ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ «ОБРАЗ И МЫСЛЬ» И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ
статья на тему
Опыт работы по реализации программы "Образ и мысль"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_raboty.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ
ПО ПРОГРАММЕ «ОБРАЗ И МЫСЛЬ»
И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ
С программой «Образ и мысль» я познакомилась в сентябре 2000 года. Она произвела на меня неизгладимое впечатление. На первый взгляд, довольно проста, но простота эта обманчива. Сами стратегии, составляющие стержень программы, «выучить» несложно, гораздо труднее использовать их на практике. Программа нацелена не на представление конкретной суммы или даже системы знаний, не на нечто стабильное, фиксированное во времени и конечное, а на то, чтобы научить детей самостоятельно выстраивать и осваивать когнитивные системы, что предполагает собой целую цепочку постепенных многоплановых изменений в самих способах мышления – т.е. она направлена на процесс, причем процесс медленный и сложный.
Я сразу начала внедрять эту программу в свою работу. При рассматривании первого слайда на первом занятии можно было заметить скованность детей. В глазах вопрос: «Что вы хотите от нас?». Ведь они привыкли рассматривать картины по-другому. Пришлось привлечь к помощи взрослого человека. Второй слайд уже рассматривали более активно, в глазах появился интерес. Уже на третьем занятии были видны некоторые результаты. Дети стали более разговорчивыми, в дискуссии вступали сразу, хотелось высказаться почти всем. Ответы были такими убедительными, полными, хотя второй и третий вопрос еще не задавались. На третьем и четвертом занятии в разговор начали вступать стеснительные и малоразговорчивые дети. Хотя их ответы не были столь полными, все же это радовало.
Конечно, на протяжении всего занятия хотелось самой вступить в разговор с детьми, похвалить или что-нибудь добавить к ответу детей. Но по требованиям программы педагог не должен:
- оценивать ответы детей;
- делать замечания;
- навязывать свою точку зрения;
- обсмеивать ответы ребенка.
Ответы детей настолько были неожиданными, видение картины особенное, что я сама приглядывалась к тому, о чем говорили дети. И действительно, можно было увидеть и замок, и морское чудовище, и представить себя на берегу моря.
Вникнув и прочувствовав на себе технологию «Образ и мысль» я сама стала больше видеть и замечать то, на что раньше не обращала внимание. Дети рассматривали картину до мельчайших подробностей. Качество ответов повысилось до такого уровня, что даже не требовался третий вопрос. Дети с самого начала занятия отвечали на вопрос «Что происходит на этой картине?» и тут же самостоятельно, без вмешательства взрослого давали оценку своего ответа.
Во второй половине года ответы стали полными, развернутыми, содержательными. Без дополнительных вопросов дети составляли целый рассказ. Уменьшалось число повторов уже сказанного, развивалось умение усваивать новую информацию, слушать и слышать других, пересматривать и дополнять свою точку зрения. С этими навыками тесно связаны умения вести дискуссию и аргументировать свои мысли. Степень активности участия в дискуссии, развитие критического мышления наблюдалось через способность детей ставить и решать проблемы, анализировать свою и чужие точки зрения.
К тому же программа оказывает положительное воздействие на личность ребенка, повышает его уверенность в собственные силы, снижает защитные реакции, раскрывает новые возможности ребенка, одаренность. Дети самостоятельно, без вмешательства авторитетного (а часто и авторитарного) мнения взрослых, рассматривают произведения, высказывают свои наблюдения и, в меру своих возможностей приближаются к постижению их многогранного содержания. Развиваются навыки визуального восприятия, аргументации, способствует эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии. Замечен также терапевтический эффект программы: повышение у детей самооценки, коммуникативной компетентности, умения принимать точку зрения другого. Программа способствует формированию толерантности детей и педагога, а также учить ведению «направленной дискуссии».
Что мне понравилось в этой технологии? Как можно применять эту программу в своей работе? Во-первых: вопросы наталкивают детей вспоминать, фантазировать, обобщать, что немаловажно в эстетическом развитии. Во-вторых: дети чувствуют себя комфортно, исчезает чувство страха, учатся уважать друг друга, воспитание нравственных качеств. В-третьих: развивается мышление, речь, память, внимание, сосредоточенность.
Очень радует то, что дети умеют доказывать, отстаивать свою точку зрения, спорить и главное умеют говорить и слушать, свои мысли выражать словами.
Педагог находится на равных с учеником, уважает мнение каждого, направляет ученика, не делает замечаний, очень терпелив.
Программа «Образ и мысль» позволяет глубже понять возрастные особенности, позволяет использовать приемы технологии на других занятиях, в других видах деятельности.
Восприятие музыки, т.е. слушание, один из видов деятельности, где ребенок наиболее полно демократично может выражать свои чувства, переживания, представления, может импровизировать их в движениях, пантомиме, а также использовать графически. Используя технологию программы «Образ и мысль» в музыке детям открывается окно в мир фантазий и сказок, борьбы добра со злом, мир сложных человеческих эмоций.
При проведении занятий совместно с музыкальным руководителем, после просмотра слайда дети слушали музыку. Прослушав ту или иную музыкальную пьесу, дети делились об услышанном, слушали и подкрепляли свое сознание мнение своих сверстников, спорили с ними, доказывали свою точку зрения.
Воспитатель: Что вы слышите в этой музыке?
Элина: Я слышу журчание ручейка.
Воспитатель: А что ты здесь услышала такого, что позволяет тебе так думать?
Элина: Музыка легкая, она долго не кончается, веселая. Мне представляется ручеек.
Сергей: А мне слышится, как в лесу шелестят листья, разговаривают между собой.
Воспитатель: А что тебя заставляет так думать?
Сергей: Я думаю, что музыка больше задумчивая, чем веселая, я не согласен с Элиной. Музыка нежная, как листья весной.
Эльмира: А мне кажется, что здесь слышно как восходит солнце, и птицы щебечут, встречая его.
Воспитатель: Что же еще можно представить под эту музыку?
Дети: - Как на лугу щиплют травку маленькие утята.
- Как дети купаются.
Воспитатель: Как вы думаете, в какое время года это происходит?
Рузаль: Конечно, летом.
Воспитатель: Что заставляет тебя так думать?
Рузаль: Музыка быстрая, радостная, беззаботная.
Мир эмоций ребенка, разумеется, ограничен в своих проявлениях: его радуют и огорчают лишь доступные ему явления жизни. Участвуя в диалоге, дети выслушивают друг друга. Им интересно мнение сверстников. И все же такие ответы детей радуют. Значит их фантазии, размышления становятся более глубокими, чувства – положительными. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвращают в более гармоничное состояние.
В своей работе также практикую музыка и движение, музыка и рисование.
Изобразительное искусство прекрасно и многогранно. Путь в этот мир начинается в душе человека. Художественное творчество – это во многом работа, исходящая от сердца. Настоящим художником, не только в конкретном смысле, но и художником в душе может стать только тот, кто всей душой проникнется искусством и приложит максимум усилий для совершенствования своего мастерства.
Художественное творчество, пронизанное душевным теплом, создает прекраснейшие произведения. Очень нравится детям рисовать картины своими руками, а затем рассматривать и составлять небольшие рассказы.
«Кляксография» - заключается в том, чтобы научить детей делать разноцветные кляксы. И если хочется ребенку, дорисовать и дополнить деталями.
«Точечный рисунок» (красками) – по аналогии кляксографии, хаотично наносятся точки на половине листа, затем прикрывают другой половиной и промакивается. Получается размытое изображение, и даже целый сюжет, по которому ребенок составляет рассказ.
Еще один способ изображения окружающего мира пальцами, ладонью. Этот прием подходит и для детей более раннего возраста. Таким способом мы привыкли 3-4 летних детей к рисованию и рассматриванию картин и высказыванию своих мыслей.
Воспитывать, формировать настоящего «искусствоведа» необходимо начинать именно с детского возраста. Одна из целей программы – эстетическое развитие. Но не нужно забывать, что одно из важнейших задач, которая реализуется через программу «Образ и мысль» - это развитие речи детей.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Главная задача такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка, голоса, дыхания и речи. С самого раннего детства жизнь человека связана с языком.
Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития все же, является период детства.
Начиная работу по развитию речи, надо учесть, что речь – это сложная функция и развитие ее зависит от многих моментов:
1.Влияние окружающих.
2. Особенности психики ребенка.
3. Речевой аппарат (строение).
Не у всех детей одинаковы качества голоса – мягкость, гибкость, звучность, сила. Чтобы добиться каких-то результатов сначала подготавливают голос. В своей работе я использую пособие Н.А.Уликовой «Речевая гимнастика».
Прежде всего, необходимо научить детей правильно дышать. Детям очень нравятся упражнения для тренировки дыхания.
Затем переходим к работе над голосом и дикцией. Дыхание, голос, дикция – неразрывно связанные части единого комплекса. Чтобы речь была ясной, надо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти.
Для развития дикции я использовала упражнения со слогами, скороговорки, чистоговорки. Это великолепный материал для тренировки артикуляции. Как тренировочный материал для тренировки техники речи стараюсь с детьми больше заучивать стихов, загадок, потешек.
В формировании навыков звучания и развития речи активно использую руку. При тренировке движений пальцев руки голосовые реакции ребенка развиваются интенсивнее. Чем лучше развитие у ребенка движения кисти рук и пальцев, тем лучше развита его речь. Для этого применяются пальчиковые игры, рассказывание стихов руками.
При разыгрывании небольших сценок, стараюсь учить детей создавать сценический образ, развивать интонационную выразительность. В этом очень помогают диалоги. Диалог – один из способов воспитания, становления и существования толерантного сознания. Диалог помогает почувствовать партнера, развивать способность слушать и своевременно отвечать, передавать интонацию.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому, особое внимание, я уделяю развитию эмоциональной сферы. Увлекаюсь мимикой и пантомимой.
Итогом всей работы по развитию речи можно считать умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли. Развитие у детей связной выразительной речи – это существенное звено воспитания культуры речи. В этом мне также помогло пособие Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине».
Формирование творческого рассказывания – наиболее сложная задача обучения дошкольников связной монологической речи. Работая по программе «Образ и мысль», дети знакомятся сначала со слайдами, внимательно рассматривают их, «разбирают» картину по деталям. Дальше идет работа по развитию воображения, умению раскрыть сюжет картины, действия героев, развивается логика, мышление. Именно на этом уровне прослеживается умение соединять простые детали в сложный сюжетный рассказ.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.
Программу «Образ и мысль» можно реализовывать в разных видах деятельности: на прогулке, во время наблюдений, на занятиях по изобразительной деятельности, при рассматривании образцов или результатов работы детей, на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, во время режимных моментов и свободной художественной деятельности. И, желательно, начинать внедрять ее с самого раннего детства. Тогда наши дети, действительно, станут творцами: художниками, писателями, скульпторами, учителями и врачами, да и просто хорошими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями по развитию речи детей в логопедической подготовительной к школе группе.
Программа рассчитана на детей 5-6лет, воспитанников логопедических групп детского сада и их родителей.Цель: развитие речи детей и сплочение семьи в совместной деятельности.Задачи:a)...
Использование современных образовательных технологий по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста»
Современная модель образования предполагает высокие технологии развития компетентности детей в сфере отношений к миру, к людям, к себе.Дошкольный возраст является сенситивным периодом для фундам...
технология "Фото-кейс" как одна из форм развития речи детей дошкольного возраста
Кейс-технологии используют описание реальных социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы...
Программа по самообразованию на тему:"Развитие речи детей среднего возраста посредством мелкой моторики рук"(кружковая работа) 2014-2015 уч.г.
Программа по самообразованию на тему:"Развитие речи детей среднего возраста посредством мелкой моторики рук"(кружковая работа) 2014-2015 уч.г....
Программа профессионально – личностного саморазвития педагога.«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Программа профессионально – личностного саморазвития педагога.«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»...
Проект "Применение технологии "Бусоград" М.И. Родиной ,в системе развития речи детей старшей группы"
Цель проекта: Создание условий , способствующих развитию мелкой моторики рук детей старшей группы....
Элементы технологии утреннего и вечернего круга, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Ранний возраст — важнейший период в развитии ребёнка, в том числе и развитии речи. Речь не передаётся по наследству, а малыш принимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т. е. овла...