Индивидуальная программа саморазвития «Мелкая моторика в психофизическом развитии детей»
рабочая программа на тему

Варламова Юлия Петровна

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samorazvitiyu_melkaya_motorika_1.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ комбинированного вида детский сад № 3 «Ручеёк»

Индивидуальная программа саморазвития

Срок реализации программы: 2015- 2016г.

Тема: «Мелкая моторика в психофизическом развитии детей»

Городской округ г. Выкса

Фамилия

Варламова

Имя

Юлия

Отчество

Петровна

Дата рождения

21.12.1976

Должность

Воспитатель

Образование

Высшее

Педагогический стаж работы

11 лет

Квалификационная категория

1

Курсовая подготовка

Профессиональная переподготовка по теме «Дошкольное образование»

Наличие Интернет-сайта (ссылка)

http://nsportal.ru/varlamova-yulya 


Введение

Педагог – это призвание и призыв к непрерывному творческому саморазвитию.

     

«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам,

так и не может развивать, образовывать и воспитывать

других тот, кто не является сам развитым, воспитанным

и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом

деле воспитывать и образовывать, пока сам работает

над собственным воспитанием.»

А. Дистервег.

Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.

Саморазвитие педагога – центральное звено успешного развития дошкольного учреждения и системы дошкольного образования в целом, так как именно педагог обеспечивает эффективное функционирование и развитие образовательного учреждения.

Основной предпосылкой для моего профессионального саморазвития является желание соответствовать установленным профессиональным требованиям. Немалую роль при этом играет самоудовлетворение от проделанной над собой работой. Хочется также становления в профессиональном плане. Вот для этого нужна стратегия саморазвития. 

Пояснительная записка

Внедрение нового ФГОС дошкольного образования продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается воспитатель ДОУ. Повышается роль педагога, и растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески.

Сегодня педагог поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. Функции педагогической деятельности воспитателя детского сада отражают как общее назначение педагога, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой работы ДОУ и современными требованиями к ней.

Современный воспитатель детского сада является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с дошкольниками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения  целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога.

Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании детей. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи профессионального саморазвития:

  1. Познакомиться с новинками  печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;
  2. Посещать семинары, открытые показы коллег;
  3. Принимать участие в совещаниях, обмене опытом с коллегами;
  4. Подготовить и провести для воспитателей  и родителей запланированные мероприятия.

Проблема, над которой работает педагог: «Мелкая моторика в психофизическом развитии детей»

Актуальность:

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как "Ладушки", "Сорока-белобока" и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности. Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Под термином «мелкая моторика» понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.  Сотрудничество с родителями, обмен практическим и теоретическим опытом с коллегами.

Задачи:

1.Изучение методической литературы по данной теме.

2.Применить полученные знания в работе с детьми.

3. Обобщить опыт работы по данной теме.

Предполагаемый результат:

  1. Пополнение предметно – развивающей среды в ходе реализации проектной деятельности.
  2. Обмен практическим и теоретическим опытом с коллегами по теме.
  3. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

              С детьми:        

  1. Развитие мелкой моторики рук детей.
  2. Повышение психофизических возможностей детей.
  3. Сформированные навыки самостоятельной деятельности.
  4. Повышение  самооценки  детей, их уверенности в себе.
  5. Развитие творческих способностей, любознательности, наблюдательности.

                 С родителями:

  1. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе.
  2. Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества.
  3. Повышение компетентности родителей в вопросе   развития  речи детей, мелкой моторики  с использованием разнообразных форм, методов и приемов

Основные направления реализации программы

Программа рассчитана для работы с детьми 5-7 лет.


                        Реализация программы за 2014- 2015  уч. год

                                         

                                                Организационный  блок

Содержание работы

Практический выход

Сроки

1. Изучение методической литературы, интернет- ресурсов по теме самообразования.

2.Разработка плана по теме самообразования, изучение проблемы, постановка цели и задач.

3.Пополнение предметно-развивающей среды для реализации проектной деятельности. 

4.Создание персонального интернет-сайта

С детьми

Выявление уровня развития мелкой моторики детей.

С родителями

Наглядная информация.

С педагогами

Работа в творческой группе ДОУ по организации тематических дней.

В течение года

                                               

                                                 Информационный  блок

Содержание работы

Практический выход

Сроки

1.Переработка теоретических материалов, материалов по теме.

2.Подбор наглядной информации.

С детьми

  1. Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы
  2. Индивидуальные беседы.

С родителями 

Распространение педагогических знаний среди родителей:

  1. Наглядная информация: папки -передвижки, информационные стенды.
  2. Индивидуальные беседы с родителями по теме саморазвития.
  3. Подбор литературы.

С педагогами

Общение и обмен информацией по теме.

В течение года

                                                         

                                                   Практический  блок  

   Содержание работы

Практический выход

Сроки

1.Изучение методической литературы, интернет- ресурсов по теме самообразования.

2.Создание персонального интернет-сайта

С педагогами

Работа в творческой группе

Разработка положения о работе  творческой группы в ДОУ.

Сентябрь

Работа по теме: «Использование ИКТ для формирования открытого информационного пространства ДОУ»

С детьми

Совместная деятельность

С родителями

 Консультация «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Выступление на педсовете

Игры на развитие мелкой моторики

Октябрь-Ноябрь

Изучение теоретических материалов по саморазвитию.

С детьми

Совместная деятельность

Познавательная деятельность «Путешествие в сказку»

С родителями 

  1. Информационное общение
  2. Консультация «Развиваем пальчики, развиваем речь»

С педагогами

Консультация «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».

Игры с сыпучими материалами (манка, пшено, рис, греча, фасоль и т.д.)

Конспект НОД

Декабрь

Январь

Февраль

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

С родителями 

Проведение мастер-класса по теме: “От скуки на все руки ”.

С детьми

Комплексное занятие  «Моя семья»

С педагогами

Изготовление буклетов  по теме саморазвития в помощь педагогам.

Создание картотеки игр для развития мелкой моторики

Конспект НОД

Март

Апрель

Май

 

Результативность: 

Данная работа позволила и мне повысить свой профессиональный уровень и степень вовлеченности в деятельность. У детей сформировались навыки самостоятельной деятельности, улучшилась моторика, они стали более уверенными в себе. В дальнейшем я продолжу работу по данной теме.

Направления профессионально-личностного саморазвития

Основные мероприятия программы

Срок исполнения

Расширение образованности

  1. НИРО дистанционные курсы.
  2. Изучение нормативно-правовой базы по дошкольному образованию.
  3. Изучение ФГОС ДО.

2014-2015
Постоянно

Постоянно

Повышение педагогической компетентности.

  1. Индивидуальная консультация с коллективом «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».
  2. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях».

Февраль

Март

Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков)

  1. Проведение мастер-класса по теме: “От скуки на все руки ”.

 

Апрель

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности

  1. Участие в городских и региональных конкурсах
  2. Создание картотеки игр для развития мелкой моторики
  3. Организация предметно-развивающей среды

В течение года

План индивидуальной самообразовательной работы:

        


Список литературы:

Анучина Н. Таланты детей -  на кончиках их пальцев//  Ребенок в детском саду №2, 2006, стр. 45-49.
Гризик Т.  Подготовка к обучению письму//  Ребенок в детском саду №2, 2006, стр. 37.
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М, 2000.
Черныш И.В. Забавные поделки из бумаги к праздникам.- М.: Айрис-пресс, 2004.
Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно// дошкольное воспитание № 11, 2006, стр. 14-16.
Быкова Н. Вот как мы умеем// Дошкольное воспитание №5, 2000, стр. 51-55.
Журнал «Дошкольное воспитание» 2007г.
Журнал «Дошкольное воспитание»2006г.
Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи/авт. -сост. Н. Л. Стефанова. -Волгоград:Учитель, 2013.-261с.
Пальчиковые игры/Е. П. Пименова. -Ростов н/Д:Феникс, 2007.-221, [1]с. -(Мир вашего ребенка) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»

Способы развития мелкой моторики, речи, основных психических процессов в различных видах детской деятельности....

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников «Рука - это вышедший наружу мозг человека».И. Кант            Ребенок только родился...

Мелкая моторика в психофизическом развития дошкольников. Из опыта работы воспитателей логопедической группы.

Речевое развитие происходит в процесси познания ребенком окружаещего мира, что возможно только в совместной деятельности пдагогического коллектива, родителей и ребенка....

Описание опыта работы по теме: «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».

В данной работе представлены этапы работы по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста....

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике...

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Консультативный материал для воспитателей и родителей...

Семинар: «Роль мелкой моторики в психофизическом развитии детей»

Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации взрослых....