Кто заложники инклюзии: педагоги или дети?
статья на тему
Печально и одновременно страшно представить, как нормой становиться некомпетентная педагогическая деятельность в отношении детей, которым, почему-то, так и никто не поставил диагноза, ибо с самого начала в прохождении медосмотра перед поступлением в детский сад везде указывалось «здоров». Видимо в надежде что, в дошкольном учреждении все само решиться. Но. Дошкольное учреждение тоже оказывается заложником несовершенства системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_zalozhniki_inklyuzii_deti_ili_pedagogi.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Кто заложники инклюзии: педагоги или дети?
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования, что является своего рода революцией в образовании, поскольку многие годы продолжалась острая дискуссия о том, является ли вообще дошкольное обучение и воспитание образованием и каковы должны быть его параметры и критерии оценки.
С одной стороны, закон «Об образовании в РФ» – это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в связи с чем необходимым становится принятие федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который позволит:
• повысить социальный статус дошкольного образования;
• обеспечить равенство возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
• сохранить единство образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;
• обеспечить государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с понятийным аппаратом нового закона об образовании (гл. 1 ст. 2) – это обучающиеся, имеющие особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий.
На сегодняшний день есть существенные недостатки - это отсутствие:
• медико-психолого-педагогического сопровождения, позволяющего оценить все контролируемые характеристики психофизического развития и нервно-психического статуса детей и обеспечивать реализацию индивидуальных образовательных маршрутов детей и необходимую им коррекционную.
• стандартизированных технологий и методик обучения и воспитания детей, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
В большинстве случаев в учреждениях не существует практик:
• технологий оценки контрольных срезов результатов обучения и воспитания детей и, следовательно, невозможно быстро определять и устранять проблему по мере ее поступления (в 66 % учреждений);
• координации и взаимодействия педагогов, специалистов, медиков в осуществлении образовательного процесса на всех организационных уровнях.
Печально и одновременно страшно представить, как нормой становиться некомпетентная педагогическая деятельность в отношении детей, которым, почему-то, так и никто не поставил диагноза, ибо с самого начала в прохождении медосмотра перед поступлением в детский сад везде указывалось «здоров». Видимо в надежде что, в дошкольном учреждении все само решиться. Но. Дошкольное учреждение тоже оказывается заложником несовершенства системы.
Итак, ребенок которому нужно воспитываться в условиях корректирующей технологии, которому всерьез нужны компетентные специалисты, оказывается в детском саду общеразвивающего, комбинированного типа, где, как правило, нет ни логопедов-дефектологов, ни психологов, ни каких-либо других специальных педагогов. Упускается важнейший период в развитии человека.
Понятно из контекста, что и методического сопровождения ни на одном уровне не производится. Педагоги, готовые пожертвовать всем, чаще беспомощны сами в таких ситуациях. Не стоит забывать о наполняемости групп в 25-30-35 человек. Насколько сложно работать в таких условиях и вести индивидуальные маршруты. В группе могут находиться дети с разными проявлениями ЗПР и прочее. Согласно статистическим исследованиям, с каждым годом, возрастает число детей, которые не могут быть отнесены к категории здоровых детей.
Педагоги заложники и в том случае, если воспитанники не имеют статуса «дети с ОВЗ» или «дети с ЗПР», следовательно, в группе по штатному расписанию не положены специалисты коррекционной педагогики. Оказание своевременной и необходимой детям коррекционной помощи невозможно из-за противоречий организационного и нормативно-правового характера.
Заложниками становятся и остальные дети, посещающую группу, где есть ребенок с ЗПР. Зачастую у детей появляется тревожность и страх – опасения неожиданных действий того ребенка, либо их может быть и несколько; детям сложно понять в раннем или младшем дошкольном возрасте вседозволенности одного из воспитанников; сложно обучаться в группе, если кому-то интересно создавать помехи всем и всему.
К сожалению, мы живем в обществе удивительно сочетающимся демократией с бюрократией, где последнее преобладает над первым. К примеру, если взглянуть на положительный опыт в Нью-Йорке, то там, дети, нуждающиеся в специализированной поддержке, могут оказаться в обычном саду, исключительно в частном, так как они имеют коммерческий интерес. Что же касается, государственных организаций, то они, имея профессиональный образованный состав педагогов, проводят самостоятельную психолого-педагогическую комиссию и направляют ребенка специальные коррекционные учреждения, таким образом освобождаясь от заложничества и оказания достойной государственной поддержки детям имеющим особенности физического и (или) психического развития, затрудняющим или препятствующим получению им образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ по сопровождению инклюзии
В презентации представлен материал по взаимодействию инструктора по физической культуре и специалистов детского сада в работе с детьми с особыми образовательными потребностями...
Взаимодействие педагогов по сопровождению инклюзии в ДОУ
Опыт работы инструктора по физической культуре...
Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях инклюзии в дошкольных учреждениях.
Очень важной задачей, стоящей перед специалистами, является научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением зрения не считал себя лишним, а стал полноценным чл...
Консультация для педагогов « Организация обучения ребенка с РАС в условиях инклюзии»
Люди с аутизмом нуждаются в специальной образовательной поддержке с раннего возраста и на протяжении всей жизни, при этом правильно организованный школьный период образования является решающим условие...
Сценарий спортивного развлечения с родителями и детьми смешанной группы (дети3– 5 лет), «Мы – юные солдаты!»
Сценарий поможет в проведении праздника. воспитателям смешанных групп, музыкальным руководителям и тренерам физической культуры ДОУ.....
Сценарий спортивного досуга «В гости к Умке» (дети4-5 лет)
Сценарий спортивного досуга «В гости к Умке» (дети4-5 лет)...
Семинар-практикум для педагогов «Инклюзия в образовании. Взгляд педагога».
Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме инклюзивного образования....