Описание опыта работы по теме: «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».
методическая разработка ( группа) на тему

В данной работе представлены этапы работы по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty_po_teme.doc676 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы по теме:

«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма. Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времен. Упражнения с каменными и металлическими шарами, грецкими орехами, шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Такие упражнения улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, улучшают почерк, снижают усталость, повышают работоспособность. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Исследования доктора медицинских наук М.М. Кольцовой показали взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кистей рук и уровнем развития речи у детей.

В наши дни специальными исследованиями установлено, что тактильные контакты не только успокаивают боль ребёнка, но и стимулируют функции мозга.

Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Сегодня отмечаются тенденции ухудшения развития мелкой моторики у дошкольников. Дети, имеющие низкий уровень развития мелкой моторики, испытывают трудности в обучении, они медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, графические навыки формируются более длительное время, переключаемость и последовательность движений нарушены.

Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь». Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Именно поэтому слабую руку дошкольник можно и необходимо развивать.

Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Это послужило выбором моей работы по самообразованию на тему:

« Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».

Цель работы: создание условий, и проведение последовательной и систематической работы по развитию мелкой моторики у дошкольников. Достижение поставленной цели возможно, если решить

следующие задачи:

1.        Формировать сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развивать
тактильную чувствительность рук.

2.        Развивать мелкую ручную моторику.
З. Совершенствовать коммуникативные навыки.

4. Развивать логическое мышление, речь, воображение.

Работа по данной теме состояла из нескольких этапов. 1.Подготовительный этап - включает:

Изучение научно - методической литературы по данной проблеме.

2.Диагностический этап - включает:

■Проведение диагностики мелкой моторики у детей 4-7 лет по методике Т.И Гризик, Л.Е. Тимощук  и ориентировочный тест А.Керна в модификации Я.Ирасика для детей 6-7 лет.

■определение уровня развития мелкой моторики каждого ребёнка на момент обследования;

  • проведение анализа диагностики по возрастным группам.

Результаты диагностики показали уровень развития мелкой моторики у детей разных возрастных групп.

В средней группе дети на начало учебного года имеют следующее распределение по уровню развития мелкой моторики: 11% имеют средний уровень, а большинство детей (61%)- низкий уровень, треть детей (28%) отстают от нормы.

К концу учебного года наблюдается тенденция улучшения показателей развития мелкой моторики: на 29% уменьшается число детей с низким уровнем, нет детей которые отстают от нормы, появляются дети с высоким уровнем - 17%, число детей со средним уровнем увеличилось на 39%.

В старшей группе также наблюдалось увеличение числа детей с высоким уровнем развития мелкой моторики. На начала года он составляет 40%, к концу года увеличивается в 1,5 раза (70%).Число детей со средним уровнем практически не изменяется. Эффективность работы по развитию мелкой моторики подтверждает резкое снижение - в два раза числа детей с низким уровнем.

1% детей вначале года отстаёт от нормы, но это прежде сего связано с приходом новых детей в группу. К концу года эти дети по развитию мелкой моторики догоняют своих сверстников.

Наиболее благоприятная картина выявлена в подготовительной группе. Большинство детей - 77% - имеют высокий уровень, седьмая часть детей (15%) средний и лишь 6% низкий уровень развития мелкой моторики.

Показатели развития мелкой моторики детей подготовительной группы:

 а- начало года   б- конец года.

Показатели развития мелкой моторики детей 4-7 лет.

Таким образом, анализ результатов диагностики показал, что дети среднего дошкольного возраста имеют наиболее низкие показатели развития моторики. Проведение последовательной и систематической работы по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста, даёт возможность проследить динамику развития сенсомоторной готовности к обучению в школе.

Зэтап. Апробация - содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики детей моей группы и включает в себя:

•Разработка перспективных планов работы организационной деятельности по развитию мелкой моторики руки у детей средней, старшей, подготовительной к школе группе.

  • Подбор и разработка упражнений; Пальчиковых игр с детьми каждой возрастной группы.
  • Разработка перспективных планов по использованию упражнений для развития мелкой моторики как части занятия по развитию речи с детьми средней и старшей группы.
  • Подбор материала по ознакомлению детей 4-6 лет работе со штампом.

 Работа по ознакомлению детей со штампом проходит в три этапа:

I        этап - чтение сказки, в которой герои попадают в трудную ситуацию.

II        этап - оказание детьми помощи герою.

Этот этап основной в работе. Именно здесь ребёнок действует карандашом    - штампом, а педагог лишь помогает ему, если это потребуется

(аккуратно набрать гуашь на штамп, поправить захват карандаша и пр.)

Шэтап - положительная оценка работы детей.

•Подбор материала по ознакомлению детей 5-6 лет с техникой: «Ниткопись».

Ниткопись - это выкладывание ниток по контуру различных изображений, нанесённых на бархатную бумагу или вырезанных трафаретов.

Это развивает у детей внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость и конечно мелкую моторику пальцев рук.

Материал для работы:

Для работы детям понадобятся ворсистые нитки (шерстяные, мохеровые, и т.п.) и бархатная бумага. Для лучшего восприятия изображения нитки и бархатная бумага должны быть контрастных цветов. Лист ложится вертикально, при таком положении ворсистая нитка легко прикрепляется к бумаге.

Методика работы:

Дети кладут на лист бархатной бумаги трафарет любого изображения предмета и тонкой ворсистой ниткой, слегка прижимая её пальчиками, выкладывают по контуру этого трафарета. Благодаря тому, что нитка легко отделяется от бархатной бумаги, дети могут исправлять свои работы и добиваться хороших результатов.

•        Подбор материала по работе детей 4 -7 лет с карандашом.

Материал для работы:

Листы бумаги с заданиями, простой и цветные карандаши.

При выполнении заданий дети учатся удерживать направление линий, вести их неотрывно по прямой, слева на право, сверху вниз, по косой вверх и вниз, по кругу, рисовать орнаменты, выполнять штриховку.

У детей развиваются графические навыки, воображение, формируется представление о цвете, форме.

Задания подбираются с учётом возможностей и интересов детей.

•        Разработка перспективного плана по использованию упражнений направленных на развитие графических навыков детей подготовительной группы как части занятия по математике.

•        Создание в группе сенсомоторного уголка «Ловкие пальчики».

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

■        для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.

д.);

  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

■        создания положительного эмоциального фона, повышения работоспособности ребенка;

  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Уголок содержит как постоянные, так и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.

Так же на этапе апробации велась работа по взаимодействию с педагогами нашего дошкольного учреждения, которая включала в себя:

■ Проведение открытых занятий:

-        По развитию мелкой моторики рук с детьми на тему:

           «Пальчики    знакомятся».

  • По работе детей со штампом на тему: «Медвежата»
  • По математике с использованием упражнений для развития общей и

мелкой моторики на тему: «Определение формы предмета».  ─Конструированию из геометрических фигур.

─Математики: Путешествие по сказке «Гуси-лебеди».

.

 ■        Консультацию на тему: «Оформление сенсомоторного уголка в группе»

  • Оформление памятки на тему: - «Правила проведения пальчикового    тренинга для          дошкольников
  • Практический тренинг на тему: « Гимнастика для рук»

4этап. Работа с родителями.

Развивать руку необходимо постоянно, поэтому в уголке для родителей была оформлена рубрика: « Ловкие помощники».

Составлены рекомендации, советы, консультации для развития мелкой моторики дома.

Оформлены альбомы: «Пальчиковые игры с детьми 4-5 лет», «Игры с палочками дома».

Таким образом, проведение работы по теме: «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников» проходила в 4 этапа. Подводя итоги работы по данной проблеме можно сделать вывод, что разработанные упражнение, игры и проведение систематической и последовательной работы по данному направлению принесло свои результаты:

1. Были решены задачи, которые были поставлены в начале моей работы по данной теме.

2.У детей сформирована сенсомоторная готовность к школе, что является одним из показателей успешного овладения детьми письма.

З.Дети стали более внимательны, усидчивее, добросовестнее, что свидетельствует о формировании произвольности поведения и психических процессов.

4. Родители заинтересовались успехами своих детей, начали заниматься с ними дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»

Способы развития мелкой моторики, речи, основных психических процессов в различных видах детской деятельности....

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников «Рука - это вышедший наружу мозг человека».И. Кант            Ребенок только родился...

Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».

ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...

Мелкая моторика в психофизическом развития дошкольников. Из опыта работы воспитателей логопедической группы.

Речевое развитие происходит в процесси познания ребенком окружаещего мира, что возможно только в совместной деятельности пдагогического коллектива, родителей и ребенка....

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике...

Консультация для родителей на тему: «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»

Консультация для родителей  на тему:«Мелкая моторикав психофизическом развитии дошкольников»Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной...

Круглый стол с педагогами по теме: МЕЛКАЯ МОТОРИКА В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ребенок только родился – и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с эти...