перспективный план для средней группы
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Перспективный план непрерывной образовательной деятельности в средней группедетского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan.docx | 115.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
непрерывной образовательной деятельности
в средней группе № 2 (4 -5 лет)
2016-2017 уч. год
Образовательная область:
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Пояснительная записка
Раздел рабочей программы «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» является одной из составляющих направления «Познание» и включает в себя следующие части: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.
Каждая составляющая часть раздела рабочей программы имеет свою базовую основу.
Введение в предметный мир предполагает формирование представлении о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результатов деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизни и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.
Цель раздела - расширять представления детей об окружающем мире.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
- формирование умения сравнивать и группировать предметы окружающего мира по их признакам (цвет, форма, величина, вес);
- уточнение, систематизация и углубление знаний о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах;
- формирование представлений о видах человеческого труда и профессиях;
- развитие интереса к миру природы;
- развитие умений правильно взаимодействовать с природой;
- формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
- развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;
- развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира;
- формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
Реализация рабочей программы осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности. Поэтому сетка мероприятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.
К концу года дети могут:
• называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования;
• проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть;
• с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка);
• составить рассказ о своем родном городе (поселке, селе);
• рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.);
• знать о значении денег и пользоваться в игре аналогами денежных купюр;
• участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;
• рассказать о сезонных изменениях природы.
Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» также является составляющей частью образовательного направления «Познание». Детские исследовательские проекты являются эффективным и дидактически оправданным методом обучения. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить её до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.
Основной целью этого раздела является формирование потребности в исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
- создание методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей;
- формирование умения оформлять результаты исследовательской деятельности;
- создание условий для презентации результатов исследовательской деятельности;
- привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребёнка.
В конце года дети могут:
• самостоятельно повторить проделанные вместе со взрослыми опыты;
• составлять план исследовательской работы, делать схемы и зарисовки;
• сопоставлять результаты наблюдений, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
- Формирование элементарных математических представлений
Пояснительная записка
Раздел «Формирование элементарных математических представлений» является одной из составляющих содержания образовательного направления «Познание». Развитие элементарных математических представлений имеет большое значение в умственном воспитании детей.
Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Реализация цели происходит через решение следующих задач:
- формирование представления о количестве предметов разного цвета, размера, формы;
- развитие умения определять равенство или неравенство частей множества;
- развитие умения отсчитывать предметы из большого количества (на основе наглядности);
- совершенствование умения сравнивать предметы по величине;
- расширение представлений о геометрических фигурах;
- развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.
В средней группе длительность занятия составляет 15-20 минут. В процессе обучения широко используются дидактические игры.
К концу года дети пяти лет могут:
• различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину);
• считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
• сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар);
• раскладывать 3—5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду;
• различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия;
• находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;
• определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
• различать левую и правую руки;
• определять части суток.
№ п/п | Тема | Программное содержание | Литература | |||
Сентябрь | ||||||
1 | Сравни две группы предметов |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 12 | |||
2 | Части суток |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр.13 | |||
3 | Геометрические фигуры |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 14 | |||
4 | Д/И «Чудесный мешочек» |
Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь). | И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» | |||
Октябрь | ||||||
5 | Геометрические фигуры |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 15 | |||
6 | Счет в пределах 3 |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 17 | |||
7 | Сравнение по величине | •Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 18 | |||
8 | Слева, справа… |
•Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 19 | |||
Ноябрь | ||||||
9 | Порядковый счет |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 21 | |||
10 | Счет до 4 | Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 23 | |||
11 | Быстро, медленно… |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 24 | |||
12 | Образование числа 5 |
| И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр25 | |||
Декабрь | ||||||
13 | Ориентировка в пространстве |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 28 | |||
14 | Сравнение предметов по 2 признакам |
Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями. Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг). | И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр.29 | |||
15 | Сравнение предметов по цвету, форме, величине |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр.31 | |||
16 | Шар, куб, цилиндр |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 32 | |||
Январь | ||||||
17 | Целое из частей |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр.33 | |||
18 | Далеко - близко |
•Уточнить представления о значении слов далеко —близко.
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 34 | |||
19 | Счет звуков |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 35 | |||
20 | Вчера, сегодня, завтра… |
Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, палено, направо). | И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 36 | |||
Февраль | ||||||
21 | Счет на ощупь |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр.37 | |||
22 | Сравнить по ширине |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 39 | |||
23 | Части суток |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 40 | |||
24 | Ориентировка в пространстве |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 42 | |||
Март | ||||||
25 | Убывающая и возрастающая последовательность счета | •Закреплять умение двигаться в заданном направлении. •Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5).
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 43 | |||
26 | Счет и величина предметов |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 44 | |||
27 | Сравнение по высоте |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 45 | |||
28 | Счет предметов |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 46 | |||
Апрель | ||||||
29 | Близко - далеко |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр.48 | |||
30 | Утро, день, вечер, ночь |
•Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 49 | |||
31 | Форма, величина |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 50 | |||
32 | Ориентировка в пространстве |
| И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Стр. 51 | |||
Май | ||||||
33 | Ориентировка во времени | Закрепить представления о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера»; упражнять в счете в пределах 5; учить из палочек делать фигуру. | И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» (конспект) | |||
34 | Геометрические фигуры | Учить различать и называть следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; упражнять в счете, уметь ориентироваться в пространстве. | И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» (конспект) | |||
35 | Сравнение предметов по величине (закрепление) | Учить сравнивать предметы по величине, раскладывая их в определенной последовательности – от самого большого до самого маленького, упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: над, перед, под. | И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» (Конспект) | |||
36 | Повторение материала | Закрепить знание счета в пределах 5, на конкретном примере раскрыть понятия «быстро – медленно». | И.А.Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» (конспект) |
Образовательная область: Речевое развитие.
- Развитие речи
Пояснительная записка
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Целевым ориентиром направления «Коммуникация» является овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Реализация цели происходит через решение следующих задач:
-развитие свободного общения с детьми и взрослыми;
-развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи.
К концу года дети средней группы могут:
• значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;
• активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница- сухарница);
• осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;
• осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
• подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений;
• рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии;
• активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
№ п/п | Тема | Программное содержание | Литература | |
Сентябрь | ||||
1 | Описание игрушек – кошки и собаки | Св.р.: учить составлять рассказ об игрушках с описанием его внешнего вида; сл.и гр.: активизировать слова, обозначающие действия и состояния (глаголы0; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе; зкр: закрепить произношение звуков у, а, г, к, в, учить правильно произносить звуки в словах с , выделять в речи слова с этими звуками; закреплять представления о значении терминов слово, звук. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр. 106 | |
2 | Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» | Св.р.: учить составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно: учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта; сл.и гр.: учить соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями детенышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей» стр.110 | |
3 | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек | Св.р.: учить при описании игрушки называть ее признаки, действия, связывать между собой предложения; сл.и гр.: закрепить умение соотносить название животных с названием их детенышей; упражнять в использовании форм единственного и множественного числа существительных; формировать представления о предлогах за, под, на, в, навыки их применения в речт; зкр: укрепить артикуляционный аппарат, отрабатывать навыки правильного произношения звука с. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр. 112 | |
4 | Составление описательного рассказа о питомцах. | Св.р.: учить составлять описание игрушки, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта; сл.и гр.: обогащать словарь правильными знаниями окружающих предметов, их свойств ,действий, которые с ними можно совершать, учить согласовывать прилагательные с существительным в роде и числе. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.115 | |
Октябрь | ||||
5 | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» | Св.р.: учить составлять рассказ исходя из набора игрушек; сл.и гр.: активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов сл.и гр.:; учить согласовывать прилагательные в форме множественного числа; зкр: закрепить правильное произношение изолированного звука з, учить различные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.118 | |
6 | Пересказ сказки « Пузырь, соломинка и лапоть» | Св.р.: учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей; сл.и гр.: учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.120 | |
7 | Составление сюжетного рассказа по ролям | Св.р.: формировать навыки диалогической речи, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них; сл.и гр.: активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения; зкр: учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.122 | |
8 | Придумывание загадок – описаний об игрушках | Св.р.: учить описывать предмет, не называя его; развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них; сл.и гр.: активизировать в речи детей глаголы, прилагательные; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах; зкр: продолжать знакомить с термином слово, учить вслушиваться в звучание слов. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.124 | |
Ноябрь | ||||
9 | Составление рассказа – описания «Мебель» | Св.р.: учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем; сл.и гр.: учить правильно называть предметы мебели, познакомить с их назначением; уточнить понятие « мебель»; учить правильно использовать в речи предлоги и наречич с пространственным назначением: посередине, около, сбоку, перед. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.127 | |
10 | Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» | Св.р.: подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта; сл.и гр.: учить правильно образовывать формы родительного падежа существительных; активизировать в речи глаголы. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.129 | |
11 | Описание игрушек- белки, зайчика, мышонка | Св.р.: учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке; сл.и гр.: учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с существительными в роде; образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением; зкр: учить слышать и правильно произносить звук ш; подбирать слова сходные по звучанию. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.131 | |
12 | Составление рассказа о любимой игрушке | Св.р.: учить описывать и сравнивать кукол: правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения; сл.и гр.: активизировать в речи прилагательные, учить пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представления о понятии мебель. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.134 |
Декабрь | |||
13 | Составление рассказа – описания «Зимняя одежда» | Св.р.: учить давать описания зимней одежды; сл.и гр.: учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; зкр: учить выделять на слух и правильно произносить звук ж. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.137 |
14 | Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» | Св.р.: учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей; сл.и гр.: упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных; зкр: закрепить представления о значении термином слово, звук. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.140 |
15 | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек « Случай в лесу» | Св.р.: побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек; сл.и гр.: учить правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между;закрепить умение образовывать наименования детенышей животных; зкр: закрепить правильное произношение звука ж, учит правильно пользоваться интонацией. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.142 |
16 | Составление рассказа по картине «Не боимся мы мороза» | Св.р.: учить составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем; сл.и гр.: учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинка. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.144 |
Январь | |||
17 | Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк» | Св.р.: учить исходя из набора игрушек составлять короткий рассказ вместе с воспитателем; развивать диалогическую речь\4 сл.и гр.: учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов; учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподчинённые и простые распространенные предложения; зкр: учить выделять и четко произносить звук ч. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.146 |
18 | Составление описания внешнего вида | Св.р.: учить составлять описания друг у друга внешнего вида, одежды; сл.и гр.: учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть; зкр: дать представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.149 |
19 | Составление рассказа с использованием предложенных предметов | Св.р.: упражнять в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами; сл.и гр.: упражнять в образовании названий посуды; зкр: учить правильно произносить звук ч. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.150 |
20 | Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка» | Св.р.: учить пересказывать рассказ; сл.и гр.: учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету; подбирать определения, антонимы; согласовывать прилагательные с сущ. в роде, числе. зкр: учить подбирать слова, сходные и различные по звучанию. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.152 |
Февраль | |||
21 | Урок вежливости | Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучать | конспект |
22 | Описание потерявшихся зайчат по картинкам | Св.р.: учить составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки; сл.и гр.: упражнять в подборе глагола к существительному; зкр: учить четко и правильно произносить звук щ. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.154 |
23 | Составление рассказа «День рождения Тани» | Св.р.: учить составлять описание предметов посуды и рассказ на заданную тему; сл.и гр.: учить образовывать названия предметов посуды, уметь описывать их, называя качества и действия; зкр: закрепить произношение звука щ. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.155 |
24 | Составление описания животных по картинкам | Св.р.: учить составлять описание по картинке, называть объект, его свойства, признаки, действия, давать ему оценку; сл.и гр.: учить составлять сложноподчинённые предложения; зкр: учить выделять звук щ в словах; закреплять умение различать твердые и мягкие звуки. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.134 |
Март | |||
25 | Готовимся встречать весну. Международный женский день. | Св.р.: учить детей составлять рассказ о маме. Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником; сл.и гр.: учить согласовывать слова в предложении. | конспект |
26 | Составление описания по теме « Овощи» | Св.р.: учить описывать овощи, правильно их называть; сл.и гр.: уточнить представления об овощах, учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи; зкр: продолжать учить вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах, находить слова, сходные по звучанию. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.158 |
27 | Употребление в речи слов с пространственным значением. | Св.р.: продолжать учить составлять описания предметов, игрушек; сл.и гр.: учить правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения; зкр: учить четко и правильно произносить звук л, выделяя на слух. эти звуки в словах | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.160 |
28 | Пересказ рассказа Н.Калининой «Помощники» | Св.р.: учить пересказывать рассказ, замечать несоответствие с текстом в пересказах товарищей; сл.и гр.: закрепить умение образовывать названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание на несхожесть некоторых названий; зкр: закрепить представление о звуковом составе слова, учить самостоятельно подбирать слова со звуками с, ш. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.162 |
Апрель | |||
29 | Описание внешнего вида животных | Св.р.: продолжать составлять описание предметов; сл.и гр.: упражнять в образовании форм глагола хотеть; зкр: закреплять правильное произношение звука л, изолированных, в словах, фразах. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.164 |
30 | Составление рассказа по еартине «Куры» | Св.р.: учить составлять короткий описательный рассказ по картине; сл.и гр.: учить сравнивать петуха, курицу, цыплят; зкр: закрепить умение самостоятельно подбирать слова, сходные и не сходные по звучанию. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.167 |
31 | Составление описаний персонажей сказки « Теремок» | Св.р.: учить составлять описание предметов; сл.и гр.: учить подбирать нужные по смыслу слова; закреплять усвоение обобщающих понятий: «овощи», «одежда», «мебель»; зкр: учить четко и правильно произносить звук р. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.170 |
32 | Определение специфических признаков предмета | Св.р.: учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки; сл.и гр.: упражнять в образовании форм родительного падежа мн. числа; зкр: закрепить представление о том, что слова звучат, состоят из звуков, что звуки в слове разные. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.172 |
Май | |||
33 | День победы | Выяснить, что дети знают об этом великом празднике. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение Т.Белозерова «Праздник Победы» | конспект |
34 | Определение предмета по его специфическим признакам | Св.р.: закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах, свойствах; сл.и гр.: учить согласованию существительных, прилагательных, местоимений в роде; зкр: закреплять правильное произношение звука р, учить слышать эти звуки в словах. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.174 |
35 | Описание внешнего вида детенышей животных | Св.р.: Продолжать учить давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков; сл.и гр.: учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных; зкр: закрепить представление о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей» стр.176 |
36 | Обучение рассказыванию: работа с картиной – матрицей и раздаточными картинками | Учить детей составлять картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление. | конспект |
- Ознакомление дошкольников с художественной литературой. Пояснительная записка
В программе художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру.
Содержание направления «Чтение художественной литературы» нацелено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг через решение следующих задач:
• формирование целостной картины мира;
• развитие литературной речи;
• приобщение к искусству слова
Программные задачи необходимо решать на занятиях и вне их.
Детям по возможности следует читать каждый день (и новые, и уже знакомые им произведения).
К концу года дети средней группы могут:
• высказать желание послушать определенное литературное произведение;
• с интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг;
• назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего;
• с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки;
• дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочитать еще раз?».
№ п/п | Тема | Программное содержание | Литература | |
Сентябрь | ||||
1 | Р.н.с. «Лисичка со скалочкой» | Воспитывать эмоционально – образное восприятие содержания сказки; Учить понимать и оценивать характер и поступки героев: подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» стр. 72 | |
2 | Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад» | Познакомить детей со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух. Закрепить приметы ранней осени. Помочь детям запомнить стихотворение | конспект | |
3 | Р,н.с. « Гуси-лебеди» | Учить понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение. | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» стр. 73 | |
4 | Стихотворение И.Мазнина « Осень» | Закрепить знания о признаках осени; Воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы; Формировать умение выражать свои впечатления в образном слове, выразительно читать стихотворение наизусть. | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» стр. 92 | |
Октябрь | ||||
5 | Ознакомление с малыми фольклорными формами | Познакомить с жанром загадки; Помочь отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; Рассказать о жанре скороговорка; Научить четко произносить скороговорки. | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» стр. 74 | |
6 | Заучивание р.н.п. «Тень-тень-потетень» | Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными жанрами; помочь детям запомнить и выразительно читать песенку | конспект | |
7 | Рассказ Е. Чарушина «Про зайчат» | Знакомить с жанром рассказа; Учить понимать тему и содержание рассказа; Закрепить умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову. | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» стр. 76 | |
8 | Веселые стихотворения | Учить понимать содержание стихотворений, их юмористический смысл и несоответствия; Помогать в осмыслении значений образных выражений; Закрепить умение использовать средств интонационной выразительности. | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» стр. 77 | |
Ноябрь | ||||
9 | Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» | Продолжать знакомить детей с творчеством К.Чуковского; Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценированные отрывков из произведения | конспект | |
10 | Чтение сказки «Три поросенка» | Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка», помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят. | конспект | |
11 | Заучивание стихотворения Пушкина «Ветер, ветер» | Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина, Помочь детям запомнить и выразительно рассказывать стихотворение. | конспект | |
12 | Чтение рассказа Зощенко «Показательный ребенок» | Знакомить с жанром рассказа; Учить понимать тему и содержание рассказа; Закрепить умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову. | конспект | |
Декабрь | ||||
13 | Стихотворения о зиме | Учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста; Развивать образность речи. | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» стр. 81 | |
14 | Р.н.с. «Зимовье зверей» | Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей; Подводить детей к пониманию образного содержания пословиц. | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» стр. 64 | |
15 | Ознакомление с малыми фольклорными формами | Учить связывать пословицы с содержанием короткого рассказа; Помогать произносить чистоговорки, скороговорки, знакомые считалки; Заучить текст народной игры «Панас» | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» стр. 85 | |
16 | Чтение рассказа Ушинского «Бодливая корова» | Продолжать знакомить с жанром рассказа; Учить понимать тему и содержание рассказа; Закрепить умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову. | конспект | |
Январь | ||||
17 | Р.н.с. «Жихарка» | Учить замечать образные слова и выражения в тексте; Закреплять умение подбирать синонимы; Помогать детям понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды. | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» стр. 86 | |
18 | Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения Александрова «Елочка» | Выяснить, какие стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение. | конспект | |
19 | Мини – викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение «Федорино горе» | Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе» | конспект | |
20 | Чтение р.н.с. «Пузырь, соломинка и лапоть» | Развивать у детей зрительное и слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки, искать выход из проблемных ситуаций; Расширять словарный запас детей за счет прилагательных и глаголов. | Конспект (9) | |
Февраль | ||||
21 | Показываем сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть» | Развивать зрительное и слуховое внимание детей; развивать логическое мышление – умение сравнивать, анализировать; Воспитывать подражательность; учить детей согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки. | Конспект (14) | |
22 | Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» | Выяснить, какие стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение. | конспект | |
23 | Чтение р.н.с. «Смоляной бычок» | Развивать у детей зрительное внимание, способность осмыслять события сказки; Формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего. | Конспект (76) | |
24 | Стихотворение И.Сурикова «Зима» | Учить выразительно читать стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой; Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» стр. 95 | |
Март | ||||
25 | Стихотворения о весне | Учить эмоционально воспринимать стихотворения, находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; развивать образность речи, творческое воображение | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» стр. 87 | |
26 | Р.н.с. «У страха глаза велики» | Учить понимать эмоционально – образное содержание произведения; Закреплять представление о жанровых особенностях произведения; Подводить к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» стр. 89 | |
27 | Рассказ Н.Носова «Живая шляпа» | Учить понимать юмор, придумывать продолжение и окончание рассказа; Закрепить знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» стр. 94 | |
28 | Заучивание стихотворений | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение Ю.Кушака «Олененок», | конспект | |
Апрель | ||||
29 | Чтение рассказа В. Зотова «Белки» | Продолжать знакомить с жанром рассказа; Учить понимать тему и содержание рассказа; Закрепить умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову. | конспект | |
30 | Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Развивать умение замечать и использовать выразительные средства языка сказки; При помощи специальных упражнений способствовать усвоению образного языка сказки. | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» стр. 98 | |
31 | Рассказ Е. Чарушина «Воробей» | Учить пересказывать текст самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию. | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» стр. 99 | |
32 | Заучивание р.н.п. «Дед хотел уху сварить» | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение | конспект | |
Май | ||||
33 | Чтение р.н.с. «Мужик и медведь» | Формировать умение у детей внимательно слушать взрослого; расширять знания на тему «Откуда хлеб пришел», обобщающие понятия животные и овощи; развивать у детей слуховое и зрительное внимание. | Конспект (42) | |
34 | Чтение сказка В. Осеевой «Сороки» | -развивать у детей умение слушать художественное произведение, оценивать поведение героев. - Развивать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу. - Уметь высказывать свою точку зрения. -Прививать навыки культурного поведения в общении друг с другом. | конспект | |
35 | Заучивание стихотворения Е. Серова. «Одуванчик», | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение | конспект | |
36 | Литературный калейдоскоп | Выяснить какие у детей любимые стихи, сказки, рассказы: знают ли они загадки и считалки. | конспект |
- Образовательная область:
Художественно – эстетическое развитие
Рисование, лепка, аппликация
Пояснительная записка
«Развитие продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация,
художественный труд»
Содержание направления «Художественное творчество» нацелено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в самовыражении.
Основными задачами художественно-эстетического развития являются:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству
Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.
1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.
3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.
4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.
5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой,аппликацией.
Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.
К концу года дети могут:
• выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.
В рисовании
• изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;
• передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;
• украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи. Познакомить с Городецкими изделиями. Развивать умение выделять элементы городецкой
росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть, называть цвета, используемые в росписи.
В лепке
• создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.
В аппликации
• правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
• аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
• подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;
• составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
№ п/п | Раздел | Тема | Программное содержание | Литература |
Сентябрь | ||||
1 | Рисование | Нарисуй картинку про лето | Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 23 |
2 | Лепка | «Большие и маленькие морковки» | Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 24 |
3 | Рисование | «На яблоне поспели яблоки» | Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить детей передавать в рисунке об Учить быстрому приему рисования листвы, циональной эстетической оценке своих работ. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.25 |
4 | Аппликация | «Красивые флажки» | Учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки — флажки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 25 |
5 | Рисование | «Красивые цветы» | Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать ее и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 27 |
6 | Лепка | «Огурец и свекла» | Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать глину прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными — при лепке предметов круглой формы. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 26 |
7 | Рисование | Цветные шары | Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы, выделять их отличия. Учить передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 30 |
8 | Аппликация | Нарежь полоски и наклей какое хочешь изображение | Учить детей резать широкую полоску бумаги (примерно 5 см), правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться. Развивать творчество, воображение. Воспитывать самостоятельность и активность. Закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 27 |
Октябрь | ||||
9 | Рисование | «Золотая осень» | Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т.д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 31 |
10 | Лепка | «Грибы» | Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 32 |
11 | Рисование | Сказочное дерево» | Учить детей создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в умении передавать правильное строение дерева. Учить закрашивать. Развивать воображение, творческие способности, речь. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 33 |
12 | Аппликация | «Украшение платочка» | Учить детей выделять углы, стороны квадрата. Закреплять знание круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять в подборе цветосочетаний. Учить преобразовывать форму, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 34 |
13 | Рисование | Украшение фартука | Учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.34 |
14 | Лепка | «Рыбка» | Закреплять знание приемов изготовления предметов овальной формы (раскатывание прямыми движениями ладоней, лепка пальцами). Закреплять приемы оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей рыбки. Учить детей обозначать стекой чешуйки, покрывающие тело рыбы. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 36 |
15 | Рисование | «Яички простые и золотые» | Закрепить знание овальной формы, понятия «тупой», «острый». Продолжать учить приему рисования овальной формы. Упражнять детей в умении аккуратно закрашивать рисунки. Подводить к образному выражению содержания. Развивать воображение. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.36 |
16 | Аппликация | «Лодки плывут по реке» | Учить детей создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 35 |
Ноябрь | ||||||
17 | Рисование | Рисование «Укрась юбку дымковской барышни») | Закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 40 | ||
18 | Лепка | «Сливы и лимоны» | Продолжать обогащать представления детей о предметах овальной формы и их изображении в лепке. Закреплять приемы лепки предметов овальной формы, разных по величине и цвету. Развивать эстетическое восприятие. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 39 | ||
19 | Рисование | «Украшение свитера» | Закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 40 | ||
20 | Аппликация | Наш большой дом | Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Учить создавать в аппликации образ большого дома. Развивать чувство пропорций, ритма. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Учить детей при рассматривании работ видеть образ. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 39 | ||
21 | Рисование | Рисование «Маленький гномик» | Учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка — лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки, соблюдая при этом в упрощенном виде соотношение по величине. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Подводить к образной оценке готовых работ. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 42 | ||
22 | Лепка | Лепка «Уточка» (По дымковской игрушке) | Познакомить детей с дымковскими игрушками (уточки, птички, козлики и др.), обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись. Развивать эстетические чувства. Учить передавать относительную величину частей уточки. Закреплять приемы примазывания, сглаживания, приплющивания (клюв уточки). | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 43 | ||
23 | Рисование | «Рыбки плавают в аквариуме» | Учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество. Учить отмечать выразительные изображения. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 43 | ||
24 | Аппликация | «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов» (Коллективная композиция) | Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценке. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 41 | ||
Декабрь | ||||||
25 | Рисование | «Кто в каком домике живет» | Развивать представления детей о том, где живут насекомые, типы, собаки и другие живые существа. Учить создавать изображении предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных, треугольных частей (скворечник, улей, конура, будка). Рассказать детям о том как человек заботится о животных. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 45 | ||
26 | Лепка | «Девочка в зимней одежде» | . Вызвать у детей желание передать образ девочки в лепном изображении. Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка, руки), передавать их с соблюдением пропорций. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 47 | ||
27 | Рисование | «Снегурочка» | Учить детей изображать Снегурочку в шубке (шубка книзу расширена, руки от плеч). Закреплять умение рисовать кистью и красками, накладывать одну краску на другую по высыхании, при украшении шубки чисто промывать кисть и осушать ее, промокая о тряпочку или салфетку. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.47 | ||
28 | Аппликация | Вырежи и наклей любимую постройку | Формировать у детей умение создавать разнообразные изображения построек в аппликации. Развивать воображение, творчество, чувство композиции и цвета. Продолжать упражнять в разрезании полос по прямой, квадратов по диагонали и т. д. Учить продумывать подбор деталей по форме и цвету. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать воображение. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.46 | ||
29 | Рисование | «Новогодние поздравительные открытки» | Учить детей самостоятельно определять содержание рисунка и изображать задуманное. Закреплять технические приемы рисования (правильно пользоваться красками, хорошо промывать кисть и осушать ее). Воспитывать инициативу, самостоя- тельность. Развивать эстетические чувства, фантазию, желание порадовать близких, положительный эмоциональный отклик на самостоятельно созданное изображение. | Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 48 | ||
30 | Лепка | «Большая утка с утятами» (Коллективная композиция) | Продолжать знакомить детей с дымковскими изделиями (уточка с утятами, петух, индюк и другие). Учить выделять элементы украшения игрушек, замечать красоту формы. Выжать желание лепить игрушки. Учить лепить фигурки на подставке, передавать разницу в величине предметов и отдельных частей, делить глину в соответствующей пропорции. | Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 48 | ||
31 | Рисование | «Наша нарядная елка» | Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки. Формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. Учить пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыхании. Подводить к эмоциональной оценке работ. Вызывать чувство радости при восприятии | Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 50 | ||
32 | Аппликация | «Бусы на елку» | Закреплять знания детей о круглой и овальной форме. Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; чередовать бусинки разной формы; наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 49 | ||
Январь | ||||||
33 | Рисование | «Маленькой елочке холодно зимой» | Учить детей передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное. Учить рисовать елочку с удлиненными книзу ветками. Закреплять умение рисовать красками. Развивать образное восприятие, образные представления; желание создать красивый рисунок, дать ему эмоциональную оценку. | Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.51 | ||
34 | Лепка | «Птичка» | Учить детей лепить из глины птичку, передавая овальную форму тела; оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений, радоваться им. | Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.51 | ||
35 | Рисование | «Развесистое дерево» | Учить детей использовать разный нажим на карандаш для изображения дерева с толстыми и тонкими ветвями. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. Развивать образное восприятие, воображение, творчество. | Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.52 | ||
36 | Аппликация | Красивые пирамидки | Упражнять детей в вырезывании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путем плавного закругления углов. Закреплять приемы владения ножницами. Учить подбирать цвета, развивать цветовое восприятие. Учить располагать круги от самого большого к самому маленькому. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 52 | ||
37 | Рисование | «Украшение платочка» | (По мотивам дымковской росписи) Знакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни), учить выделять элементы узора (прямые, перец-кающиеся линии, точки и мазки). Учить равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувства ритма, композиции, цвета. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.57 | ||
38 | Лепка | «Девочка в длинной шубке» | Учить детей передавать в лепке фигуру человека, соблюдая соотношение частей по величине. Закреплять умение раскатывать глину между ладонями; лепить пальцами, придавать фигуре нужную форму; соединять части, плотно прижимая их друг к другу, и сглаживать места скрепления. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 55 | ||
39 | Рисование | «Нарисуй какую хочешь игрушку» | Развивать умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. Закреплять навыки рисования красками. Учить рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснять, что нравится. Воспитывать самостоятельность. Развивать творческие способности, воображение, умение рассказывать о созданном изображении. Формировать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 56 | ||
40 | Аппликация | Автобус | Закреплять умение детей вырезать нужные части для создания образа предмета (объекта). Закреплять умение срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов автобуса), разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса). Развивать умение композиционно оформлять свой замысел. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 54 |
- Конструирование из строительного,
природного материала и бумаги
Пояснительная записка к разделу «Развитие продуктивной деятельности: конструирование»
Ребенок на пятом году жизни достаточно самостоятельный и инициативный. Основные достижения данного возраста напрямую связаны с развитием интереса к конструированию. У него активно развиваются мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точные, ловкие, что помогает ему овладевать умением мастерить. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда; он начинает осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов конструирования), проявляет желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняться в конструировании. Ребенок уже в состоянии устанавливать понятные ему причинно-следственные отношения. У него быстро совершенствуются все психические процессы, и особенно память.
В силу психологических и физиологических особенностей детей данного возраста и согласно принципу интеграции образовательных областей, продуктивная деятельность, наиболее полно будет реализована в следующем варианте: рисование, лепка, аппликация и конструирование..
Правильное руководство детской деятельностью позволяет педагогу преодолевать трудности и вести целенаправленную работу по развитию художественно-творческих способностей дошкольников.
Целевые ориентиры по конструированию к концу пятого года:
• у детей расширяются знания и представления о конструируемых объектах;
• расширяются представления о деятельности людей, связанных со строительством, созданием техники, предметов, вещей;
• дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки;
• у детей формируются представления о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления);
• дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции;
• совершенствуются конструктивные навыки (комбинируют детали, сочетают по форме, по-разному соединяют, накладывая, приставляя, экспериментируя с ними);
• развиваются навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.);
• дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с ними;
• развивается творчество, изобретательство;
• формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при оформлении построек, поделок;
• дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами;
• учатся мастерить элементарные игрушки оригами;
• упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного материала;
• учатся пользоваться ножницами, клеем;
• развивается деловое и игровое общение детей;
• дети приучаются к аккуратности в работе и порядку.
№ п/п | Раздел | Тема | Программное содержание | Литература | |
Сентябрь | |||||
1 2 | Конструирование из строительного материала | Загородки и заборы | Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании 4 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур, закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора; учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения. | Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» стр.13 | |
3 | Конструирование из бумаги | «Вагоны» (по образцу) | Освоить способ – складывание квадрата пополам, добиваясь совпадения сторон и углов, развивать глазомер. | конспект | |
4 | Конструирование из природного материала | «Ковер из листьев» (по образцу) | Учить составлять композицию из осенних листьев, творчески дополнять композицию деталями, развивать фантазию и творчество | конспект | |
Октябрь | |||||
5 6 | Конструирование из строительного материала | Домики, сарайчики | Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению. | Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» стр.21 | |
7 | Конструирование из строительного материала | «Двухэтажный дом» (по образцу) | Учить детей сооружать высокие постройки с перекрытиями, по образцу определять, из каких деталей сделаны отдельные части постройки, в какой последовательности её выполнять, познакомить с понятием «фундамент». | конспект | |
8 | Конструирование из природного материала | «Ёжик» (по образцу) | Учить детей видеть образ в природном материале, использовать для закрепления частей пластилин, делать поделки аккуратными и устойчивыми. | конспект | |
Ноябрь | |||||
9 10 | Конструирование из строительного материала | Терема | Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями; упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур. Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия. | Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» стр.28 | |
11 | Конструирование из бумаги | «Самолет» (по образцу) | Продолжать учить складывать лист пополам, работать с клеем аккуратно. | конспект | |
12 | Конструирование из природного материала | «Рыбки в аквариуме» | Формировать навыки создания поделки из природного материала. Закрепить знания о строении тела рыбы. развитие эстетического восприятия, художественного вкуса. обучение детей приемам и способам выполнения работ из различных материалов различными приспособлениями и инструментами. развитие воображения, мышления и творческой деятельности. | конспект | |
Декабрь | |||||
13 14 | Конструирование из строительного материала | Лесной детский сад | Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели; объединить постройки единым сюжетом. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельностьи, развивать конструкторские способности, формировать представления о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление. | Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» стр.13 | |
15 | Конструирование из бумаги | «Ёлочка» (по образцу) | Упражнять в обрывании бумаги по контуру, скатывании бумажных шариков, составлении изображения из частей на плоскости. | конспект | |
16 | Конструирование из природного материала | «Весёлые медвежата» | Учить детей создавать выразительный образ медведя из пластилина и природных материалов. Показать варианты сочетания художественных материалов: Закрепить приёмы лепки и соединения частей. Формировать умение работать с природным материалом и пластилином. Развивать способности к формированию композиций. Вызывать интерес к экспериментированию в художественном творчестве. | конспект | |
Январь | |||||
17 18 | Конструирование из строительного материала | Грузовые автомобили | Дать детям обобщенные представления о грузовом транспорте, упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; дать представление о строительной детале – цилиндре и его свойствах, уточнить представления детей о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений; развивать способность к плоскостному моделированию. | Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» стр.35 | |
19 | Конструирование из бумаги | «Будка для собаки» | Продолжать учить детей складывать лист пополам, аккуратно работать с клеем | конспект | |
20 | Конструирование из бросового материала | «Светофор» | Развивать умение создавать конструкцию из бумаги по схеме, умение делать чёткие аккуратные сгибы для получения красивой поделки из бумаги. Развивать творчество детей, обучая их преобразованию плоского листа бумаги в объёмную фигуру. | конспект | |
Февраль | |||||
21 22 | Конструирование из строительного материала | Мосты | Дать детям представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов; закрепить умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету. Познакомить детей с трафаретной линейкой, упражнять в работе с ней, в сравнении фигур, в выделении их сходства и различия. | Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» стр.45 | |
23 | Конструирование из бумаги | Книжка - малышка | Заинтересовать детей изготовлением "книжки малышки" из ранее сделанных назанятиях игрушек (лягушка, кошка, собака, зайчик и курочка). Воспитывать самостоятельность, вызвать интерес к предстоящей творческой деятельности. Направлять внимание ребёнка на установление причинно – следственной связи. Продолжать прививать любовь к животным. воспитывать бережное отношение к книге. | конспект | |
24 | Конструирование из природного материала | Диназаврик | Учить детей мастерить динозавриков из пластилина и шишек. продолжать обучать разным приемам работы с природным материалом, пластилином; развивать творческие способности, мелкую моторику рук, внимание, речь; воспитывать доброжелательность, взаимопомощь; прививать любовь к окружающему миру. | конспект | |
Март | |||||
25 26 | Конструирование из строительного материала | Корабли | Дать детям представления о разных видах судов; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности\4 развивать конструкторские навыки; упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу. | Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» стр.49 | |
27 | Конструирование из природного материала | «Цветы для мам и бабушек» (по образцу) | Учить детей делать несложные композиции из природного материала, развивать моторику рук, воображение. | конспект | |
28 | Конструирование из бумаги | Неваляшка | Учить аккуратно приклеивать к основной форме (туловище) детали (голова, руки). Закреплять навыки конструирования из бумаги. Формировать умение самостоятельно рисовать фломастерами лицо на круге. Активизировать речь детей. Развивать творческое воображение. Воспитывать аккуратность в работе. | конспект | |
Апрель | |||||
29 | Конструирование из строительного материала | Самолеты | Дать детям представление о самолетах, их видах, зависимости их строения от назначения; подвести к обобщению: у всех самолетов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост, шасси; упражнять в конструировании самолетов по образцу, преобразовании образца по определенным условиям, в плоскостном моделировании по схемам в придумывании своих вариантов построек; развивать умение намечать последовательность строительства основных частей, различать и называть геометрические фигуры. | Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» стр.51 | |
30 | Конструирование из бумаги | Автобус для зверят | Учить детей составлять изображение автобуса из готовых частей (окна, двери, колеса). Формировать у них навыки складывания листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Закреплять умение наклеивать бумажные детали (окна, двери, колеса) на опорную линию. Развивать глазомер, четкость движения рук, внимание. Воспитывать у дошкольников аккуратность в работе. | конспект | |
31 | Конструирование из бросового материала | «Вазочка для цветов» | Учить детей украшать баночки из под йогуртов, показать зависимость узора от формы и размера изделия | конспект | |
32 | Конструирование из природного материала | Домики для трёх поросят | Вызвать интерес к созданию построек из различного природного материала и строителя. Воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам, вызвать желание помочь им. Способствовать развитию связной речи в ходе работы. Развивать воображение, память, логическое мышление. | конспект | |
Май | |||||
33 | Конструирование из строительного материала | Повторение | Закрепить представления детей об объемных геометрических телах; упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тел; уточнить конструктивные свойства геометрических тел; упражнять в моделировании по схеме, в конструировании по элементарному чертежу. | Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» стр.55 | |
34 | Конструирование из бумаги | Вертушка | Учим делать игрушки для игры с ветром, самостоятельно нарезать полоски, приклеивать к основанию палочки, соединять в центре. | конспект | |
35 | Конструирование из бросового материала | Кораблик | Поддерживать интерес детей в работе с бросовым материалом, развивать творческие способности и аккуратность в работе. | конспект | |
36 | Конструирование из бумаги | Одуванчик | Приобщать детей к изготовлению поделок из различных материалов (бумаги и трубочек); Учить использовать для закрепления частей пластилин; Формировать обобщенное представление о цветах (стебель, листок, цветок); Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи. | конспект |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план для средней группы
Перспективный план...
Перспективный план в средней группе "К нам весна шагает"
комплексно - тематическое планирование...
Перспективный план в средней группе.Образовательная область "Художественное творчество" .
Перспективный план в средней группе....
Перспективный план для средней группы в соответствии с ФГТ
Материал, который необходим воспитателям....
Перспективный план работы средняя группа
Перспективный план работы средняя группа...
перспективный план для средней группы.
Перспективный план работы на год....
Рабочая программа, перспективные планы для средней группы по программе "Детство"
Рабочая программа содержит следующие разделы: нормативно-правовые документы,психолого-педагогическая характеристика возрастных возможностей детей среднего дошкольного возраста,задачи воспитания ...