Экспериментальная деятельность в ДОУ.
проект (старшая группа) на тему

Развитие у дошкольников исследовательской деятельности,умение применять на практике приобретенные навыки и умения,пробудить интерес к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_deyatelnost_v_dou.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность в ДОУ

Описание проекта:
Экспериментирование с воздухом. 

Экспериментирование с мылом.
Цели проекта: 
развитие у дошкольников исследовательской деятельности; 
познавательного интереса; 
увеличения объема знаний и навыков и умения применять их на практике через использование экспериментирования как эффективного метода познания. 
Задачи проекта:
расширить представления детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность; 
формировать проектно-исследовательские умения и навыки, предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; 
учить детей видеть и выявлять проблему; 
развивать умения находить возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; 
обогатить память ребенка, активизировать его мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; 
формировать у детей самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; 
развивать эмоциональную сферу ребенка, творческие способности, формировать трудовые навыки. 
Алгоритм подготовки экспериментирования
Выбор объекта исследования. 
Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов, и пр.) по изучению предмета эксперимента. . 
Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы. 
Прогнозирование результата. 
Закрепление последовательности действий. 
Закрепление правил безопасности.

 
 
Актуальность.
Дети дошкольного возраста по природе своей- пытливые исследователи окружающего мира. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. 
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. 
По мнению академика Н.Н. Поддьякова: «В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс и задача наша – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые условия для этого. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег и лед, песок, магниты, стекло, воздух и т.п.) предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»  
Наверняка ваш малыш, как и все ребятишки, любит все таинственное и загадочное, изучает мир всеми возможными способами и задает множество вопросов об окружающих его предметах и явлениях. Часто совершенно простые и обыденные для взрослых вещи вызывают искреннее восхищение малыша. А ведь существует масса простых экспериментов, которые можно проводить прямо на кухне. Они не требуют никакой подготовки и специального оборудования, большинство из них юный экспериментатор может делать сам, руководствуясь мамиными инструкциями, но, конечно, под ее наблюдением. Это не только поможет занять малыша на некоторое время, такие почти научные эксперименты – не просто развлечение. Исследовательская деятельность как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления о физических и химических явлениях вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы. Особенно, если мама не спешит делать за малыша выводы, а дает ему возможность попытаться найти ответ самому. И пусть ответы и выводы не всегда верны, не это важно. Самое главное не ответ, а вопрос и поиск ответа на него. Ну, так как, за дело? 

Социальная значимость проекта:

Детское экспериментирование - способ, помогающий ребенку понять скрытые связи и отношения, применить имеющие знания, попробовать свои силы.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Беседы и практическая деятельность с детьми. 
Консультации и мастер-класс для родителей . 
Круглый стол для педагогов.

Охват проекта:

Дети, родители, педагоги

Стадия проекта:

Проект реализован

.Достигнутые результаты:

Обогатили знания детей и родителей об экспериментальной деятельности. Пробудили интерес к самому себе и окружающему миру.

Эксперименты с воздухом. 
Задачи: 
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова. 
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу. 
3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки. 
4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах), преодоление боязни тактильного контакта. 
5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции. 

Интеграция образовательных областей; 
-социализация (совместная деятельность) 
-коммуникация (продуктивный диалог) 
-здоровье (физ. мин.) 
-познание (ФЦКМ, конструирование) 
-труд (уборка своего места) 
-музыка 

Предварительная работа: 
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека 
Оборудование: 
оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, лимон, листы бумаги по количеству детей. 

Организационный момент: 
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. 
Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? 
(одевает халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. 
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. 
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. 
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус. 
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место. 
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых. 

Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку: 
Он нам нужен чтоб дышать, 
Чтобы шарик надувать. 
С нами рядом каждый час, 
Но не видим он для нас. 
Что это? 
Правильно воздух. Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод , нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой. 

Воспитатель предлагает детям предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места. 
- Посмотрите - я принесла вот такие шарики. Кто знает какого они цвета? 
- Красный и синий 
- А как называются эти шарики? 
- Воздушные 
- А вы знаете, почему они так называются? 
- Потому что внутри шарика есть воздух 
- А откуда воздух появился в шариках? 
- Он там появился, когда шарик надували. 
- Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим. Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой. 
- Выходят пузырьки. 
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была 
-Ответы 
-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. 
- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту. 
-Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух. 
-Нет (ответы) 
- Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто). 
- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? 
-Ответы 
-Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? 
-Ответы. 
Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. а как вы думаете мы сможем почувствовать воздух? 
- Ответы. 
-Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так. 
А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? 
-Ответы 
Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух? 
-Можно подуть себе на руку. .Опять дует ветерок 

Физминутка 
Дует ветер с высоты, 
Гнутся травы и кусты ( руки вверх, наклоны) 
Вправо – влево, влево - вправо 
Клонятся цветы и травы ( руки на пояс, наклоны) 
А теперь давайте вместе 
Все попрыгаем на месте (прыжки) 
Выше! Веселей! Вот так! 
Переходим все на шаг ( ходьба) 
Вот закончилась игра, 
Заниматься нам пора (садятся) 

- А как вы думаете мы сможем ли мы услышать воздух? 
-Ответы 
-На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа) . 
-Колебание 
- Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха? 
-Да 
-Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух. (воздух издаваемый из резиновой игрушки) 
Скажите, а у воздуха есть запах? 
- Нет 
- Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку лимона, помните её. Что вы чувствуете? 
-Пахнет лимоном. 
-Как вы думаете, это пахнет воздух или лимонная корка издаёт такой аромат? 
-Это корка 
-Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем. 

Подведение итогов: 
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего? 
-Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть поймав пакетик, услышать благодаря свистку. Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть. 
В этих баночках находится вода, когда мы дуем она наполняется воздухом и получаются  пузыри. 
Дети дуют пузыри, звучит музыка. 





 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..

Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...

Воспитание социально-нравственных качеств у дошкольников через познавательно-речевую деятельностьв ДОУ

Именно в  дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально - нравственного развития ребенка. Именно  в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка с...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе " Елочка"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Снеговик"

непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе...