Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях инклюзии в дошкольных учреждениях.
материал на тему
Очень важной задачей, стоящей перед специалистами, является научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением зрения не считал себя лишним, а стал полноценным членом детского коллектива.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях инклюзии в дошкольных учреждениях.
Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. При неправильном функционировании зрения или его отсутствии ребенок знакомится с миром и получает информацию, опираясь на слух, осязание, движения, обоняние и вкус. Такая информация не формируют целостного образа. Возникают сложности в установлении контактов даже с близкими людьми. Дети с нарушением зрения особенно осторожны в новых ситуациях. Дети, привыкая к незнакомым людям, вынуждены тщательно прислушиваться к голосам. Развитие ребенка с нарушением зрения отличается от развития других детей, что позволяет говорить о том, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны близких и специалистов. Данным вопросом занимались такие специалисты, как Савина Е.А., Плаксина Л.И., Максименко О.В., Ремезова Л.А., Курицина О.В., Семаго М.М., Семаго Н.Я и др. Многолетний опыт работы с такими детьми позволяет говорить том, что чем раньше ребенок будет получать специализированную помощь, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке. Говоря о развитии детей с нарушением зрения, важно отметить, что для них характерно нарушение дифференциации и воспроизведения эмоциональных состояний. У таких детей отмечаются двигательные и речевые стереотипии, дети тревожны, быстро утомляются. Им очень сложно идти на контакт. Важно помнить, что чем младше ребенок, тем более неадекватные реакции он может демонстрировать в незнакомой для него обстановке и с незнакомыми ему людьми. Говоря о познавательном развитии детей с нарушением зрения, следует отметить низкий уровень психической активности, что сказывается на уровне познавательных интересов. Восприятие у таких детей характеризуется замедленностью, малым разнообразием образов, отсутствием цельности. У таких детей отмечаются трудности формирования образного мышления. Особенности отмечаются и в развитии речи детей с нарушением зрения. Не имея возможности целостно воспринимать объект и его отдельные свойства, дети зачастую неправильно используют слова. Наблюдается многоречивость фрагментарность, непоследовательность, трудности выделения главного, проблемы с логической связью. Говоря об особенностях эмоционально-личностного развития дошкольников с нарушением зрения, следует отметить наличие аутоподобных черт. Степень нарушения зрительного восприятия и время начала коррекционно-развивающей работы во многом определяет благоприятность прогноза развития и адаптации этой категории детей.
Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — требования современного мира. Все дети с ОВЗ должны получать образование в любом типе образовательного учреждения и обеспечиваться при этом необходимой ему специализированной помощью. Инклюзивное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладевает знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нормально развивающиеся дети. Организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства. На сегодняшний день принимаются эффективные меры по введению инклюзивного обучения, которое сможет обеспечить детям с особенностями в развитии возможность получения образования в условиях общеобразовательных (массовых) учреждений.
Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из приоритетных направлений современного образования. Для этого в образовательных учреждениях создаются необходимые условия. Специально оборудуются кабинеты врача-офтальмолога, психолога, тифлопедагога, учителя-логопеда, оснащенные материалами для проведения коррекционной работы, освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы дошкольного общего образования. Профессиональная подготовка педагогов в области коррекционной педагогики и специальной психологии способствует успешной интеграции детей с ОВЗ.
Организация работы с детьми с нарушением зрения, интегрированными в общеобразовательные группы осуществляется, учитывая степень нарушения зрительного восприятия и времени возникновения этих нарушений. Учитываются особые образовательные потребности детей. По результатам психолого-педагогической диагностики для детей разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы сопровождения.
Работа по комплексному психолого-педагогическому сопровождению начинается с первых дней пребывания ребенка с нарушением зрения в ДОУ. Успешность работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, зависит от обеспечения комплексной диагностики, лечения, профилактической и коррекционно-педагогической помощи. Чем раньше начинается работа по сопровождению, тем она эффективнее. При обучении детей с нарушением зрения необходимо использовать специальные методики и приемы обучения, технические средства и средства наглядности. Большое внимание уделяется определению и разработке содержания программы коррекционной работы. Разрабатывается система комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения в условиях образовательного процесса, направленная на создание условий для успешного обучения и развития каждого ребенка. Определяются виды и формы работ, при которых достигается положительная динамика развития ребенка и реализация его потенциальных возможностей. В этом одновременно участвуют специалисты разных профилей: учитель-дефектолог, учитель-тифлопедагог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, руководитель физвоспитания, музыкальный руководитель, медицинский работник и др. Результатом сотрудничества является разработанная комплексная адаптированная программа, соответствующая возможностям ребенка. Качественно разработанная индивидуальная программа развития ребенка поможет педагогу максимально эффективно реализовать программное содержание, поможет обеспечить успешную социализацию детей с нарушением зрения.
Очень важной задачей, стоящей перед специалистами, является научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением зрения не считал себя лишним, а стал полноценным членом детского коллектива. Очень важно правильно организовывать совместную игру детей. Необходимо учить детей относиться к ребенку с нарушениями зрения как равному, только нуждающемуся в помощи. При работе с детьми с ОВЗ необходимо уделить особое внимание разнообразной предметной среде в группе. Ребенку необходимо предоставить возможность исследовать и взаимодействовать с различными материалами с целью получения разнообразных сенсорных ощущений и выработки представлений об окружающем мире. Необходимо обеспечить ребенку безопасное пространство, чтобы он мог научиться передвигаться самостоятельно. Игрушки, созданные из разнообразных материалов, музыкальные игрушки, сенсорный уголок, аудиокниги и многое другое является неотъемлемой частью организации образовательного процесса для детей с нарушением зрения. Особое значение для успешного инклюзивного обучения детей с нарушением зрения имеет взаимодействие с семьей ребенка. Сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушением зрения, становится одним из важнейших направлений комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В рамках сопровождения организуются индивидуальные консультации для родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, а также совместные детско-родительские занятия, мастер-классы, способствующие освоению родителями методов и приемов воспитания. Опыт работы показывает, что специально организованные занятия для детей с проблемами в развитии и их родителей дают хорошие результаты, способствуют гармоничному развитию воспитанников и положительно влияют на сопровождение детей с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.
Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушение зрения:
- Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения дошкольника.
- При размещении детей за столами в группе необходимо учитывать особенности развития и степень нарушения зрительного восприятия.
- Педагогу рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком.
- В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий. Рекомендуются занятия направленные на развитие навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
- Педагог, работающий с детьми с нарушением зрительного восприятия, обучает их специальным упражнениям, направленным на снятие зрительного напряжения. При работе важно следить за осанкой ребенка.
- Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 – 2 мин на обдумывание.
- Необходимо создать условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения цветов, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.
- Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, и т.п.
- Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
- При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.
- При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их с учетом возраста детей – младшего школьного 6 – 7 объектов.
- Следует чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводя его контур, часть), а также дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки, индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения.
- На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, переходя на нижний ряд возвращать взгляд на первую картинку слева.
- При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время увеличивают в 2 – 3 раза.
- Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность выполнения задания.
- Ребенку, имеющему зрительные нарушения нужно давать возможность подходить к доске и рассматривать представленный на ней материал.
Список литературы
1. Е.В. Кулакова, М.М.Любимова, Г.М.Комлева (глава 1, раздел 1.4) Инклюзивное образование настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ.
2. Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990.
3. Малофеев Н. Н. Образование как институт социализации лиц с ОВЗ в современном обществе. — М.
4. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования /Под общ.ред. М,М, Семаго, Н.Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2014.
5. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. — М., 1998.
6. Ремезова Л.А., Курицина О.В. Инклюзивное дошкольное образование детей с нарушением зрения // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
7. Савина Е. А., Максименко О. В. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. - В.: ВЛАДОС, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогом-психологом технологии творческих мастерских в работе с детьми, имеющими нарушения зрения
Технология позволяет не сообщать информацию, а передавать способы деятельности. Занятие, организованное в технологии творческих мастерских основывается на решении проблемы, которая стимули...
Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения
Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....
Система работы взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда в работе детьми, имеющими нарушения зрения и речи
В данной статье показаны примерные формы работы по взаимодействию учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда; конкретно описывается роль специалистов в коррекционной работе. Авторы данной ...
Взаимодействие музыкального руководителя и учителя дефектолога при работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
В материале представлен опыт работы, а так же несколько музыкально-ритмических упражнений для детей с нарушениями зрения....
«Тропинки к проЗрению» (особенности организации психолого-педагогического взаимодействия с детьми, имеющими нарушения зрения)
В данном материале представлен опыт взаимодействия педагога-психолога с детьми с нарушениями зрения....
Памятка для педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения зрения.
Рекомендации для педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения зрения. Особенности организации образовательного процесса....
Памятка для воспитателей «Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии»
Памятка для воспитателей«Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии»Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех пот...