Семинар: «Роль мелкой моторики в психофизическом развитии детей»
тренажёр по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа)
Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_ardasheva.docx | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель
Родители
Дети
Семинар: «Роль мелкой моторики
в психофизическом развитии детей»
автор: Ардашева Е.С.
Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации взрослых.
Задачи:
1.Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребёнка, о некоторых способах профилактики плоскостопия.
2.Научить элементам пальчиковой гимнастики для развития внимания, памяти.
3.Познакомить родителей с играми для развития мелкой моторики рук.
Ход семинара
В настоящее время актуальной проблемой становиться полноценное развитие детей уже с младенческого возраста. Немаловажную роль успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка играет сформированная мелкая моторика.
Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, конструктивных, трудовых, музыкально-исполнительных, овладения родным языком , развития первоначальных навыков письма.
1.Беседа с родителями.
1). Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой и как?
2). Играли ли вы сами с вашими пальчиками ? Как?
3). Как вы играете с пальчиками вашего ребёнка?
Резюме: «Рука –это вышедший наружу мозг человека» (И.Кант).
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находиться около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Так пассирую пальцы, можно активизировать работу разных внутренних органов (безымянный- печень, средний-кишечник, указательный -желудок, большой голова).
2. Игровое занятие вместе с детьми.
Воспитатель. Что умеют делать ваши пальцы на ногах и на руках? (Ответы.) Правильно! Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. Хотите узнать что ещё могут ваши пальчики? (Да.) Тогда мы отправляемся с вами в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.
Взрослые и дети выполняют самомассаж.
Вы готовы, глазки? Да! (Легкими нежными прикосновениями поглаживаем веки глаз, расчесываем реснички и брови)
Вы готовы, щёчки? Да! (дружное похлопывание ладошками по щекам.)
Вы готовы, пальчики? Да! (Поочерёдно массажируют каждый пальчик.)
Вы готовы, ручки? Да! (поглаживание кистей рук, растирание ладошек.)
Вы готовы, ножки? Да! (поглаживание ног и выполняют щекотку на ступне.)
Всё готово? Да! (выполняют лёгкие пощипывания пальцами: рук, ног, груди и обнимают себя руками).
Воспитатель: Всё готово, все готовы, а теперь отправляемся в весёлое путешествие на поезде.
Аудиозапись «Мы едим, едим, едим…» слова Сергея Михалкова, музыка Михаил Стракодомскского.
Первая станция «Удивительный лес»
Цель: учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать быстроту, ориентировку в пространстве, внимание, память.
Оборудование: аудиокассета « Природа, птицы, животные».
По сигналу «Гуляем по лесу!» взрослые и дети идут парами и изображают животных и птиц, обитающих в лесу:
Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!
(Широко разводим руки в стороны. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)
Ждут вас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки,
Паучок на паутинке,
И кузнечик на травинке!
(Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками . Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз. Пальцами левой руки от плеча правой руки перебирающие движения вниз)
Мышка, мышка,
Серое пальтишко.
Мышка тихо идёт,
В норку зёрнышко несёт.
(Мягкий пружинистый шаг, спинка слегка прогнута вперёд, «лапки» перед грудью)
А за мышкой шёл медведь,
Да как начал он реветь:
«У-у! У-у!
Я вразвалочку иду!»
(Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. . Переступание туловищем из стороны в сторону. Ходьба на внешней стороне стопы.)
А весёлые зайчата –
Длинноухие ребята –
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
(Прыжки. Ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке»)
Шёл по лесу серый волк,
Серый волк – зубами щёлк!
Он крадётся за кустами,
Грозно щёлкает зубами!
(Широкий, пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом. Руки перед грудью и соединены между собой в запястье-одна ладонь над другой, пальцы размыкаются и смыкаются.)
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
По болоту скок-скок-скок,
Под мосток – и молчок.
(Ноги на ширине плеч. Прыжки с продвижением вперёд)
Ой, ты дедушка – ежок,
Не ходи на бережок!
Там промочишь ножки,
Тёплые сапожки!
(Лёгкий неторопливый бег на носках. Руки согнуты в локтях и прижаты к груди, голова опущена)
Ищут маму медвежата,
Толстопятые ребята,
Неуклюжие, смешные,
Все забавные такие.
(Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловищем из стороны в сторону.
В воздухе над лужицей
Стрекозы быстро кружатся.
Взлетают и садятся,
На солнышке резвятся.
(Бег чередуется с остановками. Во время остановок – присесть)
Вот ползёт сороконожка
По тропинке на дорожку.
Спинка изгибается,
Ползёт-переливается.
(Дети двигаются друг за другом, держа руки на поясе или на плечах впереди стоящего)
Нёс однажды муравей
Две травинки для дверей:
На полянке, под кустом,
Муравьишка строит дом.
(Пружинистый шаг, руки сложены «топориком» на плече)
Птички в гнёздышках проснулись,
Улыбнулись, встрепенулись:
«Чик-чирик, всем привет!
Мы летаем выше всех!»
(Лёгкий бег врассыпную; птички чистят крылышки; машут хвостиком (руки сзади, ладошками друг к другу), легко прыгают)
До свиданья, старый лес,
Полный сказочных чудес!
(Помахивание рукой.
Поворот вправо-влево с вытянутыми руками.Ходьба)
По тропинкам мы гуляли,
На полянке поскакали,
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.
(Прыжки. Широко разводим руки в стороны. Ходьба)
Воспитатель: занимаем свои места, следующая станция….
Вторая станция «Театральная»
Цель: научить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке» которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
Воспитатель показывает сюжетные пальчиковые упражнения, дети выполняют , а родители им помогают.
«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения «трепетание пальцев».
«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый пальчик – какой-либо персонаж.
«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы – пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга. Замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
Воспитатель: занимаем свои места ,следующая станция…
Третья станция «Массажная»
Цель: научить элементам самомассажа пальцев рук и ног.
Оборудование: массажные мячики. Родитель располагается напротив своего ребенка и боком к центру круга. Все участники садятся по-турецки.
Разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стопы пальцами рук (от периферии к центру).
Разотру ладошки сильно, (Растирают ладони.)
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. (Захватывают каждый пальчик у
основания и выкручивающим движением доходят до ногтевой фаланги)
Затем руки я помою, (Моют руки)
Пальчик в пальчик я вложу,( Пальцы складывают в «замок»)
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики (Расцепляют пальцы и перебирают ими)
Пусть бегут как зайчики.
В положении сидя поглаживание и растирание голени, бедра.
Трем рукой-мочалкой. Вверх-вниз, вверх-вниз,
Пятки и носочки. Вверх-вниз, вверх-вниз,
Ножку до колена. Вверх-вниз, вверх-вниз,
Мы помоем чистенько. Вверх-вниз, вверх-вниз,
А бедро разотрем. Вверх-вниз, вверх-вниз,
И гулять пойдем. Вверх-вниз, вверх-вниз.
Родители делают массаж стопы своему ребенку.
Пальчики на ножках,
Как на ладошках,
Вместе я их соберу
И шагать начну.
Поглаживают пальцы ног.
Каждый пальчик разотру,
Каждый пальчик покручу, (Растирают каждый пальчик стопы)
Разведу вперед, назад
И сожму руками. (Руками тянут пальцы от себя, на себя)
Здравствуйте, пальчики!
Гномики лесные,
Здравствуйте, пальчики!
Игрушки заводные. (Пощипывают стопы)
Воспитатель: Дети. Мы приближаемся к следующей станции. Вы готовы к новым испытаниям?
Дети. Да!
Четвёртая станция "Повтори за мной"
(вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")
Цель: развитие мелкой моторики, координации, зрительного восприятия.
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно - повторить "фигуру".
Пятая станция «Игра с солёным тестом»
Цель: способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению; развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, мелкую моторику рук.
Родитель и ребёнок сидят паровозиком в паре, взрослый наблюдает за игрой ребёнка с тестом и помогает при необходимости. Ребёнок выполняют следующее:
Раскатывание – кусочка теста, положенный между ладонями и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.
Слегка потянув щепоткой часть теста – оттягиванием.
Сплющивание , для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев.
Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев.
Воспитатель: А сейчас уважаемые родители и дети, прошу вас создать смайлик из теста, с теми эмоциями которые вы получили сегодня от нашего семинара.
Каждому участнику даётся по одной витаминки «Ревит»- «жизнь».
Воспитатель: Вы имели возможность убедиться: пальцы рук и ног могут играть, изображать животных, показывать театр ; они любят соревнования, массаж. Играть с пальцами рук и ног дети могут с родителями, с друзьями и дома, и в гостях, и на улице и в транспорте…исходные положения для этих упражнений можно выбирать разные: стоя, сидя на стуле, на полу в позе «факира».
Спасибо всем участникам! До новых встреч!
Используемая литература:
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. ООО «ТЦ Сфера» 2005.
- Данилова Е. «Пальчиковые игры» Росмэн 2007.
- Ермакова И.А. "Развиваем мелкую моторику у малышей"; Литера 2008
- Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль. 2006.
- Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 .
- Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 .
- Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005.
Электронные ресурсы
- Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
- Развитие мелкой моторики малыша с 1 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.kengyru.ru/melkaya-motorika-razvitie-melkoi-motoriki-v-godik.htm
- Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
- Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei
- Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей...
Роль мелкой моторики в развитии детей младшего дошкольного возраста
Целенаправленная систематическая и планомерная раота по развитию у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мо...
Консультация для педагогов "Роль мелкой моторики в развитии детей младшего дошкольного возраста "
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. В раннем и младшем дошкольно...
Статья "Роль мелкой моторики в развитии детей"
влияние развития мелкой моторики на развитие детей...
"Роль мелкой моторики в развитии детей"
Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентр...