Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветик-семицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой
рабочая программа по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа педагога-психолога
составлена на основе программы
«Цветик-семицветик»
под ред. Н.Ю. Куражевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 56.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
Рабочая программа педагога-психолога
составлена на основе программы
«Цветик-семицветик»
под ред. Н.Ю. Куражевой
Составитель: педагог-психолог
Ковалевская Н.Н.
Исилькуль 2024
Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ «Детский сад «Радуга» разработана в соответствии
• Конституция Российской Федерации
• Конвенция ООН о правах ребенка.
• Закон «Об образовании» РФ
• Федеральный Закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998)
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (редакция от 21.01.2019 г.)
• Приказ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (изменения от 01.12.2022 г.)
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"(Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)
• Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)
• Приказ МО РФ от 22.10.1999 г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе МО РФ»
• Распоряжение МП РФ от 28.12.2020 N Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»
• Семейный кодекс РФ
• Гражданский кодекс РФ
• Трудовой Кодекс РФ
• Устав МБДОУ «Детский сад «Радуга»
• Должностная инструкция педагога-психолога
В данной рабочей программе в основу психолого-педагогической работы положена программа Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Цветик-семицветик». Программа построена с учётом современных требований педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения. В основе программы прослеживаются принцип от простого к сложному, принципы доступности, наглядности, индивидуального подхода.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика и консультирование, психодиагностика, психокоррекция детей 4-6 лет.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по психодиагностике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников, оснащена учебно-методическим комплексом с подробной разработкой занятий и рабочими тетрадями.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основная цель программы — психологическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста.
Гармоничное и сбалансированное развитие всех сфер психики ребенка лежит в основе успешного освоения образовательных программ и всестороннего развития личности. Новообразования и возрастные нормы каждого возрастного периода необходимы для перехода к следующему этапу развития и определяют задачи каждого раздела программы.
Задачи психологического курса для детей от 4 до 5 лет
- Способствовать переходу от репродуктивного воображения к творческому.
- Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
- Совершенствовать коммуникативные навыки.
- Создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.
- Учить детей говорить о своем настроении и быть внимательными к эмоциональному состоянию другого человека.
Задачи психологического курса для детей от 5 до 6 лет
1. Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий.
2. Учить детей осуществлять внешний контроль своей деятельности посредством речи.
3. Продолжать развивать познавательные психические процессы. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
4. Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции.
5. Обучать детей умению действовать по словесной и зрительной инструкции.
6. Способствовать развитию эмпатийных проявлений.
7. Познакомить детей с невербальными способами общения.
Задачи психологического курса для детей от 6 до 7 лет
1. Создать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
2. Развивать мотивационную сферу ребенка. Помогать детям выделять наиболее значимые мотивы и цели.
3. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива и внутренней позиции ученика.
4. Способствовать формированию целостной картины мира у ребенка.
5. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития.
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в результате чего сам ребенок принимает участие в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Сотрудничество с семьей.
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
- Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
- Принцип построения образовательной деятельности на комплексно-тематическом планировании.
Подходы в формировании программы
Личностно-ориентированный подход (Л. С. Выготский):
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребенка, реализация его природного потенциала;
- обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта и создание условий для самореализации;
- развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учетом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
Системно-деятельный подход:
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, организация деятельности ребенка, в процессе которой он самостоятельно делает открытия, узнает новое путем решения проблемных ситуаций.
Компетентностный подход:
- развитие у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициирование и поощрение потребности детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Средовой подход:
- использование возможностей развивающей предметно-пространственной среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
Культурологический подход:
- решение образовательных задач на основе культурных традиций, сложившихся в конкретном обществе, соответствующих особенностям и менталитету нации, бережно сохраняющих и передающих лучшие достижения культуры.
Принципы проведения занятий:
- Системность подачи материала;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятия;
- доступность информации;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Индивидуальный подход к каждому ребенку осуществляется на основе организации промежуточной диагностики (в декабре и апреле).
Также результаты промежуточной диагностики могут обсуждаться с родителями с целью привлечения их к созданию в семье условий, способствующих эмоциональному комфорту ребенка и интеграции знаний, умений и навыков, полученных на занятиях, в повседневную жизнь и деятельность ребенка. Просветительская работа с родителями предусмотрена в форме индивидуальных консультаций, семинаров-практикумов, мини-лекций и круглых столов.
Последовательность предъявления тем и количество часов па каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Построение программы ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики для данного возрастного периода.
Для детей 4-5 лет это — восприятие, эмоциональная сфера.
Для детей 5-6 лет это – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера.
Для детей 6-7 лет – это личностная сфера, волевая сфера
Задания направлены на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобраны в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
Организационный этап — создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
Мотивационный этап — выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа.
Практический этап — подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике.
Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для детей от 4 до 5 лет
Содержание и наполнение курса определяется психологическими особенностями детей 4—5-летнего возраста. Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту.
1. Повышение познавательной активности. В занятия включены темы, посвященные свойствам предметов и исследовательской деятельности детей.
2. Совершенствование сенсорных функций. К этому возрасту ребенок:
- правильно дифференцирует цвета и оттенки;
- знает названия шести основных цветов; различает и называет основные геометрические фигуры, включая прямоугольник и овал;
- различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед;
- умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте;
- узнает бытовые предметы на ощупь.
Улучшается слуховое внимание и восприятие, поэтому на занятиях дети знакомятся с «помощниками» — глазами, носом, ртом, ушами, ногами и руками.
- Активное развитие всех сфер психики ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, коммуникации, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного мышления (картинки-нелепицы), эмоциональной сферы (добавляется знакомство с эмоциями страха и удивления), воображения (дорисовать рисунок, придумать название).
- Появление элементов сюжетно-ролевой игры. Занятия дополняются активной совместной игровой деятельностью, динамическими паузами, во время которых дети учатся принимать сюжет и правила игры.
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
Особенности возраста:
- Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
- Усложняются волевые проявления (формируется умение подчинять свое поведение правилам в игре).
- Повышается познавательная активность.
- Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстниками.
- Проявляется интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
- Происходит усложнение сюжетно-ролевой игры.
- Появляется осознанность собственных действий.
Для детей от 5 до 6 лет
К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Длительность занятия увеличивается на 10 минут.
При общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, его эмоционально-личностная сфера совершенствуется. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, что также развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными по сравнению с занятиями для более раннего возраста, задания насыщаются вербальным и невербальным общением. Большая часть занятий посвящается осознанию собственной личности и личности окружающих, а также общению.
Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, вокруг которой строится каждое занятие (в игре всегда присутствуют герои, сюжет и мотивация).
В этом возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий посвящены этикету.
Комплексные занятие по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентации (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.
Ведущая потребность – потребность в общение; творческая активность.
Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – воображение.
Особенности возраста:
1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
2. Общение со взрослым внеситуативно-личностное.
3. В общение со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.
5. Половая идентификация.
Для детей от 6 до 7 лет
Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности.
В процессе подготовки к школе по этой программе дети знакомятся со сказками, направленными на адаптацию к новой школьной жизни. Эти сказки помогают подготовиться к учебной деятельности, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, выработать эффективные стратегии поведения в тех или иных школьных ситуациях.
В ходе занятия дети выполняют упражнения, играют в подвижные и настольные игры, развивающие познавательные способности дошкольников (память, внимание, мышление, восприятие), эмоциональную сферу, волевую сферу, формирующие адекватную самооценку. Кроме того, дети приобретают навыки групповой и подгрупповой работы, учатся соблюдать правила игры.
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, поэтому занятия проводятся в игровой форме с элементами учебной деятельности. После каждого занятия родителям даются рекомендации для закрепления материала, пройденного на занятии.
Ведущая потребность — общение.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
- Произвольность всех психических процессов. Учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
- Переход к младшему школьному возрасту.
- Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
- Повышенная чувствительность.
- Полное доверие к взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
- Наглядно-образное мышление как ведущее.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Для детей от 4 до 5 лет
Результаты освоения программы оцениваются согласно возрастным новообразованиям и нормам психического развития ребенка.
Новообразования:
- Появление элементов творческого воображения в игровой и творческой деятельности.
- Появление элементов произвольности.
- Появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым (взрослый — источник информации).
- Ситуативно-деловое отношение к сверстнику (сверстник интересен как партнер по сюжетной игре).
- Рост познавательной активности.
- Появление элементов эмоциональной отзывчивости.
Возрастные нормы психического развития ребенка к 5 годам (критерии результативности)
Восприятие
Эмоцио нальных состояний | Радость, грусть, гнев, удивление, испуг | Узнавание, называние, соотнесение |
Звука | Колокольчик, свисток, бубен, деревянные ложки, хлопки в ладоши, погремушка | Узнавание, описание (громкий — тихий, низкий — высокий, звонкий — глухой), подражание |
Запаха | Цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный | Узнавание, описание (слабый — резкий, приятный — неприятный, сладкий) |
Вкуса | Сладкий, горький, кислый, соленый | Узнавание,соотнесение (назови, что имеет такой же вкус, как...) |
Свойства предме тов | Тяжелый — легкий, жесткий — мягкий, шершавый — гладкий, прозрачный — непрозрачный, горячий — холодный, светлый — темный, сухой — мокрый | |
По материалу: деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т. д. | Узнавание по внешнему виду и на ощупь с закрытыми глазами, называние, описание | |
Пространства | Высоко — низко, слева — справа, впереди — сзади | Определение места нахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте |
Времени | Утро, вечер, день, ночь. Вчера, сегодня, завтра | Соотнесение события со временем его происшествия |
Память
Зрительная образная: объем — 5 предметов.
Слуховая образная: объем — 4-5 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 5 слов.
Тактильная: объем — 4-5 предметов.
Внимание
Объем — 5 предметов.
Устойчивость — 15-20 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.
Интеллектуальная сфера
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из трех предметов по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов по всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок. Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий.
Обобщение:
- на основе изученных свойств;
- по материалу;
по эмоциональному состоянию;
- времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
Сериация:
- по цвету — 4 оттенка;
- по величине — 5 предметов;
- по эмоциональному состоянию — 4 карточки;
- по свойствам — 3 предмета.
Классификация:
На основе имеющихся обобщений по двум признакам с помощью взрослого.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг.
Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Умение рассказать о своем настроении.
Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.
Коммуникативная сфера
Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого.
Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила в учебной ситуации
Для детей от 5 до 6 лет
Целевыми ориентирами на этапе завершения программы являются возрастные новообразования и нормы психического развития ребенка.
Новообразования:
1. Предвосхищение результата деятельности.
2. Активная планирующая функция речи.
3. Появление навыков самоконтроля и саморегуляции.
4. Проявление эмпатии в соответствующих ситуациях.
5. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
Возрастные нормы психического развития ребенка к 6 годам (критерии результативности)
Память
Зрительная образная: объём – 6 звуков
Слуховая образная: объём – 6 слов
Тактильная: объём – 6 предметов
Внимание
Объём: 6 предметов
Устойчивость: 20-25 минут
Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7-8 контуров предметов, наложенных полностью.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком и т.д.)
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение анализировать черты характера героев сказки.
Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 6 частей без образца и из 7-8 частей – со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщение первого и второго порядка:
- дикие и домашние животные;
- растения (деревья, цветы, ягоды); грибы.
- вещи (головные уборы, одежда, обувь)
- рыбы, птицы, насекомые
Конкретизация на основе всех изученных обобщений.
Сериация:
- по цвету – 5 оттенков
- по величине – 7 предметов
- по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) – 5 степеней выраженности;
- по возрасту – 4 возрастные группы
- по степени выраженности свойств предметов – 5 степеней;
- серия из 5 последовательных картинок.
Классификация по двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.
Эмоциональная сфера
Умение распознавать в пиктограмме и называть следующие эмоциональные состояния: радость, восторг, гнев, ярость, грусть, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание не менее трех способов выражения и изменения эмоциональных состояний.
Коммуникативная сфера
Умение объединятся в пары для совместной работы.
Умение с помощью взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.
Знание основных способов невербального общения.
Волевая сфера
Умение принимать и удерживать 3 правила в игровой и учебной ситуациях.
Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
Личностная сфера
Сформированное представление о доброте и злости, жадности и щедрости, лени, капризности.
Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества.
Проявление элементов рефлексии.
Для детей от 6 до 7 лет
Результаты освоения программы оцениваются согласно возрастным новообразованиям и нормам психического развития ребенка.
Новообразования
1.Развитие произвольности всех психических процессов. Внутренний план действий.
2.Возникновение соподчинения и иерархии мотивов.
3.Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.
4.Возникновение первой целостной картины мира.
5.Появление самооценки, адекватной достигнутым в деятельности результатам.
Возрастные нормы психического развития ребенка к 7 годам (критерии результативности)
Мотивационная готовность к школе
Устойчивые познавательный, эмоциональный и социальный мотивы.
Память
Зрительная образная: объем — 7-8 предметов.
Слуховая образная — 7 звуков.
Слуховая вербальная — 7-8 слов.
Тактильная — 7 предметов.
Словесно-логическая.
Произвольность памяти.
Внимание
Объем — 7-8 предметов.
Устойчивость — 25-30 минут.
Концепция: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения при переключении внимания на от-дельные детали рисунка.
Воображение
Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов).
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умение находить решение проблемных ситуаций.
Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
Выполнение заданий: «найти девятое», «логические цепочки» по трем и более признакам.
Умение исключать лишнее на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 9 частей без образца, из 12 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений.
Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1-го и 2-го порядка.
Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.
Выполнение сериации по всем свойствам предметов.
Умение выстраивать серию из 8-10 последовательных картинок.
Выполнение операции классификации по существенным признакам.
Волевая сфера
Принятие и удержание пяти и более правил в игровой и учебной ситуации.
Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
Умение планировать свою деятельность.
Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Коммуникативная сфера
Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности с детьми (ребенок — собеседник, партнер по деятельности) и взрослыми (взрослый — источник эмоциональной поддержки).
Эмоциональная сфера
Развитие высших чувств.
Осознанность своих эмоциональных переживаний.
Личностная сфера
Умение относиться критически к своим поступкам.
Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для детей от 4 до 5 лет
Для подведения итогов реализации программы проводится групповая промежуточная диагностика (в декабре) и итоговая диагностика (в апреле).
Также при реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей и развития интегративных качеств в ходе психологической диагностики, результаты которой используются для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуально-психологических особенностей участников воспитательно-образовательного процесса для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка.
Данные психологической диагностики должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, нуждающиеся в коррекции.
Психологическая диагностика проводится квалифицированным специалистом (педагогом-психологом, психологом). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей:
- показатель сформирован (достаточный уровень, «+») — означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т. д.; наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым;
- показатель в стадии формирования (уровень, близкий к «0») — означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.; проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, дает аналогичные примеры;
- показатель не сформирован (недостаточный уровень, «-») — означает, что показатель проявляется крайне редко и его проявление носит случайный характер; не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребенок не дает положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние возрастной нормы развития. Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии компетенции у ребенка. Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный уровень», следует усилить индивидуальную работу с ребенком по данному направлению с учетом выявленных проблем с привлечением узких специалистов, а также во взаимодействии с семьей в рамках реализации образовательной программы.
По результатам психологической диагностики составляются индивидуальные рекомендации коррекции развития ребенка.
К методам оценки индивидуального развития детей и развития интегративных качеств также относятся:
- изучение продуктов детской деятельности;
- игровые тестовые задания;
- проведение контрольно-оценочных занятий;
- анкетирование;
- собеседование с педагогами, родителями и детьми.
В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год
Для детей от 5 до 6 лет
Для подведения итогов реализации программы проводится групповая промежуточная диагностика (декабрь) и итоговая диагностика (апрель).
Также при реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей и развития интегративных качеств в ходе психологической диагностики, результаты которой используются для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуально-психологических особенностей участников воспитательно-образовательного процесса для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка.
Данные психологической диагностики должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, нуждающиеся в коррекции.
Психологическая диагностика проводится квалифицированным специалистом (педагогом-психологом, психологом). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей:
- показатель сформирован (достаточный уровень, «+») — означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.; наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым;
- показатель в стадии формирования (уровень близкий к «0») — означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.; проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, дает аналогичные примеры;
- показатель не сформирован (недостаточный уровень, «-») — означает, что показатель проявляется крайне редко и его проявление носит случайный характер; не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребенок не дает положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние возрастной нормы развития. Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии данной компетенции у ребенка. Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный уровень», следует усилить индивидуальную работу с ребенком по данному направлению с учетом выявленных проблем с привлечением узких специалистов, а также во взаимодействии с семьей в рамках реализации образовательной программы.
По результатам психологической диагностики составляются индивидуальные рекомендации коррекции развития ребенка.
К методам оценки индивидуального развития детей и развития интегративных качеств также относятся:
- изучение продуктов детской деятельности;
- игровые тестовые задания;
- проведение контрольно-оценочных занятий;
- анкетирование;
- собеседование с педагогами, родителями и детьми.
В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год.
Для детей от 6 до 7 лет
Для подведения итогов реализации программы проводится групповая промежуточная диагностика (декабрь) и итоговая диагностика (апрель).
Также при реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей и развития интегративных качеств в ходе психологической диагностики, результаты которой используются для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуально-психологических особенностей участников воспитательно-образовательного процесса для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка.
Данные психологической диагностики должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, нуждающиеся в коррекции.
Психологическая диагностика проводится квалифицированным специалистом (педагогом-психологом, психологом). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей:
- показатель сформирован (достаточный уровень «+») — означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д.; наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым;
- показатель в стадии формирования (уровень близкий к достаточному «0») — означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.; проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, дает аналогичные примеры;
- показатель не сформирован (недостаточный уровень «—») — означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер; не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребенок не дает положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние возрастной нормы развития. Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии данной компетенции у ребенка. Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный уровень», следует усилить индивидуальную работу с ребенком по данному направлению с учетом выявленных проблем с привлечением узких специалистов, а также во взаимодействии с семьей в рамках реализации образовательной программы.
По результатам психологической диагностики составляются индивидуальные рекомендации коррекции развития ребенка.
К методам оценки индивидуального развития детей и развития интегративных качеств также относятся:
- изучение продуктов детской деятельности;
- игровые тестовые задания;
- проведение контрольно-оценочных занятий;
- анкетирование;
- собеседование с педагогами, родителями и детьми.
В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
Месяц | № п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Сентябрь | 1 2 3 4 | Знакомство Давайте дружить Волшебные слова Правила поведения на занятиях | 1 1 1 1 |
Октябрь | 5 6 7 8 | Радость, грусть Гнев Удивление Испуг (ознакомление) | 1 1 1 1 |
Ноябрь | 9 10 11 12 | Спокойствие Словарик эмоций Если мама устала Плохо быть одному | 1 1 1 1 |
Декабрь | 13 14 15 16 | Ты и другие люди Промежуточная диагностика – 1 Промежуточная диагностика – 2 Лекарство от вредности | 1 1 1 1 |
Январь | 17 18 19 | Мои помощники – глазки Мой помощник – носик Мой помощник – ротик | 1 1 1 |
Февраль | 20 21 22 23 | Мои помощники – ушки Мои помощники – ручки Мои помощники – ножки Из чего же сделаны наши мальчишки? | 1 1 1 1 |
Март | 24 25 26 27 | Из чего же сделаны наши девчонки? Мой друг Воображуля Мой город – город моих друзей Весеннее настроение | 1 1 1 1 |
Апрель | 28 29 30 31 | Мои смешинки Мои сказочные друзья Итоговая диагностика – 1 Итоговая диагностика – 2 | 1 1 1 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
Месяц | № п/п | Тема занятия | Кол-во занятий |
Сентябрь | 1 2 3 4 | Знакомство Наша группа. Что мы умеем. Правила поведения на занятиях Страна ПСИХОЛОГ и Я | 1 1 1 1 |
Октябрь | 1 2 3 4 | Радость. Грусть Гнев Удивление Испуг | 1 1 1 1 |
Ноябрь | 1 2 3 4 | Спокойствие Словарик эмоций Моё счастье Страна Вообразилия | 1 1 1 1 |
Декабрь | 1 2 3 4 | Мои друзья сказки Промежуточная диагностика – 1 Промежуточная диагностика – 2 Учимся доброте | 1 1 1 1 |
Январь | 1 2 3 | Этикет – общения секрет Этикет на все случаи жизни Мечты сбываются | 1 1 1 |
Февраль | 1 2 3 4 | Я учусь владеть собой Мое психическое здоровье Волшебные средства понимания Защитники отечества | 1 1 1 1 |
Март | 1 2 3 4 | Мамины помощники Я и моя семья Я и мои друзья Я и мое имя | 1 1 1 1 |
Апрель | 1 2 3 4 | Кто такой Я. Черты характера Я особенный Итоговая диагностика – 1 Итоговая диагностика – 2 | 1 1 1 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ
Месяц | № п/п | Тема занятия | Кол-во занятий |
Сентябрь | I. Сказки для школьной адаптации | 1 1 1 1 | |
1 2 3 4 | Создание Лесной школы Букет для учителя Смешные страхи Игры в школе | ||
Октябрь | 5 | Школьные правила | 1 1 1 1 |
II. Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям | |||
1 2 3 | Собирание портфеля Белочкин сон Госпожа Аккуратность | ||
Ноябрь | 4 5 6 | Жадность Волшебное яблоко (воровство) Подарки в день рождения | 1 1 1 1 |
III. Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям | |||
1 | Домашнее задание | ||
Декабрь | 2 3 4 5 | Школьные оценки Ленивец Подсказка Промежуточная диагностика | 1 1 1 1 |
Январь | IV. Сказки о здоровье, в том числе психическом | 1 1 1 | |
1 2 3 | Обманный отдых Прививка Больной друг | ||
Февраль | V. Сказки о школьных конфликтах | 1 1 1 1 | |
1 2 3 4 | Ябеда Шапка – невидимка (демонстративное поведение) Задача для лисенка (ложь) Спорщик | ||
Март | 5 6 7 8 | Обида Хвосты (межгрупповые конфликты) Драки Грубые слова | 1 1 1 1 |
Апрель | 9 10 11 12 | Дружная страна (межполовые конфликты) В гостях у сказки Итоговая диагностика До свидания, Лесная школа! | 1 1 1 1 |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Работа с родителями предусматривает их привлечение к созданию в семье условий, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях, и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме консультаций, лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Кадровое обеспечение программы
К реализации программы могут привлекаться специалисты, имеющие квалификацию педагог-психолог.
Материально-техническое обеспечение программы
Оснащение занятий: магнитофон; настольно-печатные игры на развитие познавательных психических процессов; предметные игрушки (персонажи русских народных сказок, домашние и дикие животные; доска; цветные мелки; пластилин; краски, карандаши, фломастеры; писчая и цветная бумага; строительный материал; зеркало; ковёр; магнитная доска; рабочие тетради к программе.
Научно-методическое обеспечение программы
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина –В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Работа по программе выстроена на идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).
Принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Время и сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана:
- для детей 4-5 лет – на один учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю по 20 мин., в первой половине дня, всего 31 занятие.
- для детей 5-6 лет – на один учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю по 25 мин., в первой половине дня, всего 31 занятие.
- для детей 6-7 лет – на один учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю по 30 мин., в первой половине дня, всего 31 занятие.
Организация развивающей предметно-пространственной среды для реализации программы
Данная программа предусмотрена для работы с детьми 4-7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений. В соответствие с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В соответствии с данными требованиями развевающая среда ДОУ наполняется следующими материалами, созданными психологами совместно с детьми и родителями.
1. Уголок психологической разгрузки представляет собой пространство, оформленное мягкими блоками и световыми экранами, оснащенное магнитофоном или ноутбуком и отделенное от основного пространства группы ширмой.
2. Наборы дидактических и развивающих игр для повторения и отработки информации, полученной детьми на занятиях: схематические изображения различных эмоций и т.п.
3. Наборы игрушек: сюжетные игрушки по сказкам, мягкие игрушки, пальчиковые игрушки и кукольный театр.
4. Наборы для арт-терапии: краски обычные и пальчиковые, глина, пластилин, песок.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
КАБИНЕТ ПСИХОЛОГА
Наполнение кабинета психолога определяется его функциями: он является и методическим кабинетом, и кабинетом для консультаций с родителями и детьми. Поэтому в кабинете психолога должны быть нормативные документы, литература по возрастной и педагогической психологии, мягкая мебель, наборы заданий для работы с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы (с 5 до 6 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)
Рабочая программа старшей группы №9 разработана педагогом группы на основе образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозёрск». Содержание программы соответствует требованиям Ф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшей группы (с 3 до 4 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)
Рабочая программа младшей группы № 6 разработана педагогом группы на основе образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозёрск». Содержание программы соответствует требованиям ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной группы (с 6 до 7 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)
СОДЕРЖАНИЕ. I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.1. Пояснительная записка.1.1. Цели и задачи реализации Программы.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.1.3. Возрастная характеристика детей 6 -7 лет.1.4. ...
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Музыкального руководителя составлена на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой по образовательной области « Художественно-эстетического развитие» для детей 1.5 -7 года жизни
Рабочая программаМузыкального руководителясоставлена на основе программы «От рождения до школы»Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой по образовательной области « Художественно-эстетич...
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с 5-6 лет. (Программа «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой) Тема. Испуг
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с 5-6 лет.(Программа «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой)Тема. ИспугЦель. Познакомить детей с эмоцией «испуг».З...