Семинар-практикум для педагогов «Инклюзия в образовании. Взгляд педагога».
материал

Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме инклюзивного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_inklyuziya.docx25.18 КБ
Файл seminar-praktikum_inklyuziya.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное        

                      учреждение «Детский сад № 57»

                            Семинар-практикум для педагогов

                   «Инклюзия в образовании. Взгляд педагога».

                                                                                                                             Подготовил воспитатель:

                                                                                                                                                                 

                                                                                         Карпычева Л.А.

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме инклюзивного образования.

Задачи:

  • Формирование эмоциональной готовности педагогов работать с детьми с ОВЗ.
  • Формирование профессиональной мотивации педагогов.
  • Создать условия для работы педагогов в команде.
  • Создать предпосылки для формирования в ДОУ единого инклюзивного образовательного пространства.

                                                              Ход семинара:

Теоретическая часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние 2 десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития.

Давайте вспомним, что-то такое инклюзия?

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей растёт.

Также в последние годы наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в учреждения специального типа, не понимая серьезности проблемы, воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. И это желание родителей закреплено законодательно.

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования.

Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Главная трудность – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению.

Принципы инклюзии таковы:  

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
    2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
    3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
    4. Все люди нуждаются друг в друге.
    5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
    6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
    7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
    8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Как и у других форм обучения у инклюзивного образования есть достоинства и недостатки. К преимуществам такого типа обучения относятся: 

Плюсы:

  1. Новый социальный подход к инвалидности.
  2. Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему.
  3. Личностное развитие и социальные навыки.
  4. Развитие самостоятельности и самоопределение.
  5. Развитие равных прав и возможностей вместо дискриминации. 

Минусы:

Ключевых системных проблем в инклюзивном образовании сегодня, на наш взгляд, пять:

  1. Недостаточная компетенция педагогов.
  2. Неподготовленность образовательной среды. 
  3. Некачественное взаимодействие педагогов   с родителями. 
  4. Недостаточная просветительская деятельность в СМИ в данном направлении. 

Ещё мы бы отдельно выделили важную проблему — это работа средств массовой информации с нашим сознанием. Законодательное право выбора, какое образовательное учреждение выбрать — принадлежит родителям, а родители — это люди, которые пользуются доступными им информационными источниками. Чтобы сделать выбор, они читают интернет, смотрят телевизор. Журналисты сегодня мало и не всегда правильно рассказывают об инклюзивных образовательных учреждениях. Инклюзию чаще критикуют, нежели говорят о том, как и чем она важна. Инклюзия — это история не про инвалидов, а про всех нас.

В России до сих пор не создана единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи. И только немногие дети с ограниченными возможностями, включая детей-инвалидов, получают коррекционно-педагогическую помощь в раннем возрасте, а также в возрасте от 3 – 7 лет, хотя в ряде регионов (например, в Псковской, Свердловской, Самарской областях, Москве, Санкт-Петербурге) положительный опыт такой работы существует. 

         Особенности совместное обучение детей здоровых и тех, что имеют особые образовательные потребности, необходимо для того, чтобы обеспечить социальную адаптацию последних. Дошкольное образование инклюзивного характера позволяет воспитать толерантность к людям с инвалидностью, так как малыши еще не имеют враждебных предубеждений против сверстников, родившихся не такими, как все. Мировой опыт подтверждает, что дошкольники, обучающиеся в совместных группах, демонстрируют более высокие результаты. Это относится и к здоровым детям, и к тем, что имеют особые потребности.

        На наш взгляд инвалиды с физическими и другими нарушениями здоровья должны обучаться с норматипичными детьми там и поддержка, и дружба, и сострадание, и любовь. Но в таком случае должны быть созданы необходимые условия со стороны государства, области, региона и муниципалитета, обученные педагоги и соблюдение всех норм САНпина для данной группы в учреждении, где практикуют инклюзивную практику.  Но только не с психическими заболеваниями. Наше видение: при подготовке к занятию встаёт глобальная проблема у педагога – это раз, при трансляции занятия такие обучающие сильно мешают (крики и хождение по группе) – это два, пугают и вводят в стресс других обучающихся ит.д. 

Инклюзивная практика предполагает, что на занятиях не один педагог, а несколько, возможно тьютор.  Все они работают на то, чтобы дети, которые требуют внимания, получали поддержку прямо на занятиях. Практика строится на взаимодействии педагога и психолога, учителя и тьютора, а также работают дефектолог или логопед.

2.Практическая часть. 

Упражнение «О чем печалитесь?».

Цель: выявление проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования.

Педагоги, предлагаем по очереди обратиться друг к другу со словами «О чем печалитесь?» в ответ педагог должен ответить «А печалюсь я о том, что…»  и назвать проблему, связанную с внедрением инклюзивного образования, которая его особенно волнует (все проблемы фиксируем на доске).

Уважаемые педагоги, все вы видите, что проблемы существуют и их очень много. Предлагаю их ещё раз обозначить (прошу кого-нибудь перечислить).

 

Упражнение “Синквейн” (делимся на 2 группы).

Цель: активизировать познавательную активность педагогов.

Чтобы справиться с нашими трудностями, нам необходимо глубже разобраться с понятием «Инклюзивное образование». Для этого предлагаем вам составить синквейн к понятию «Инклюзивное образование». Все вы знаете, что слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

(Работа в группах. Каждая группа зачитывает свои варианты синквейна)

  1. Существительное 1 слово (заголовок).
  2. Прилагательные (2 слова).
  3. Глаголы (3 слова).
  4. Фраза из 4 слов, в которой автор выражает свое личное отношение к объекту, о котором идет речь.
  5. Одно слово – существительное (резюме).

Игра «Белая ворона»

Просим педагогов встать в круг спиной к центру. Прикрепляем каждому прищепку определенного цвета, а одну – белого. Затем все поворачиваются друг к другу и начинают искать себе подобных по цвету прищепки (образуются группы, а с белой прищепкой – один).

Обсуждение: 

Что почувствовал, когда понял, что один, не такой, как все? Попадал ли в подобную ситуацию? Испытывал такое чувство?

Ваши ощущения, когда вы нашли похожих на себя и сформировали группу? Что вы чувствуете к одинокому человеку? Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?

– Но ты не один. Мы с тобой, давайте возьмем его за руку. Пусть он почувствует, что мы с ним. Теперь вы понимаете, что чувствуют отвергнутые или вынужденно изолированные от общества люди. Не только дети инвалиды, а и их родители нуждаются быть принятыми, чувствовать свою принадлежность к группе. Инклюзивное образование дает такую возможность детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.

Таким образом можно выделить положительные следствия инклюзивного образования.

Для детей с ОВЗ: Дети участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками. Они пробуют свои возможности в более продвинутых уровнях игры. Инклюзивное образование обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети с ОВЗ могут освоить), оно дает возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде. Позволяет задействовать групповую учебную деятельность. Подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию  «ограниченных возможностей».
Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают “ограниченные возможности”, и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы.                                                                                                                                                

Для всех детей: Развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей; развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность. Исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности. Рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом).

И в конце я хочу рассказать вам притчу (звучит шум моря – релакс).

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что–то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной не спасенной души.

Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное        

                      учреждение «Детский сад № 57»

                            Семинар-практикум для педагогов

                   «Инклюзия в образовании. Взгляд педагога».

                                                                                                                             Подготовил воспитатель:

                                                                                                                                                                 

                                                                                         Карпычева Л.А.

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме инклюзивного образования.

Задачи:

  • Формирование эмоциональной готовности педагогов работать с детьми с ОВЗ.
  • Формирование профессиональной мотивации педагогов.
  • Создать условия для работы педагогов в команде.
  • Создать предпосылки для формирования в ДОУ единого инклюзивного образовательного пространства.

                                                              Ход семинара:

Теоретическая часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние 2 десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития.

Давайте вспомним, что-то такое инклюзия?

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей растёт.

Также в последние годы наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в учреждения специального типа, не понимая серьезности проблемы, воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. И это желание родителей закреплено законодательно.

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования.

Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Главная трудность – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению.

Принципы инклюзии таковы:  

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
    2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
    3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
    4. Все люди нуждаются друг в друге.
    5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
    6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
    7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
    8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Как и у других форм обучения у инклюзивного образования есть достоинства и недостатки. К преимуществам такого типа обучения относятся: 

Плюсы:

  1. Новый социальный подход к инвалидности.
  2. Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему.
  3. Личностное развитие и социальные навыки.
  4. Развитие самостоятельности и самоопределение.
  5. Развитие равных прав и возможностей вместо дискриминации. 

Минусы:

Ключевых системных проблем в инклюзивном образовании сегодня, на наш взгляд, пять:

  1. Недостаточная компетенция педагогов.
  2. Неподготовленность образовательной среды. 
  3. Некачественное взаимодействие педагогов   с родителями. 
  4. Недостаточная просветительская деятельность в СМИ в данном направлении. 

Ещё мы бы отдельно выделили важную проблему — это работа средств массовой информации с нашим сознанием. Законодательное право выбора, какое образовательное учреждение выбрать — принадлежит родителям, а родители — это люди, которые пользуются доступными им информационными источниками. Чтобы сделать выбор, они читают интернет, смотрят телевизор. Журналисты сегодня мало и не всегда правильно рассказывают об инклюзивных образовательных учреждениях. Инклюзию чаще критикуют, нежели говорят о том, как и чем она важна. Инклюзия — это история не про инвалидов, а про всех нас.

В России до сих пор не создана единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи. И только немногие дети с ограниченными возможностями, включая детей-инвалидов, получают коррекционно-педагогическую помощь в раннем возрасте, а также в возрасте от 3 – 7 лет, хотя в ряде регионов (например, в Псковской, Свердловской, Самарской областях, Москве, Санкт-Петербурге) положительный опыт такой работы существует. 

         Особенности совместное обучение детей здоровых и тех, что имеют особые образовательные потребности, необходимо для того, чтобы обеспечить социальную адаптацию последних. Дошкольное образование инклюзивного характера позволяет воспитать толерантность к людям с инвалидностью, так как малыши еще не имеют враждебных предубеждений против сверстников, родившихся не такими, как все. Мировой опыт подтверждает, что дошкольники, обучающиеся в совместных группах, демонстрируют более высокие результаты. Это относится и к здоровым детям, и к тем, что имеют особые потребности.

        На наш взгляд инвалиды с физическими и другими нарушениями здоровья должны обучаться с норматипичными детьми там и поддержка, и дружба, и сострадание, и любовь. Но в таком случае должны быть созданы необходимые условия со стороны государства, области, региона и муниципалитета, обученные педагоги и соблюдение всех норм САНпина для данной группы в учреждении, где практикуют инклюзивную практику.  Но только не с психическими заболеваниями. Наше видение: при подготовке к занятию встаёт глобальная проблема у педагога – это раз, при трансляции занятия такие обучающие сильно мешают (крики и хождение по группе) – это два, пугают и вводят в стресс других обучающихся ит.д. 

Инклюзивная практика предполагает, что на занятиях не один педагог, а несколько, возможно тьютор.  Все они работают на то, чтобы дети, которые требуют внимания, получали поддержку прямо на занятиях. Практика строится на взаимодействии педагога и психолога, учителя и тьютора, а также работают дефектолог или логопед.

2.Практическая часть. 

Упражнение «О чем печалитесь?».

Цель: выявление проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования.

Педагоги, предлагаем по очереди обратиться друг к другу со словами «О чем печалитесь?» в ответ педагог должен ответить «А печалюсь я о том, что…»  и назвать проблему, связанную с внедрением инклюзивного образования, которая его особенно волнует (все проблемы фиксируем на доске).

Уважаемые педагоги, все вы видите, что проблемы существуют и их очень много. Предлагаю их ещё раз обозначить (прошу кого-нибудь перечислить).

 

Упражнение “Синквейн” (делимся на 2 группы).

Цель: активизировать познавательную активность педагогов.

Чтобы справиться с нашими трудностями, нам необходимо глубже разобраться с понятием «Инклюзивное образование». Для этого предлагаем вам составить синквейн к понятию «Инклюзивное образование». Все вы знаете, что слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

(Работа в группах. Каждая группа зачитывает свои варианты синквейна)

  1. Существительное 1 слово (заголовок).
  2. Прилагательные (2 слова).
  3. Глаголы (3 слова).
  4. Фраза из 4 слов, в которой автор выражает свое личное отношение к объекту, о котором идет речь.
  5. Одно слово – существительное (резюме).

Игра «Белая ворона»

Просим педагогов встать в круг спиной к центру. Прикрепляем каждому прищепку определенного цвета, а одну – белого. Затем все поворачиваются друг к другу и начинают искать себе подобных по цвету прищепки (образуются группы, а с белой прищепкой – один).

Обсуждение: 

Что почувствовал, когда понял, что один, не такой, как все? Попадал ли в подобную ситуацию? Испытывал такое чувство?

Ваши ощущения, когда вы нашли похожих на себя и сформировали группу? Что вы чувствуете к одинокому человеку? Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?

– Но ты не один. Мы с тобой, давайте возьмем его за руку. Пусть он почувствует, что мы с ним. Теперь вы понимаете, что чувствуют отвергнутые или вынужденно изолированные от общества люди. Не только дети инвалиды, а и их родители нуждаются быть принятыми, чувствовать свою принадлежность к группе. Инклюзивное образование дает такую возможность детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.

Таким образом можно выделить положительные следствия инклюзивного образования.

Для детей с ОВЗ: Дети участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками. Они пробуют свои возможности в более продвинутых уровнях игры. Инклюзивное образование обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети с ОВЗ могут освоить), оно дает возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде. Позволяет задействовать групповую учебную деятельность. Подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию  «ограниченных возможностей».
Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают “ограниченные возможности”, и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы.                                                                                                                                                

Для всех детей: Развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей; развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность. Исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности. Рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом).

И в конце я хочу рассказать вам притчу (звучит шум моря – релакс).

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что–то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной не спасенной души.

Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "

Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников.  Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах  обще...

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...

Доклад на семинаре – практикуме Педагогическая технология «Социальная акция – одна из форм педагога по успешной социализации ребенка – дошкольника»

Доклад на семинаре – практикумеПедагогическая технология «Социальная акция – одна из форм педагога по успешной социализации ребенка – дошкольника»...

Семинар практикум для воспитателей по теме: «Повышение экологической компетенции педагогов»

План семинара-практикума:Экологический тренинг для педагогов.«Экологическая разминка»Игра «Ассоциация»Решение педагогических ситуаций.«Загадки — иллюстрации»...

Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "

Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников.  Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах  обще...

Презентация с заданиями для семинара-практикума по внедрению ФОП ДО в профессиональную деятельность педагогов

Данная презентация "Внедрение Федеральной образовательной программы", может быть полезна для педагогическим работникам дошкольных образовательных учереждений. В данной прентации представленн...