Совместная организованная деятельность воспитателя с детьми по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Зимние забавы».
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Задачи: 1. Развивать навык снятия физического и эмоционального напряжения. 2. Создавать условия для психологического и эмоционального комфорта детей, их речевой активности. 3. Развивать навык целенаправленного восприятия, памяти, мышления, воображения, творческой фантазии в процессе решения творческих задач. 4. Развивать умение комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения. 5. Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. 6. Активизация словаря признаков: белая, холодная, снежная, морозная. 7. Развитие связной речи. Формирование навыков построения предложений. 8. Воспитывать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная организованная деятельность воспитателя с детьми по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: « Зимние забавы».

Автор: Лукашинская Екатерина Николаевна, воспитатель ГБДОУ Детский сад «91 Выборгского района города Санкт-Петербург.

Задачи:

  1. Развивать навык снятия физического и эмоционального напряжения.
  2. Создавать условия для психологического и эмоционального комфорта детей, их речевой активности.
  3. Развивать навык целенаправленного восприятия, памяти, мышления, воображения, творческой фантазии в процессе решения творческих задач.
  4. Развивать умение комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
  5. Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
  6. Активизация словаря признаков: белая, холодная, снежная, морозная.
  7. Развитие связной речи. Формирование навыков построения предложений.
  8. Воспитывать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Материал: сюжетная картинка с изображением зимних забав детей; части снеговика, вырезанные из картона; магнитный мольберт, магнитики; загадки о зимних забавах, прикрепленные к столу воспитателя, закрытые бумажными снежинками; снежки-комочки, сделанные из ваты; картинка с символами (ухо, глаз, нос, рука, язык, закрытыми снежинками.

Содержание:

Организационный момент. Дети сидят полукругом. Воспитатель вносит картинку с прикрепленными скотчем снежинками, закрывающими символы, изображающие части тела.

Воспитатель: – Ребята, в нашей группе хозяйничают волшебники. Угадайте, кто они? Помогите им избавиться от назойливых снежинок.

• Один говорит: «Я вижу» (цвет, форму, величину).

Дети отгадывают. Воспитатель отрывает одну снежинку, открывает ГЛАЗ.

• Второй говорит: «Я слышу звук».

Дети отгадывают. Воспитатель отрывает другую снежинку, открывает УХО.

• Третий говорит: «Я чувствую запах». Отрывает третью снежинку, открывает НОС.

• Четвертый говорит: «Я пробую на вкус». Воспитатель отрывает четвертую снежинку, открывает ЯЗЫК.

• Пятый говорит:

«Я ощущаю поверхность (твердая, мягкая, гладкая, шершавая, холодная, влажность, температуру, форму, количество, части».

Освобождают картинку ПАЛЬЦЫ.

Воспитатель: - Волшебники на свободе, теперь догадайтесь, где они живут?

Дети: - На нашем лице живут УХО, ГЛАЗ, ЯЗЫК, НОС.

Воспитатель: - Волшебники очень любят зимние забавы и приготовили нам сюрприз, но где-то его спрятали. А что такое сюрприз? Хотите найти его? Тогда отправимся в путь. Поможет нам волшебный клубочек.

Для этого подготовим свои глазки, ушки, носики, язычки, ручки, чтобы они помогли нам в поисках волшебного сюрприза.

Самомассаж лица по методике О. И. Крупенчук.

Ручки растираем и разогреваем

И теплом лицо свое мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их потом сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом уходим пальцами на щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Уголками губ мы щеки поднимаем,

А потом от носа к уголкам стекаем.

Под губой язык лежит,

Кулачок в него стучит.

Под другой губой лежит,

Другой кулак в него стучит.

Тянем подбородок и его щипаем,

А потом по шейке пальцами стекаем.

Воспитатель: – Теперь пора в путь по волшебной дорожке-веревочке нашего клубочка!

Подходят к снежинкам, закрывающим загадки на большом столе воспитателя.

Упражнение на дыхание «Снежинки».

Воспитатель: – Посмотрите, на стол прилетели снежинки. Сделайте глубокий вдох через нос и губками сдуйте снежинки!

(Упражнение выполняется стоя) .

Воспитатель просит четырех детей отгадать освободившиеся от снежинок загадки о зимних забавах, а остальных помочь, если они затруднятся.

1. Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

2. Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

3. Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

4. Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

Лог. - Молодцы, а теперь дальше ведет волшебная веревочка-дорожка нашего клубочка (к магнитному мольберту). Садятся на стульчики.

Игра «Лепка снеговика»

Отгадайте загадку:

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла.

(Снеговик)

Воспитатель: - Молодцы! Давайте мы с вами поиграем и слепим снеговика, только не обычного, а волшебного. Для начала, давайте вспомним, с чего начинается лепка снеговика. Отвечайте полными предложениями, красиво и правильно.

Дети: - Для лепки снеговика надо скатать снежные комья.

Воспитатель - Сколько снежных комьев понадобиться, чтоб слепить снеговика?

Дети: - Понадобится 3 снежных кома.

Воспитатель - Какие по размеру должны быть снежные комья?

Дети: - Первый - большого размера (поставим вниз, второй - среднего размера (поставим в середину, третий - маленький (поставим наверх). (Из белого картона вырезаны круги, вывешиваем их на доску) .

Воспитатель - Все, готов наш снеговик?

Дети: - Нет.

Воспитатель - Чего не хватает?

Дети: - У снеговика нет глаз.

Воспитатель - Из чего, чаще всего делают глаза снеговику?

Дети: - Глаза снеговику делают из угольков.

Воспитатель - Сделаем глазки. (Вывешиваем черные магниты одинакового размера) .

Логопед: - Чего еще нет у снеговика?

Дети: - У снеговика нет носа.

Воспитатель: - Из чего сделаем нос?

Дети: - Нос снеговику делают из морковки. (Крепим к снеговику нос, вырезанный из красного картона)

Воспитатель - Чего еще нет у снеговика?

Дети: - У снеговика нет рта.

Воспитатель - Из чего делают рот снеговику?

Дети: - Рот снеговику сделаем из веточки.

Воспитатель - Сделаем рот. (Крепим рот, вырезанный из картона) .

Воспитатель - Чего еще нет у снеговика?

Дети: - У снеговика нет рук.

Воспитатель - Из чего сделаем руки?

Дети: - Руки снеговику сделаем из снежных комьев и веточек.

Воспитатель: - Делаем руки. (Крепим снежные комья и руки- веточки, вырезанные из цветного картона) .

Воспитатель: - Чего не хватает у нашего снеговика на голове?

Дети: - Надо одеть на голову снеговику ведро.

Воспитатель: - Одеваем ведро (из картона) .

Воспитатель: - Вот и готов наш снеговик.

Воспитатель: - Мы лепили снеговика, старались и немного устали, давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Дети выполняют движения, указанные в тексте.

(Встают рядом со стульчиками) .

На дворе мороз и ветер

На дворе гуляют дети (ходьба)

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают (потирают ладонь о ладонь) .

Чтоб не мерзли наши ручки,

Мы похлопаем в ладошки (ритмичные хлопки) .

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем! (быстрые ритмы)

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко (топают ритмично на месте) .

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем! (быстрые ритмы)

Нам мороз теперь не страшен,

Все мы весело попляшем.

(Динамическое упражнение «На дворе мороз и ветер» А. Ануфриева, О. Милюкова, произвольные плясовые движения под музыку)

Волшебный клубочек дальше катится. На пути у детей появляется веселый мячик.

Дидактическая игра с мячом.

Воспитатель: - А сейчас поиграем с мячом. Он спрашивает, а вы отвечаете:

Зима - она какая? (снежная, морозная, холодная, вьюжная, метельная и т. д.)

- Мячик «называет» слово, а вы ребята, рассказываете, что оно представляет:

Снег – зима, снеговик, снежки.

Новый год – елка, праздник, подарки.

Варежки – гулять, руки, тепло, рукавички.

Гололед – мороз, скользко, лед, каток.

Морозно – холодно, иней, зима, гололед.

Ситуация – сюжет, происшествие, действие, история, событие.

Воспитатель. – Вот мы и подошли к сюрпризу наших волшебников. Клубочек привел нас к картине, на которой мы попадаем в разные ситуации. Но картину волшебники нам подарят, если мы перечислим все ситуации, в которые попали дети на прогулке. Ответьте, пожалуйста, кто что делает?

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

(Дети садятся на свои места за столы. На доске висит картинка с изображением зимних забав.)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на картинку и расскажите, что на ней нарисовано. За правильно построенное предложение вы получите снежок. Отвечаем красиво и четко, спрашиваю только тех, кто поднимает руку.

Итог деятельности.

Воспитатель: - Понравился вам сюрприз наших волшебников? Они дарят вам картину «Зимние забавы». Угадайте любимые зимние забавы волшебников Руки и Глаза.

Правильно – «Игра в снежки».

Игра называется «Самый ловкий».

Дети кидают по очереди свои снежки в коробочку. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В стране маленьких человечков»

Конспект непосредственно -образовательной  деятельности в области познания с использованием технологии ТРИЗ, а именно метода маленьких человечков....

Интегрированное занятие по предметам "Развитие речи", "Изо", "Окружающий мир", "Ритмика" для детей старшего дошкольного возраста , тема: "Путешествие в страну Вообразилию"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста. Форма занятия - урок путешествие. Разнообразная смена деятельности не дает детям скучать во время занятия. Путешествие проходит по островам, в завершен...

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста" Сочинение сказки "Кошки-мышки"

В данной работе представлен конспект по развитию связной речи дошкольников с использованием элементов технологии ТРИЗ. Использование представленных речевых игр способствует развитию творческого вообра...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием дидактического синквейна для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Заколдованные звери"

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна....

Сценарий организованно-образовательной интегрированной деятельности по развитию связной речи, с элементами игрового стретчинга, для детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Интерактивное путешествие на поляну заколдованных пчел».

laquo;Интерактивное путешествие на поляну заколдованных пчел» Лексическая тема: «Насекомые».Цель: Развитие связной речи у детей с ОНР посредством пересказа авторского рассказа ...

Сценарий зимнего спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Зимние забавы!»

laquo;Зимние забавы!» развлечение на воздухе для детей старшего дошкольного возраста.Цель: пропаганда здорового образа жизни, популяризация зимних видов спорта, привлечение дете...