Консультация для педагогов «Развивающая образовательная среда как средство творческого развития дошкольников в самостоятельной музыкальной деятельности»
консультация на тему
В материале представлена информация по наполняемости музыкальных уголков в группах детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_obrazovatelnaya_sreda_kak_sredstvo_tvorcheskogo_razvitiya_doshkolnikov.docx | 25.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развивающая образовательная среда как средство творческого развития дошкольников в самостоятельной музыкальной деятельности»
Куликова Ольга Викторовна – музыкальный руководитель
Художественно эстетическое направление является важнейшим средством формирования отношения ребёнка к действительности, эстетического отношения к окружающему миру, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Музыка как всякое искусство помогает детям познавать мир и воспитывает у них художественный вкус и творческое воображение. Отражает окружающий мир в ярких образах, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству. (Н.А. Ветлугина)
«Музыкальное воспитание обладает уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу и является удивительно тонким и эффективным инструментом развития внутреннего мира ребёнка, раскрытия его творческого потенциала, всестороннего воспитания и развития личности»
(А.И. Буренина)
Рассматривая музыкальную деятельность как возможность воспитать эмоциональный интеллект, запустить развитие потенциальных способностей ребёнка, дать толчок к успешному всестороннему развитию очень важно создать для самостоятельной деятельности детей грамотно организованную предметно - развивающую среду не только в музыкальном зале, но и в группах.
Правильно организованная предметно – развивающая среда способствует развитию творческих способностей детей, где материальная база, расположение оборудования, моделирование пространства позволяют детям обобщать, анализировать, вести экспериментальную деятельность, получать информацию, обогащать образное мышление и эмоциональную сферу, что является актуальным аспектом в дошкольном образовании.
Реализация создания образовательной среды предполагает постановку цели.
Цель: «Создание условий для индивидуального развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей» Создание условий для художественно-эстетического, познавательного развития, успешной социализации воспитанника, развития его инициативы и творческих способностей
Поставленная цель решается через следующие задачи:
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, эмоционально-ценностного восприятия, способности познавать себя через музыкальное искусство;
- Побуждать детей к творчеству в самостоятельной музыкальной деятельности;
- Обогащать внутренний мир, эмоциональную сферу, образное мышление музыкальными впечатлениями;
- Создать атмосферу комфорта и доверия, в котором каждый ребёнок может почувствовать себя музыкантом.
Что в свою очередь способствует достижению целевых ориентиров ФГОС ДО.
В музыкальном зале нашего образовательного учреждения создана хорошая материальная база, в которой есть всё необходимое для музыкального развития детей в различных видах деятельности. В групповых помещениях также необходимо создание зоны музыкальных уголков для самостоятельной деятельности, где воспитанники могут иметь возможность закреплять полученные на занятии знания, умения и навыки, отрабатывать приёмы игры на различных музыкальных инструментах, обогащать творческое воображение и фантазию.
При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
2. Разнообразие оборудования.
3. Учет возрастных особенностей детей.
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
Необходимо, чтобы музыкальные уголки были оснащены оборудованием, соответствующим возрасту и тематике пройденного занятия. По мере ознакомления детей с новым материалом на музыкальном занятии, композитором, музыкальным инструментом, в уголке в группе также выставляется портрет композитора, сюжетная картинка, музыкальный инструмент, с которым ребята познакомились, выкладываются дидактические игры. Таким образом, в зонах музыкальных уголков должно быть всё необходимое соответственно возрасту и тематике: музыкальные инструменты, дидактические игры, ноты – картинки, картинки с изображением инструментов, портреты композиторов, фонотека, магнитофон.
Общая классификация оборудования для музыкальных зон:
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты и игрушки, предназначающиеся для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.
2. Самодельные инструменты из бросового материала для творческого музицирования:
3. Звуковысотные инструменты (пианино, ксилофон, металлофон, аккордеон, флейта, цитра, арфа)
4. С фиксированной мелодией (шарманки, органчики) ;
5. С одним фиксированным звуком (дудки, свистульки) :
6. Шумовые (бубны, бубенцы, ложки, трещотки, рубель, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики)
7. Музыкально-дидактические игры и пособия:
Нотное лото, нотный стан с нотами, скрипичным и басовым ключами, лесенка. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, ознакомления с элементами нотной грамоты.
8. Аудиовизуальные пособия: компакт-диски, кассеты, флеш - накопители.
Предлагаю списки необходимого оборудования для развития музыкальности дошкольников:
Образовательная предметно – развивающая среда для развития музыкальности у детей второй младшей группы.
- Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки
- Игрушки – инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки, музыкальные шкатулки
- Шумовые инструменты – ложки, погремушки, бубны, барабан, колокольчики, треугольники, палочки.
- Самодельные музыкальные инструменты из бросового материала – коробочки с мелкой крупой, скорлупки, мешочки, шуршащие пакетики, маракасы из киндеров.
- Набор не озвученных образных музыкальных инструментов – дудочки, гармошки, балалайки, микрофончики, гитары.
- Атрибуты к музыкальным подвижным играм – султанчики, флажки, платочки, ленточки, листочки, снежинки, цветы (по сезонам).
- Ширма настольная с перчаточными куклами.
- Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
- Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома с яркими красочными иллюстрациями.
Оборудование уголка для младшего возраста включает в себя шумовые инструменты - (бубны, ложки, клавесы, погремушки, коробочки с мелкой крупой, треугольники, колокольчики, трещотки. Музыкальные инструменты из бросового материала – пакеты, скорлупки, маракасы из киндеров, различной формы муляжи от мороженого, коробочки с мелкой крупой, музыкальные шкатулки, картинки с изображением инструментов, дидактические игры.
В среднем дошкольном возрасте, кроме ударных инструментов , вводятся звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофоны, ноты – картинки, дидактические игры.
Образовательная предметно – развивающая среда для развития музыкальности у детей средней группы.
- Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки
- Игрушки – инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки, музыкальные шкатулки
- Шумовые инструменты – ложки, погремушки, бубны, барабан,
колокольчики, треугольники, палочки.
- Металлофон
- Самодельные музыкальные инструменты из бросового материала – коробочки с мелкой крупой, скорлупки, мешочки, шуршащие пакетики, маракасы из киндеров.
- Набор не озвученных образных музыкальных инструментов – дудочки, гармошки, балалайки, микрофончики, гитары.
- Атрибуты к музыкальным подвижным играм – султанчики, флажки, платочки, ленточки, листочки, снежинки, цветы (по сезонам).
- Ширма настольная с перчаточными куклами.
- Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
- Музыкальные картинки к песням, сюжетные картинки, музыкальные лесенки, дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «Наш оркестр», «Угадай колокольчик».
- Фланелеграф или магнитная доска
В музыкальный уголок для детей старшего возраста добавляются струнные инструменты (арфа, цитра). Также должны быть портреты композиторов, ноты – картинки, сюжетные картинки, плакаты с изображением музыкальных инструментов, дидактические игры на закрепление навыков и умений, наличие оформленной фонотеки в каждой группе.
Образовательная предметно – развивающая среда для развития музыкальности у детей старшей группы.
- Шумовые инструменты – ложки, маракасы, бубны, барабан,
колокольчики, треугольники, клавесы.
- Звуковысотные инструменты – металлофон, ксилофон, флейта, пианино, цитра, арфа.
- Самодельные музыкальные инструменты из бросового материала – коробочки с мелкой крупой, скорлупки, мешочки, шуршащие пакетики, маракасы из киндеров.
- Портреты композиторов, сюжетные картинки, иллюстрации по теме «Времена года», плакаты с изображением музыкальных инструментов.
- Музыкальная лесенка, музыкально – дидактические игры
- Фланелеграф или магнитная доска.
- Ширма настольная и ширма по росту детей с перчаточными куклами. Разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой.
- Атрибуты к музыкальным подвижным играм – султанчики, флажки, платочки, ленточки, листочки, снежинки, цветы (по сезонам).
- Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Образовательная предметно – развивающая среда для развития музыкальности у детей подготовительной группы.
- Шумовые инструменты – ложки, маракасы, бубны, барабан,
колокольчики, треугольники, клавесы.
- Звуковысотные инструменты – металлофон, ксилофон, флейта, пианино, цитра, арфа.
- Самодельные музыкальные инструменты из бросового материала – коробочки с мелкой крупой, скорлупки, мешочки, шуршащие пакетики, маракасы из киндеров.
- Портреты композиторов, сюжетные картинки, иллюстрации по теме «Времена года», плакаты с изображением музыкальных инструментов.
- Альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поём» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и песнях.
- Графическое пособие «Эмоции» (карточки, а которых изображены лица с разными эмоциями) для определения характера мелодии при слушании произведений.
- Музыкальная лесенка, музыкально – дидактические игры
- Фланелеграф или магнитная доска.
- Ширма настольная и ширма по росту детей с перчаточными куклами. Разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой.
- Атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы), атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.), разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций.
- Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Музыкальные инструменты - чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети с огромным удовольствием играют на них. Я веду систематическую работу и активно применяю музыкальные инструменты во всех видах деятельности на занятии: слушании, пении, движении, игре. Мы играем в ансамбле, танцуем, поём, импровизируем, придумываем свои мелодии и фантазируем. В общем, играя, развиваемся!
Подводя итог, можно сделать вывод, что создание развивающей образовательной среды играет важную роль и способствует развитию творческих способностей, инициативы и проявлению личностных качеств. Позволяет воспитанникам увидеть, услышать, передать , прожить, прочувствовать яркие образы, краски, красоту окружающего мира в звуках, рождённых музицированием и взаимодействовать, создавая музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "«Подвижная игра как средство творческого развития дошкольника»
для родитеелй...
"Творческое развитие дошкольников в процессе музыкальной деятельности
Развитие детей в дошкольный период во многом определяет их дальнейшую жизнь, именно поэтому ему следует уделять большое внимание и использовать каждую свободную минуту для игр и занятий со своим ребён...
презентация для педагогов ДОУ "Музыкальные игры - импровизации как средство творческого развития дошкольников"
Данную презентацию я показывала 21.11.2012 на консультации на педагогическом совете педагогов нашего детского сада....
Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольника.
Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольника....
Дзен - графика в изобразительной деятельности как средство творческого развития дошкольников.
Развитие творческого потенциала и создание условий для развития творческих способностей у дошкольников через изобразительную деятельность, путём техники рисования «Дзен – графика»...
Развитие творческих способностей старших дошкольников в самостоятельной музыкальной деятельности
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью.Актуальность темы:Жизнь в эпоху научно – технического прогресс...
Театрализованная деятельность как средство творческого развития дошкольников
В статье обсуждается актуальность организации театрализованной деятельности в детском саду, положительные аспекты применения театрально-игровой деятельности во всех образовательных областях в соответс...