Планирование интегрированных занятий, циклов, досугов
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Штанько Ирина Вениаминовна

В данном материале представлен фрагмент моего методического пособия Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие – М.: УЦ Перспектива, 2015. - 280 с.

  В материале предлагается практические совету по составлению интегрированных занятий циклов и досуговых мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_integrirovannyh_tsiklov.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование интегрированных циклов

Система разработки интегрированных циклов по определенной теме в разных направлениях учебно-воспитательной работы необходимо начинать с совместного планирования, в котором участвует творческая группа педагогов ДОО, работающих по данной проблеме. В эту группу могут войти воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, театральной студии. Методическое сопровождение работы творческой группы должен осуществлять старший воспитатель, методист или заведующая ДОО.

Последовательность организации планирования

  1. Определение и постановка стратегической цели;
  2. Выделение общих линий в планировании (темы циклов, блоков);
  3. Отбор содержания образования и воспитания, художественного материала по каждому блоку учебно-воспитательного процесса;
  4. Конкретизация задач, тематики, форм проведения.

Материал, объединенный в циклы, дает не только взаимодополнение и систематизацию разнообразных знаний о художественном образе, явлении событии и т.д., но и обогащает впечатления, полученные на занятиях, прогулках, играх, художественно-творческой деятельности, досугах.

Предлагаем планирование цикла «Богатыри земли русской» по ознакомлению с былинным героическим эпосом (См. приложение)   В данном цикле показана глубокая систематическая работа в различных направлениях учебно-воспитательного процесса с детьми по ознакомлению с народной культурой. Рекомендуется заключительный этап провести в форме интегрированного занятия, которое поможет систематизировать знания детей из различных областей и сформирует целостное новообразование.

  Планирование интегрированных
досуговых мероприятий

 Праздник, развлечение могут стать одной из форм интеграции различных видов искусства с художественно-творческой деятельностью дошкольников. Праздник является ярким радостным ожиданием детей, кроме того, результатом плодотворной образовательной и творческой работы. При планировании праздников и различных досуговых мероприятий (развлечений, игр, конкурсов, концертов и т.д.) необходимо использовать формы проведения, объединяющие творческую, игровую, познавательную, коммуникативную, а иногда трудовую и экспериментальную деятельности. С этой целью рекомендуем использовать такие формы, как игра-путешествие, игровая программа, конкурсная программа, театрализованное представление, музыкально-литературная гостиная, концерт, фольклорный праздник, посиделки с различной направленностью – художественно-эстетической, развлекательной, познавательно, спортивно-оздоровительной.

Последовательность планирования

  1. Постановка цели, определяющая место данной формы в педагогическом процессе ДОУ (обобщающий этап цикла, познавательная совместная деятельность взрослых и детей, конкурсная программа и т.д.)
  2. Выбор формы проведения (сюжетно-ролевая игра, литературно-музыкальная композиция, фольклорный праздник и т.д.)
  3. Тематика «сквозного действия» как интегрирующий стержень досугового мероприятия строится на особенностях детского восприятия и мироощущения. В художественно-эстетическом пространстве знакомые явления, события, а также знания детей из различных областей интегрируются в определенные взаимоотношения, смоделированные педагогом. Основа «сквозного действия» – сюжет сказки (рассказа), в который вплетаются действия детей в различных видах творческой, познавательной, игровой деятельности. Персонажи «сквозного действия» несут смысловую нагрузку, связанную с целью данного мероприятия.
  4. Отбор художественно-творческой деятельности (компонентов интеграции) и художественного материала (музыкального, литературного, игрового, песенного, танцевального)
  5. Художественное оформление праздника, развлечения (пространства, зала, костюмов) необходимо строить на принципах эстетической и педагогической целесообразности.
  6. Определение роли взрослых в ходе праздника (ведущий, главный герой, персонажи сквозного действия)
  7. Разработка содержания сюрпризных моментов, их связь с общей тематикой.
  8. Подбор разнообразных форм вовлечения детей к участию в празднике.
  9. продумывания финала в зависимости от формы проведения (награждения в конкурсной программе, общий танец, песня, выставка) и т.д.

Анализ интегрированного занятия

Чтобы проанализировать интегрированное занятие, педагог должен осознать его как «художественный образ», осмыслить совокупность собственных знаний и умений, продуктивность методов и приемов, организованной деятельности с детьми, целесообразность и ценность отобранного художественного материала. Все это направленно на реализацию цели занятия – возникновение «синтеза целостного новообразования» у детей.

  1. Тема занятия.
  2. Цель (соответствие цели теме занятия).
  3. Задачи (соответствуют ли поставленные задачи цели).
  4. Объект интеграции (художественный образ, явление, и т.д.).
  5. Интегрируемые компоненты (разнообразие, количество, целесообразность, художественная ценность).
  6. Тип структуры занятия (пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная).
  7. Взаимодействие интегрируемых видов искусства и художественно-творческих деятельностей.
  8. Уровень интеграции содержания образования.
  • Высокий – синтез целостного новообразования.
  • Средний – комплексный подход к компонентам, методам и формам.
  • Низкий – объединение и использование комплекса искусств только относительно содержания.
  1. Методы и приемы активизации эмоционально-образной сферы ребенка.
  2. Владение педагога языком и средствами выразительности интегрируемых видов искусства.
  3. Способы и приемы включения детей в художественно-эстетическую деятельность.
  4. Наиболее эффективные методы и приемы работы педагога направленные на формирование основ художественной культуры.
  5. Педагогическая позиция педагога (инженер, режиссер, соучастник творческого процесса).
  6. Проявление у детей эстетических отношений к искусству.
  7. Активность и уровень художественно-творческой деятельности детей.
  8. Место данного занятия в учебно-воспитательном процессе.

При умелой организации воспитательного процесса синтез искусств становится способом творческой деятельности педагога и средой для творческой активности и самореализации ребенка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие познавательного цикла с элементами изобразительной деятельности и музыкального воспитания с детьми старшего возраста. тема: "В рождественский сочельник".

Это занятие позволяет ввести детей в мир волшебства и чудес святого Рождества, позволяет создать у детей радостное ожидание праздника. На нем формируются навыки детей создавать своими руками красивые ...

"ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ" - конспект интегрированного занятия художественно-эстетического цикла с элементами логоритмики для детей средней группы детского сада

В конспекте интегрированного, логоритмического занятия представлен музыкальный, игровой материал, пальчиковые и речевые игры для детей средней группы детского сада....

Конспект интегрированного занятия художественно-эстетического цикла. "Такая разная осень."

Данное занятие проводилось с детьми средней группы в рамках проведения недели педагогического мастерства, темой которой являлось: "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников"....

Планирование интегрированных занятий по декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству и народной музыке

Консультация к педсовету раскрывает механизмы интеграции, обосновывает различия между интегрированныой и комплексной непосредственно-образовательной деятельностью. Даются рекомендации по поланированию...

Конспект интегрированного занятия "Ах, как роспись хороша - в ней народная душа", в рамках взаимодействия музыкального руководителя с педагогами ДОУ в проведении занятий художественно-эстетического цикла.

Изучение жанров народного творчества прививает детям любовь к родной культуре, создает предпосылки формирования любви и уважения к труду людей, развивает мышление, волевые качества, внимание, глазомер...

Тематическое планирование интегрированных занятий по музыке и изо-деятельности

Интегрированные занятия по музыке и изо-деятельности...