидеры», «звезды», «предпочитаемые», но нет «отверженных»;
c. нет органов управления, как в школьном коллективе, но регулирование отношений, все же происходит по линии неформального лидерства, в рамках своеобразной инфраструктуры связей и взаимодействий;
d. в коллективе дошкольников нет неформального лидерства;
e. выразителем, носителем руководящих функций актива выступают воспитатели, наиболее заботливые няни, обслуживающий персонал;
f. большую роль в формировании и регулировании детских взаимоотношений играют личностные особенности детей и их родителей;
g. огромную роль в формировании и регулировании детских взаимоотношений играют родители.
Предварительный просмотр:
Практическое задание 3
Цель: Формирование умений и навыков педагогической деятельности в рамках организации психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста.
Задание: Прочитайте сюжеты из жизни детей дошкольного возраста и ответьте на вопросы.
1. «Дети старшей группы вышли на участок. Сегодня им предстояло потрудиться в саду: окопать фруктовые деревца. Радостные и шумные, они столпились вокруг молодой яблоньки. Она пользовалась у детей особым вниманием, так как в этом году на ней впервые появились плоды.
Чуть ли не каждый день ребята подмечали, что изменилось в ней: вот сегодня у одного яблочка покраснел бок, а эти два, что на верхней ветке, совсем-совсем одинаковые! За это дети называют их «яблочки-сестрички»... И вдруг чей-то звонкий взволнованный голос:
-- Ребята, а здесь, на самой нижней ветке, кто-то яблоко сорвал!
Ребята зашумели. Теснее обступили яблоньку.
-- Как же так? Ведь это самое большое яблоко было!
-- Кто посмел?
-- Может быть, это малыши?
Дети наперебой высказывали свои предположения.
Вмешалась воспитательница. Она предложила, чтобы тот, кто сделал это, честно признался в своем поступке.
-- Тот, кто сорвал яблоко, поступил нехорошо. Но он поступает вдвойне плохо, если трусит в этом признаться.
Воцарилась тишина.
-- Пусть подумает тот, кто так поступил, что лучше: честно признаться или свалить вину на своих товарищей, а то и на малышей? ... Маргарита стояла с опущенной головой. Посмотрев внимательно на детей, воспитательница сразу догадалась, кто виновник происшедшего. Но она молчала, ожидая: признается или нет? Вдруг Маргарита решительно шагнула к воспитательнице:
-- Валентина Васильевна, это я сорвала яблоко... Я не хотела, чтоб плохо вышло: просто нечаянно так получилось. Мама привела меня в детский сад раньше, и я решила посмотреть на яблоньку. Я сначала это яблоко только погладила и понюхала: оно холодное и пахнет вкусно... А потом... Я, ребята, больше никогда не буду, самое-самое честное слово даю!»
1. Как бы вы реагировали на данный поступок девочки, соблюдая педагогический такт?
2. Какие чувства испытывала девочка?
Ответ:
1.Опираясь на «Справочник дошкольного психолога» Широковой Г.А., а также используя сравнительную таблицу ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА практического задания №2,
хочется отметить, что основные параметры психологического развития ребят старшей группы (Отношения со сверстниками, Форма общения, Наличие конфликтов и т. д.) в общем и целом уже сформированы. В связи с этим позицию педагога (позицию наблюдателя) считаю действенной и верной в данном случае.
Воспитатель даёт ситуации назреть, после чего признав наличие проступка, наводит ребят на мысль, что признание и обещание «так больше не делать» искупает таковой и заслуживает прощения.
2. Девочка обуреваема сильным желанием уйти от ответственности за проступок, тем не менее находит в себе силы признать ошибку и извиниться: данное обстоятельство говорит о правильном векторе воспитания и незаурядном сильном характере.
2. «Мальчик старшего дошкольного возраста -- Валерик -- принес в детский сад новую книгу. Он хотел, чтобы воспитательница почитала ее всем ребятам. Книга сбыла в красивой обложке и со множеством цветных картинок.
Ребята сразу окружили Валерика, все наперебой просили дать им посмотреть книжку. Вдруг подскочил Кирюша, стараясь выхватить книгу из рук Валерика, и порвал ее.
Владелец книги очень огорчен, чуть не плачет, ребята возмущены: еще бы, даже и почитать не успели! А виновник случившегося, нимало не смущаясь, упрямо оправдывается:
-- Я не виноват! Не надо было Валерику так крепко ее держать, она и не порвалась бы...
-- По-твоему, значит, виноват Валерик? А как вы, ребята, считаете? -- обращается воспитательница ко всем ребятам.
Дети возмущены Кирюшиным поведением, наперебой высказывают свое мнение:
-- Наверное, ему хотелось одному ее смотреть? Ишь какой!
-- Виноват, конечно, Кирюша. А признаться трусит! Нехорошо так...
Крепко досталось Кирюше от ребят. Мальчик стоял опустив голову. Что можно возразить? Ведь все ребята справедливо осудили Кирюшин поступок.
Различные мнения были высказаны детьми, как поступить с виновным: «Не давать больше книг Кирюше», «Рассказать маме, как плохо он поступил». Наконец, было принято коллективное решение относительно поступка Кирюши. Услышав его, мальчик просветлел. Без напоминания воспитательницы он подошел к Валерику, взял за руку и сказал:
-- Не сердись на меня... Я ведь не хотел, чтобы так случилось...»
(Л. Ф. Островская. Надо ли наказывать детей. М., «Просвещение», 1967, стр. 69--70.)
1. Выскажите предположения о том, каким было коллективное решение детей.
2. Чем можно объяснить успех в развязке данной конфликтной ситуации?
Ответ:
- Признание наличия проблемы, а также поиск и находка решения данной ситуации: ребята согласились, что поступок был нехорошим, но что Кирюша поступил так ненамеренно и стоит попытаться исправить ситуацию (извиниться и, допустим, склеить книгу) в чём все ребята вместе с воспитателем готовы помочь.
2. Успех в развязке данной ситуации кроется в умении перевести «всеобщее осуждение» на признание всеми «нечаянности, ненамеренности данного поступка» и желание всего коллектива помочь в решении проблемы.
3. «Как-то несколько ребят (4--6 лет), которых только что отчитала молоденькая воспитательница, «критиковали» ее поведение. Белобрысенький Саша осуждающе сказал:
-- А еще учится на курсах воспитателей! (Они всегда все знают.)
-- Зачем? -- заинтересовался Вова. -- Она и так воспитательница.-- И после небольшого раздумья:-- Знаю, знаю! Ее хотят сделать доброй, да?»
(Б. Леонидова. Зову в страну Детства. «Известия» от 20 октября 1966 г.)
1. О чем свидетельствует этот разговор малышей?
2. Какие выводы должна сделать для себя воспитательница, узнав об этом рассуждении?
Ответ:
- Согласно Широковой Г.А в данном возрасте происходит формирования образно- схематического мышления, развивается целенаправленное запоминание, на основе наглядно-образного развиваются элементы логического мышления. Применимо к ситуации в разговоре мальчиков чувствуется устойчивая ассоциативная связь между процессом обучения и приобретением добрых качеств (учение – знание – свет – добро). Подобный вывод ребёнка свидетельствует о недостаточной «теплоте» воспитателя.
- Педагогу стоит задуматься о проявлении большего внимания к своим подопечным и понять, что процесс воспитания очень многогранен и не состоит только лишь из одних запретов и ограничений.
4. «Шестилетней Маринке было очень весело: наконец-то упросила маму заплести ей косички. Это ничего, что они маленькие, что не все волосы схвачены ими. Зато их украшают белые банты. Чтобы волосы не попадали в глаза, мама завязала сверху еще один бант.
Посмотрев в зеркало, Маринка осталась довольна. Все было именно так, как ей хотелось. На радостях она подбежала к маме и крепко обняла ее.
С улыбкой девочка вошла в групповую комнату. Ее окружили подруги. В их взглядах было неподдельное восхищение.
-- Ой, как красиво! -- воскликнула Рита.
-- А какие пышные банты! -- с восторгом произнесла Наташа.
Маринка стояла счастливая, улыбающаяся. И вдруг услышала:
-- Кто это тебе столько бантов нацепил? Скажи своей маме, пусть не выдумывает. И так времени нет, а ты еще со своими косичками. Только и делай, что заплетай их тебе теперь!
На глазах Маринки появились слезы. Еще немного, и они полились ручьями. Но воспитательница ничего этого не видела. Она уже была поглощена поисками чего-то в шкафу». (А. Прийдак. Косички. «Дошкольное воспитание», 1965, № 10, стр. 89.)
- Объясните причину возникшего конфликта.
2. Какие чувства будет испытывать Маринка после встречи с воспитательницей?
3. Почему воспитательнице не пришло в голову, что она обидела девочку?
Ответ:
- Невнимательность и непрофессионализм педагога.
- Для девочки подобное заявление воспитателя, человека с непререкаемым авторитетом в группе, крайне болезненно и обидно.
- Повторюсь: непрофессионализм – «зашоренность», нескрываемое раздражение в силу усталости или иных причин.
5. «Молодого педагога очень беспокоил развязный, самоуверенный, несосредоточенный мальчик Валерик из подготовительной группы. На занятиях он был недисциплинирован, его рисунки и поделки всегда отличались неряшливостью.
Однажды, когда Валентина Ивановна рассказывала детям, как рисовать орнамент, Валерик поднялся и с шумом пошел что-то строить.
-- Тебе кто позволил ходить по группе во время занятий? -- опросил педагог.
-- А я не хочу заниматься, -- ничуть не смущаясь, ответил Валерик.
-- Сейчас же садись на место, -- строго, с возмущением сказала воспитательница. Валерик вздрогнул, попятился к столу и, пробормотав: «Я всегда у Марии Ивановны куда хотел, туда и ходил, чем хотел, тем и занимался»,-- сел на свое место. В ответ на это Валентина Ивановна медленно, но строго, с соответствующей интонацией сказала: «А теперь всегда будешь сидеть на занятиях и заниматься вместе со всеми детьми».
1. Проанализируйте эту ситуацию и укажите, правильны ли действия педагога.
2. Как бы вы реагировали на поведение Валерика?
3. Совместим ли педагогический такт с гневом педагога? Приведите соответствующие доводы.
Ответ:
- Исправлять просчёты в воспитании – нелёгкая задача. Марие Ивановне предстоит найти собственный «ключик» к Валерику и подобная безаппеляционность и строгость заявлений не лучший путь к успеху.
- Изначально получше узнать ребёнка (ознакомится с его психологической картой) на занятиях, в подобной ситуации, постараться заинтересовать чем- то, что близко ему, направить ход занятия по соревновательному руслу: «Ребята, а давайте поиграем в игру, кто лучше нарисует…».
- Гнев – плохой советчик. С педагогикой он несовместим. Если педагог сердится или раздражён - значит где-то в своей работе он допустил ошибку. Имеет смысл остановиться, задуматься и найти верное решение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение: Музыкальный руководитель. Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учетом требований ФГОС (288ч) Дисциплина 1.Модуль 1. Основы дошкольной педагогики
Рано или поздно, многие педагоги сталкиваются с ситуацией, когда любимая работа требует от нас подтверждения нашей квалификации, а иной раз и переподготовки на платной основе. В наше время - время инт...
Дистанционное обучение: Музыкальный руководитель. Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учетом требований ФГОС (288ч) Дисциплина 1. Модуль 2. Психология детей дошкольного возраста
Введение в детскую психологи.Психическое развитие ребенка от 0 до 3 лет.Особенности развития психики дошкольников от 3 до 7 лет...
Дистанционное обучение: Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учетом требований ФГОС (288ч). Дисциплина 2. Модуль 3. Планирование образовательной деятельности в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО
Тема 1 - Планирование как составная часть образовательной деятельностиТема 2 - Планирование и организация образовательного процессаТема 3 - Основные виды планированияПрактическое занятие 3...
Доклад «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в работе музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации требований ФГОС»
Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательны...
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
Психолого-педагогическое сопровождение это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и раз...
Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»
Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка пр...
Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»
Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей....