Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольника.
статья на тему

Рябцева Людмила Владимировна

Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольника.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

L:\люда документы  портфолио\НА ПАРТФОЛИО В ИВАНОВО\сканироданные страницы\img257.jpg

Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольника.

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе коммуникативном развитии. Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей, благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства.

В наше время все больше детей с неадекватной самооценкой, ребенок зажат (или расторможен)и, как следствие, проблемы с социально-эмоциональном воспитании дошкольников, о формировании у детей таких качеств, как коммуникабельность, активность, самостоятельность, инициатива. Основной целью в работе с дошкольниками является сформировать у ребенка активное творческое восприятие музыки, способность получать наслаждение от контакта с музыкой , игрой, совместных действий сверстников, воспитывая доброжелательность и умение быть коммуникабельным.

Нельзя недооценивать значение творческого начала ребенка в танцевально-игровой деятельности, которое неразрывно связано с движением и музыкой.

Важно помнить, что каждый ребенок по своей натуре - творец, и главное, не спугнуть, не затоптать его творческое начало. Пусть он еще робок в своих начинаниях, но он хочет и желает двигаться под музыку и испытывает огромное удовольствие от этого.

Музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Музыкальные коммуникативные игры- это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения , создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. Это-синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребенка. (игры с пением, народные обрядовые игры, игры с музыкальными инструментами , игры-танцы.) Происхождение коммуникативных танцев-игр связано с фольклором разных народов.

К ним относится практически весь детский фольклор - частушки, потешки, прибаутки. Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но – с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников.

Танцевальное искусство имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела. В любых видах танца предусматривается эстетическое воспитание детей и формирование у них творчества. В танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить очень плодотворно.

В коммуникативных танцах и музыкальных играх сочетание в единой деятельности музыки , движения, речи и игры способствует развитию у детей творчества и воображения. Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу, это побуждает каждого участника самостоятельно искать выразительные движения. На занятиях должна быть доброжелательная обстановка. Искренний и чуткий интерес педагога к любимым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников ,поддержка и поощрения их самостоятельности и положительных индивидуальных проявлений, осторожность и мягкость в исправлении ошибок дает ребятам уверенности в творческих начинаниях. При этом следует избегать оценок «плохо» или «неправильно», но обращать внимание ребенка на несоответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки. Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей. Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества. Умение увидеть, распознать проявление детской фантазии, в танце, дать ей свободу, без навязывания ожидаемых решений - это те качества, которые не менее важны для педагога, чем его собственное «танцевальное творчество». Что бы развивать у детей способность творить, необходимо самому быть «открытым для творчества».

Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности. В этих танцах развивается динамическая сторона общения - легкость вступления в контакт, инициативность, готовность в общению. Они также развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танец способствует визуальному развитию чувства формы: Различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования. Разучивая танцы, дети познают себя, сверстников, знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций.

Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, на праздниках, в свободной деятельности.

Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и , тем самым нормализации социального микроклимата в группе, в детском коллективе.

(«Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся», «Здравствуй, друг», «У меня, у тебя»).

Движения и фигуры в танцах и плясках доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще больше облегчает их запоминания. («Ай-да», «Помирились», «Здравствуйте»)

Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания , раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс при участия в танце-игре.

Такой вид деятельности возможен там, где все присутствующие являются не только участниками, но и создателями танцевального действия. Особенно актуально это при проведении совместных праздников и развлечений для детей и их родителей. (Танец «Лавата», «Если весело живется, делай так», «Кто лучше сыграет, спляшет», «Ушко правое вперед», «Веселый танец», «Танцуем с мамой»)

В несложных, но веселых и подвижных танцевальных играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них получается, от возможности себя выразить, проявить; все это дает прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.

Проведенная работа убеждает в эффективности использования коммуникативных танцев игр для развития творческой активности детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация для педагогов ДОУ "Музыкальные игры - импровизации как средство творческого развития дошкольников"

Данную презентацию я показывала 21.11.2012 на консультации на педагогическом совете педагогов нашего детского сада....

Музыкальные игры как средство гармоничного развития дошкольников

Всестороннее развитие ребенка, благодаря музыкальным играм....

Коммуникативные игры как средство социального развития дошкольников

Презентация на тему : "Коммуникативные игры как средство социального развития дошкольников"...

Музыкальные игры как средство гармоничного развития дошкольников

Музыкально-дидактическая развивающая игра способствует более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства.[[{"type":"media","vie...

Коммуникативные игры как средство социального развития дошкольника

Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способно...