Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Черкашина Нина Александровна

 Консультативный материал для воспитателей и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕЛКАЯ МОТОРИКА В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

            «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И.Кант

Ребенок только родился – и уже осуществляет хватательные движения, т. е. сжимает и разжимает кулачки.  Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье, бросание, ловля, метание), которые осваивает ребенок. Это хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазанье и только потом – ходьба и бег, прыжки.

С рождения и до трех месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения – схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным предметам, касается игрушки.

С 4-7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения – он захватывает мягкие игрушки, бусы. С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает её, перекладывает. С 7 мес. Взрослый играет с ребенком в «ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки, гнезда, матрешку, складывать кубики.

Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, приговаривая при этом пестушки и потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.

Сорока-ворона кашу варила,
кашу варила, деток кормила,

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала.

Ты в лес не ходил,
Ты дров не рубил,
Ты кашу не варил.

Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют её развитие на 3-4 недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (психологи, муз. руководители, инструктор по физ-ре_ и воспитатели.

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, разделили их на группы и определили назначение.

 1 ИГРЫ – МАНИПУЛЯЦИИ

«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнить самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. С

2 СЮЖЕТННЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«Пальчики здороваются»-подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно появляются пальцы.

«Грабли» -ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Елка»- ладони от себя, пальцы в замок (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

3 ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СОЧЕТАНИИ СО ЗВУКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, т-д, г-к и т.д.

4 ПАЛЬЧИКОВЫЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (ГИМНАСТИКА МОЗГА)

С помощью таких упражнений  компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Кулак, ребро, ладонь»- последовательно менять три положения: сжать в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо-нос»- левой рукой взяться за кончик носа, правой -за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«СИММЕТРИЧНЫЕ РИСУНКИ»- рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки( начинать лучше с круглого предмета: яблока, арбуза и т.д. главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ВОСЬМЕРКА»-нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза -сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

5 ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СОЧЕТАНИИ С САМОМАССАЖЕМ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от перифирии к центру).

«ПОМОЕМ РУКИ ПОД ГОРЯЧЕЙ СТРУЁЙ ВОДЫ- движения как при мытье рук.

«НАДЕВАЕМ ПЕРЧАТКИ»-большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«ЗАСОЛКА КАПУСТЫ»-движения ребром ладони правой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«СОГРЕЕМ РУКИ»- движения как при растирании рук.

«МОЛОТОЧЕК»- фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«ГУСИ ЩИПЛЮТ ТРАВУ»- пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного  самомассажа  кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6 «ТЕАТР В РУКЕ».

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«БАБОЧКА»- сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения (трепетание пальцев).

«СКАЗКА» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.

«РЫБКИ»-кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб.»Сначала они плавали порознь, а потом решили , что вместе веселее».

«ОСЬМИНОЖКИ»-правая рука осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы - пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга. Замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.

К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»

Способы развития мелкой моторики, речи, основных психических процессов в различных видах детской деятельности....

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников «Рука - это вышедший наружу мозг человека».И. Кант            Ребенок только родился...

Мелкая моторика в психофизическом развития дошкольников. Из опыта работы воспитателей логопедической группы.

Речевое развитие происходит в процесси познания ребенком окружаещего мира, что возможно только в совместной деятельности пдагогического коллектива, родителей и ребенка....

Описание опыта работы по теме: «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».

В данной работе представлены этапы работы по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста....

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике...

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника.

Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.      Рука ребен...

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Консультация для педагогов: "Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников"...