Совместная организованная деятельность воспитателя с детьми по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Зимние забавы».
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Совместная организованная деятельность воспитателя с детьми по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: « Зимние забавы».
Автор: Лукашинская Екатерина Николаевна, воспитатель ГБДОУ Детский сад «91 Выборгского района города Санкт-Петербург.
Задачи:
- Развивать навык снятия физического и эмоционального напряжения.
- Создавать условия для психологического и эмоционального комфорта детей, их речевой активности.
- Развивать навык целенаправленного восприятия, памяти, мышления, воображения, творческой фантазии в процессе решения творческих задач.
- Развивать умение комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
- Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
- Активизация словаря признаков: белая, холодная, снежная, морозная.
- Развитие связной речи. Формирование навыков построения предложений.
- Воспитывать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
Материал: сюжетная картинка с изображением зимних забав детей; части снеговика, вырезанные из картона; магнитный мольберт, магнитики; загадки о зимних забавах, прикрепленные к столу воспитателя, закрытые бумажными снежинками; снежки-комочки, сделанные из ваты; картинка с символами (ухо, глаз, нос, рука, язык, закрытыми снежинками.
Содержание:
Организационный момент. Дети сидят полукругом. Воспитатель вносит картинку с прикрепленными скотчем снежинками, закрывающими символы, изображающие части тела.
Воспитатель: – Ребята, в нашей группе хозяйничают волшебники. Угадайте, кто они? Помогите им избавиться от назойливых снежинок.
• Один говорит: «Я вижу» (цвет, форму, величину).
Дети отгадывают. Воспитатель отрывает одну снежинку, открывает ГЛАЗ.
• Второй говорит: «Я слышу звук».
Дети отгадывают. Воспитатель отрывает другую снежинку, открывает УХО.
• Третий говорит: «Я чувствую запах». Отрывает третью снежинку, открывает НОС.
• Четвертый говорит: «Я пробую на вкус». Воспитатель отрывает четвертую снежинку, открывает ЯЗЫК.
• Пятый говорит:
«Я ощущаю поверхность (твердая, мягкая, гладкая, шершавая, холодная, влажность, температуру, форму, количество, части».
Освобождают картинку ПАЛЬЦЫ.
Воспитатель: - Волшебники на свободе, теперь догадайтесь, где они живут?
Дети: - На нашем лице живут УХО, ГЛАЗ, ЯЗЫК, НОС.
Воспитатель: - Волшебники очень любят зимние забавы и приготовили нам сюрприз, но где-то его спрятали. А что такое сюрприз? Хотите найти его? Тогда отправимся в путь. Поможет нам волшебный клубочек.
Для этого подготовим свои глазки, ушки, носики, язычки, ручки, чтобы они помогли нам в поисках волшебного сюрприза.
Самомассаж лица по методике О. И. Крупенчук.
Ручки растираем и разогреваем
И теплом лицо свое мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их потом сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Уголками губ мы щеки поднимаем,
А потом от носа к уголкам стекаем.
Под губой язык лежит,
Кулачок в него стучит.
Под другой губой лежит,
Другой кулак в него стучит.
Тянем подбородок и его щипаем,
А потом по шейке пальцами стекаем.
Воспитатель: – Теперь пора в путь по волшебной дорожке-веревочке нашего клубочка!
Подходят к снежинкам, закрывающим загадки на большом столе воспитателя.
Упражнение на дыхание «Снежинки».
Воспитатель: – Посмотрите, на стол прилетели снежинки. Сделайте глубокий вдох через нос и губками сдуйте снежинки!
(Упражнение выполняется стоя) .
Воспитатель просит четырех детей отгадать освободившиеся от снежинок загадки о зимних забавах, а остальных помочь, если они затруднятся.
1. Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
2. Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
3. Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
4. Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)
Лог. - Молодцы, а теперь дальше ведет волшебная веревочка-дорожка нашего клубочка (к магнитному мольберту). Садятся на стульчики.
Игра «Лепка снеговика»
Отгадайте загадку:
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла.
(Снеговик)
Воспитатель: - Молодцы! Давайте мы с вами поиграем и слепим снеговика, только не обычного, а волшебного. Для начала, давайте вспомним, с чего начинается лепка снеговика. Отвечайте полными предложениями, красиво и правильно.
Дети: - Для лепки снеговика надо скатать снежные комья.
Воспитатель - Сколько снежных комьев понадобиться, чтоб слепить снеговика?
Дети: - Понадобится 3 снежных кома.
Воспитатель - Какие по размеру должны быть снежные комья?
Дети: - Первый - большого размера (поставим вниз, второй - среднего размера (поставим в середину, третий - маленький (поставим наверх). (Из белого картона вырезаны круги, вывешиваем их на доску) .
Воспитатель - Все, готов наш снеговик?
Дети: - Нет.
Воспитатель - Чего не хватает?
Дети: - У снеговика нет глаз.
Воспитатель - Из чего, чаще всего делают глаза снеговику?
Дети: - Глаза снеговику делают из угольков.
Воспитатель - Сделаем глазки. (Вывешиваем черные магниты одинакового размера) .
Логопед: - Чего еще нет у снеговика?
Дети: - У снеговика нет носа.
Воспитатель: - Из чего сделаем нос?
Дети: - Нос снеговику делают из морковки. (Крепим к снеговику нос, вырезанный из красного картона)
Воспитатель - Чего еще нет у снеговика?
Дети: - У снеговика нет рта.
Воспитатель - Из чего делают рот снеговику?
Дети: - Рот снеговику сделаем из веточки.
Воспитатель - Сделаем рот. (Крепим рот, вырезанный из картона) .
Воспитатель - Чего еще нет у снеговика?
Дети: - У снеговика нет рук.
Воспитатель - Из чего сделаем руки?
Дети: - Руки снеговику сделаем из снежных комьев и веточек.
Воспитатель: - Делаем руки. (Крепим снежные комья и руки- веточки, вырезанные из цветного картона) .
Воспитатель: - Чего не хватает у нашего снеговика на голове?
Дети: - Надо одеть на голову снеговику ведро.
Воспитатель: - Одеваем ведро (из картона) .
Воспитатель: - Вот и готов наш снеговик.
Воспитатель: - Мы лепили снеговика, старались и немного устали, давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Дети выполняют движения, указанные в тексте.
(Встают рядом со стульчиками) .
На дворе мороз и ветер
На дворе гуляют дети (ходьба)
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают (потирают ладонь о ладонь) .
Чтоб не мерзли наши ручки,
Мы похлопаем в ладошки (ритмичные хлопки) .
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем! (быстрые ритмы)
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко (топают ритмично на месте) .
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем! (быстрые ритмы)
Нам мороз теперь не страшен,
Все мы весело попляшем.
(Динамическое упражнение «На дворе мороз и ветер» А. Ануфриева, О. Милюкова, произвольные плясовые движения под музыку)
Волшебный клубочек дальше катится. На пути у детей появляется веселый мячик.
Дидактическая игра с мячом.
Воспитатель: - А сейчас поиграем с мячом. Он спрашивает, а вы отвечаете:
Зима - она какая? (снежная, морозная, холодная, вьюжная, метельная и т. д.)
- Мячик «называет» слово, а вы ребята, рассказываете, что оно представляет:
Снег – зима, снеговик, снежки.
Новый год – елка, праздник, подарки.
Варежки – гулять, руки, тепло, рукавички.
Гололед – мороз, скользко, лед, каток.
Морозно – холодно, иней, зима, гололед.
Ситуация – сюжет, происшествие, действие, история, событие.
Воспитатель. – Вот мы и подошли к сюрпризу наших волшебников. Клубочек привел нас к картине, на которой мы попадаем в разные ситуации. Но картину волшебники нам подарят, если мы перечислим все ситуации, в которые попали дети на прогулке. Ответьте, пожалуйста, кто что делает?
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
(Дети садятся на свои места за столы. На доске висит картинка с изображением зимних забав.)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на картинку и расскажите, что на ней нарисовано. За правильно построенное предложение вы получите снежок. Отвечаем красиво и четко, спрашиваю только тех, кто поднимает руку.
Итог деятельности.
Воспитатель: - Понравился вам сюрприз наших волшебников? Они дарят вам картину «Зимние забавы». Угадайте любимые зимние забавы волшебников Руки и Глаза.
Правильно – «Игра в снежки».
Игра называется «Самый ловкий».
Дети кидают по очереди свои снежки в коробочку. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В стране маленьких человечков»
Конспект непосредственно -образовательной деятельности в области познания с использованием технологии ТРИЗ, а именно метода маленьких человечков....
Интегрированное занятие по предметам "Развитие речи", "Изо", "Окружающий мир", "Ритмика" для детей старшего дошкольного возраста , тема: "Путешествие в страну Вообразилию"
Занятие для детей старшего дошкольного возраста. Форма занятия - урок путешествие. Разнообразная смена деятельности не дает детям скучать во время занятия. Путешествие проходит по островам, в завершен...
Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста" Сочинение сказки "Кошки-мышки"
В данной работе представлен конспект по развитию связной речи дошкольников с использованием элементов технологии ТРИЗ. Использование представленных речевых игр способствует развитию творческого вообра...
Совместная организованная деятельность воспитателя с детьми по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Зимние забавы».
Конспект по развитию речи "Зимние забавы"...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием дидактического синквейна для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Заколдованные звери"
Активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна....
Сценарий организованно-образовательной интегрированной деятельности по развитию связной речи, с элементами игрового стретчинга, для детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Интерактивное путешествие на поляну заколдованных пчел».
laquo;Интерактивное путешествие на поляну заколдованных пчел» Лексическая тема: «Насекомые».Цель: Развитие связной речи у детей с ОНР посредством пересказа авторского рассказа ...
Сценарий зимнего спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Зимние забавы!»
laquo;Зимние забавы!» развлечение на воздухе для детей старшего дошкольного возраста.Цель: пропаганда здорового образа жизни, популяризация зимних видов спорта, привлечение дете...