Доклад "Образ педагога-психолога как основа его имиджа"
статья на тему
"Изучайте себя и – самое главное – хорошенько подмечайте, в чем природа предназначила вам отличиться". Г.У. Лонгфелло
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_i.v._shehtman_2.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Ирина Вячеславовна Шехтман,
педагог-психолог
ОБРАЗ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КАК ОСНОВА ЕГО ИМИДЖА
"Изучайте себя и – самое главное – хорошенько подмечайте,
в чем природа предназначила вам отличиться". Г.У. Лонгфелло
Существует ли имидж педагога-психолога? Мало кто из психологов задается этим вопросом. Во-первых, потому что не все считают это важным для своей профессиональной деятельности, во-вторых, потому что не обучены этому. А между тем понятие image прочно вошло в словарь современного делового человека и стало определяющим фактором его профессионального успеха.
Несмотря на то, что практическая психология образования в нашей стране существует с 1988 года, в сознании людей образ педагога-психолога представлен нечетко, что не способствует формированию его имиджа в сознании потребителей его услуг. Однако необходимость формирования такого образа не вызывает сомнений и этот образ должен быть адекватным с учетом желаний и представлений об имидже педагога-психолога его аудитории с одной стороны и требований, предъявляемых к нему профессией с другой. Имиджевая компетентность относиться к профессионально-значимым качествам личности педагога-психолога и важной составляющей его психологической культуры, позволяющая достойным образом выстраивать отношение к себе, к своей профессиональной деятельности.
Существует много разных определений психологической службы и психологической работы, но единого, общепризнанного нет. Это свидетельствует о сложности самого явления психологической службы образования, которая, несмотря на свою историю, представляет собой всё ещё молодую и интенсивно развивающуюся практическую ветвь психологической науки.
Как и каждая наука, практическая психология образования создает свою практику на основе интеграции знаний многих наук и отвечает за результаты своей практики, обеспечивая содержание профессиональной подготовки специалистов, работающих в этой практике.
Стало очевидным, что одним из просчетов при создании основ практической психологии является отсутствие контекста общей и психологической культуры при разработке всех ее компонентов. Психологи в большей степени вносят в общественную практику техники, приемы, методы работы с людьми и в меньшей степени реализуют культурно-нравственный потенциал своей науки. Быть может, именно это объясняет тот факт, что, к сожалению, сейчас в нашем обществе в большей мере востребованы психологические знания, нежели психологическая культура, которая является составляющей ещё более широкого понятия «имидж личности».
Ключевой фигурой психологической работы в учебном заведении выступает соответствующим образом подготовленный специалист – психолог. Ценностное отношение к своей профессии, стремление к формированию собственной имиджевой компетенции, т. е. способности и готовности самостоятельно и успешно решать поставленные задачи, выступают важнейшими факторами повышения профессиональной компетентности педагога-психолога. Только наличие профессиональных знаний и умений не обеспечивает достижения высокого уровня успешности в избранной сфере деятельности. Необходимо умение располагать к себе людей, а, значит, заботиться о своем имидже. К сожалению, далеко не все психологи учитывают этот факт, тогда как имидж имеет прямое отношение к профессиональной компетентности личности, профессионального мастерства.
Имидж – это социально-желательный образ, т.е. человек должен обладать высокими профессиональными качествами и принятыми личными свойствами. Современное понятие имиджа включает в себя, в том числе наиболее эффектную подачу сообщения о себе, которая позволяет скрыть некоторые особенности человека. Порой публичная презентация отличается от внутреннего «Я» профессионала.
Остановимся подробнее на том, какое значение имеет имидж в работе профессионального психолога. Во-первых, имидж профессионала несёт определенное сообщение о личности окружающим. Во-вторых, он воздействует и на самого субъекта, участвуя в формировании стойкого представления об уникальности собственной личности.
Результаты исследований показывают, что информация о профессиональном образе складывается у целевой аудитории путем синтеза получаемой информации от органов чувств приблизительно в такой пропорции:
-зрение— 75%;
-слух— 13%;
-прикосновение— 6%;
-запах— 6%.
Подсознательные сообщения проходят преимущественно через визуальный канал, но не менее важны и другие каналы восприятия. Рассмотрим структуру имиджа.
1. Зеркальный имидж личности — представления людей относительно личностных характеристик данного человека, которыми, по их мнению, он обладает.
2. Имидж целевой аудитории — представления о личности про стиль жизни, общественному статусу и некоторых личностных (психологических) характеристиках его окружения. (Короля играет свита).
3. Внутренний имидж личности — представления человека о самом себе. Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самовосприятия. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются психологическая культура, установки, ценностные ориентации, психологические характеристики личности.
4. Визуальный имидж — представления о личности, основанием которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через визуальный канал:
- невербальные проявления (позы, мимика, пантомимика);
- ухоженность (волосы, кожа, руки и т. д.);
- физические данные;
- индивидуальный стиль в одежде;
- манеры (воспитанность);
- знание этикета;
- осанка;
- искусство контакта взглядом.
5. Аудиальный имидж — представления о личности, основанием которых являются слуховые ощущения, фиксирующие информацию, полученную через аудиальный канал:
- паравербальный фактор (данные голоса);
- вербальный фактор (риторика).
6. Кинестетический имидж — представления о личности, основанием которых являются осязательные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через кинестетический канал:
- психологическое пространство;
- физический контакт (рукопожатие).
7. Обонятельный имидж — представления о личности, основанием которых являются обонятельные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через обонятельный канал, т. е. запахи (использование духов, дезодорантов, естественные запахи).
Профессиональный имидж практического психолога — это собирательный, обобщенный образ, раскрывающий наиболее характерные для психолога образования черты. Его составляющими являются:
- профессиональная компетентность;
- психологическая культура (коммуникабельность, доброжелательность, развитость вербальной сферы, ненавязчивая энергичность, умение оказывать воздействие на различные психотипы людей, держать дистанцию, нормативность речи, умение вызывать интерес, нравиться, социально-психологические характеристики профессионала);
- социально-демографические и физические данные (возраст, пол, уровень образования);
- визуальный имидж (стиль в одежде, в аксессуарах, прическа, украшения, май – кап).
Формируя свой имидж, профессиональному психологу, работающему в системе образования, недостаточно знать, что ему следует изменить в своем облике, когда и что ему надевать. Важными моментами в технологии самоимиджирования, на наш взгляд, являются:
- целостность восприятия собственного образа;
- адекватная самооценка;
- знание особенностей своего характера.
Считается, что, для того чтобы иметь успех в выполнении своей профессиональной роли, нужно обязательно соответствовать этой роли внешне, обладать убедительным имиджем («да, она настоящий бухгалтер», «это действительно отличный секретарь-референт», «она прирожденный работник сервиса» и т. п.). И многие думают, что имидж необходим только политикам и бизнесменам, менеджерам, общественным деятелям. Это неверно. Долгие годы психологи игнорировали вопрос обеспечения профессионального имиджа. Как известно: «Свято место – пусто не бывает». Если сами психологи не занимаются вопросами создания имиджа - это сделали другие.
Возможно, на просторах интернета вы встречали статью Ирины Романенко «Тыжпсихолог?». Именно такое волшебное слово, где все буквы написаны слитно.
Это и есть та фраза, которая многих моих коллег вводит в тупик, от которой они теряют дар речи. Некоторые, и я в том числе, иногда скрывают свое образование и подготовку,чтобы ее не слышать. Эта заметка получила массу откликов. В продолжение темы появилась целая серия рисунков, на которых обыгрывается образ психолога. На слайдах – только малая часть того, что может узнать психолог о собственном восприятии образа себя другими людьми. Это ещё раз подтверждает закон пустоты: «Пустота всегда должна быть заполнена». Пусть с иронией, но соглашусь с предложением автора статьи, что на каждом факультете психологии необходимо организовать отделение, которое будет заниматься подготовкой особых специалистов — «тыжпсихологов» дабы они постепенно вытесняли бы всяких недоучек и лентяев из сферы психологии, и, наконец, примирили бы её с обывателями. Начинающий психолог должен знать, что потенциальные потребители его услуг убеждены, что:
1. Тыжпсихолог — знаток человеческой натуры. Он настолько проницателен, что способен читать мысли. В том числе и тех людей, которых вообще никогда не видел. Меня в ступор вводит фраза людей, которых я вижу первый раз в жизни: "Ну, расскажи обо мне". PS. Ятожпсихолог.
2) Тыжпсихолог знает самый лучший способ решения любой проблемы, связанной с любым человеком. А главное, вам этот способ обязательно понравится.
3) Тыжпсихолог может убедить кого угодно в чем угодно.
4) И неудивительно, что тыжпсихологов стоит бояться. С ними вообще надо пожестче. Следует его осадить, подловить на некомпетентности, показать, что он, человек без диплома, лучше разбирается в людской психологии. Знакомо..?
5) Тыжпсихологи все поголовно счастливы, всеми обожаемы и успешны. Особенно в личной жизни. Они вообще ни в чем не нуждаются для себя, им осталось только облагодетельствовать всё человечество. В этом их предназначение. И этим надо пользоваться: занимать время, пить энергию…
Не буду задевать все «больные темы» психолога, связанные с профессиональной деятельностью. Важно осознать, что проблема имиджа имеет особое значение, так как имидж «программирует» определенное отношение к его носителю со стороны окружающих, создаёт установку клиента в процессе психологического консультирования. Для того чтобы определить структурно-содержательное наполнение образа психолога в восприятии клиентов следует осуществлять учет их половозрастных, гендерных, социально-статусных, личностных, профессиональных, региональных и этнических особенностей реципиэнтов. Таким образом, технология формирования имиджа психолога основывается, прежде всего, на понимании сущности феномена имиджа, на учете особенностей внешнего облика, индивидуально-психологических особенностей, особенностей профессионального общения и деятельности, предметной среды, целевой аудитории, формирования доверия.
Моей задачей не является убедить вас, что без тщательно созданного имиджа психолог не будет успешным в выполнении своих профессиональных обязанностей. Имидж – это только символ, информирующий окружающих о социальном статусе индивида, его профессиональной принадлежности, характере, темпераменте, финансовых возможностях, вкусе и даже семейном положении. Это ценности человека, его установки, знания, умения. Однако, чем точнее он создает свой образ, тем меньше сил и времени ему нужно для нахождения общего языка с другими людьми. Имидж "программирует" определенное отношение к его носителю со стороны окружающих, которое впоследствии изменить будет достаточно сложно.
Используемая литература:
1. Бозаджиев В. Л. - «Имидж психолога» (2009).
2. Бозаджиев В. Л. «Психолог: профессия и личность» (2011).
3. Бозаджиев В. Л. «Имидж педагога» (2004).
4. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие / Е.Б. Перелыгина. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.
5. Ушаков Б.Г. Имидж как социально-психологическая проблема. — Екатеринбург, 1995.
Интернет-источники:
http://www.pcnp.ru/sotrud/romanenko.shtml. romanirina@yandex.ru
Имидж психолога как компонент его профессиональной компетентности. О.О.Елисеева. (Москва).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы профессионального опыта педагога-психолога
В статье изложены принципы и подходы к работе педагога-психолога с воспитаннками группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушенями речи...
имидж педагога-психолога
Значимость имиджа педагога-психолога в системе образования....
Презентация Образ педагога-психолога как основа его имиджа
Существует ли имидж педагога-психолога? Мало кто из психологов задается этим вопросом. Во-первых, потому что не все считают это важным для своей профессиональной деятельности, во-вторых, потому ...
Презентация "ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФГОС"
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сделан акцент на психолого-педагогических условиях, включающих «…поддержку Организацией и педагогами родите...
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
Габитарный имидж педагога-психолога
В статье приведены универсальные рекомендации для психологов, педагогов дошкольного образования и школ....
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...