Воспитание социально-нравственных качеств у дошкольников через познавательно-речевую деятельностьв ДОУ
презентация
Именно в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально - нравственного развития ребенка. Именно в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, виды деятельности усложняются, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
воспитание нравственности | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек. В. Белинский
СОЦИАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОСТЬ Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Именно в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально - нравственного развития ребенка. Именно в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, виды деятельности усложняются, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Поэтому мы, в нашем детском саду, таким образом формируем предметно-развивающую среду, а также процесс обучения и воспитания, чтобы наши дети смогли как можно больше вынести для себя полезного, не просто что-то узнать, но и применить свои знания на практике.
Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения.
Цель познавательно-речевого развития - всестороннее развитие личности ребенка - формирование творческого воображения, развития любознательности , как основы познавательной активности - приобщение к человеческим ценностям
Задачи: способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности
ПРОБЛЕМА У 50 % детей скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Мнемотехника -технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, история которой насчитывает более 2500 лет. Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого « mnemonikon » – искусство запоминания.
Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. МНЕМОТАБЛИЦА
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; Развитие связной речи; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении . Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу . Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета.
ПРИНЦИП РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦЕЙ . 1.Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов. 2.Преобразование символов в образы. 3.Пересказ при помощи символов . Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т.е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи. Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.
МНЕМОТАБЛИЦЫ – отличный дидактический материал по развитию речи. Их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок . Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений . Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы . Мною созданы таблицы по потешкам, стихам о природе, о маме, которые я использую в совместной деятельности с ребёнком. Многие дети могут уже самостоятельно работать с мнемотаблицами , вспоминая не только стихи, сказки, но и создают простейшие рассказы о маме, описывают свой дом. Так у ребёнка развивается не только речь, но и отношение к миру, окружающему его.
В процессе использования таблиц-схем и мнемотаблиц в работе с детьми, я отметила следующие результаты У воспитанников расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. У детей появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Д ети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией .
В дальнейшем планирую продолжить работу по речевому развитию дошкольников и воспитанию нравственных качеств с опорой на следующие направления Совершенствование собственной речи. Дошкольник, проводящий большую часть в детском саду, воспринимает нашу речь, как образец. Поэтому при общении с ребенком, необходимо говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особое внимание обращаю на произношение длинных и незнакомых слов. Формирование представлений об окружающем мире. Здесь дети учатся объяснять мир: понимать, что происходит сейчас, предугадать, что произойдет в будущем, принимать нужные решения; определять свое отношение к происходящему: различать, что хорошо, а что плохо; выбирать, как поступить, чтобы потом не было стыдно.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание социально-нравственных качеств детей старшего возраста через сюжетно-ролевую игру
«Школа» (подготовительная к школе группа)...
Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно-речевое развитие.
Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозоре детей, но информирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способству...
Выступление на Муниципальном Методическом Объединении "Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно речевое развитие"
laquo;Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно-речевое развитие» К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста им...
Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год
Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...
Воспитание социально-нравственных качеств личности старших дошкольников (5-7 лет) через средства художественной литературы
Актуальность исследуемого вопроса заключается в том, что аспекты социально-нравственного развития, воспитания, совершенствования дошкольников занимают особое место среди проблемных тем педагогической ...
Ранняя профориентация старших дошкольников через познавательно-речевое развитие «Мы будущее Югры!»
Ранняя профориентация старших дошкольников через познавательно-речевое развитие«Мы будущее Югры!»...
«Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»
МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №8»Сообщение на тему: «Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»Подг...