Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
статья (старшая группа) по теме

Конджарян Наталия Петровна

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

 

«Рука - это вышедший наружу мозг человека».

И. Кант

 

 

          Ребенок только родился - и уже осу­ществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и оста­ется главным на протяжении всей жиз­ни. В связи с этим в методике физичес­кого воспитания изменилась традици­онная последовательность обучения ос­новным видам жизненно необходимых движений (ходьба, бег, прыжки, полза­ние и лазанье, бросание, ловля, мета­ние), которые осваивает ребенок. Это -  хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазанье и только потом - ходьба, бег, прыжки.

      С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает погремушку, тя­нется к подвешенным игрушкам, касает­ся игрушки (бубенчики, колокольчики). С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения - он захваты­вает мягкие игрушки, бусы. С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помога­ет собирать пирамидку, игрушки-гнез­да, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народ­ной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с паль­чиками малыша, проговаривая при этом пестушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка:

Сорока-ворона

Кашу варила, деток кормила,

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала.

Ты в лес не ходил,

Ты дров не рубил,

Ты кашу не варил.

Специалистами доказано: ежеднев­ный массаж кисти, пальцевые упражне­ния и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три-четыре недели уже в первом полу­годии второго года жизни. Таким обра­зом, двигательная активность кисти уве­личивает запас слов, способствует ос­мысленному их использованию.

      Как правило, комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по  физичес­кой культуре), и воспитатели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melkaya_motorika_v_psihofizicheskom_razvitii.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

«Рука - это вышедший наружу мозг человека».

И. Кант

          Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, бросание, ловля, метание), которые осваивает ребенок. Это -  хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазанье и только потом - ходьба, бег, прыжки.

      С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики). С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения - он захватывает мягкие игрушки, бусы. С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом пестушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка:

Сорока-ворона

Кашу варила, деток кормила,

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала.

Ты в лес не ходил,

Ты дров не рубил,

Ты кашу не варил.

Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

      Как правило, комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по  физической культуре), и воспитатели.

1. Игры-манипуляции

«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик — дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

"Распускается цветок" — из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

«Грабли» — ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

3. Пальчиковые упражнения  в сочетании со звуковой  гимнастикой

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г,

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)

Упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день.

 «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

 «Кулак - ребро - ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Замок» -  скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Не желательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении последовательно должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем (если занятия воспитатель проводит с группой) дети могут выполнять упражнение парами.

«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмерка» — нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза - сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем  кистей и пальцев рук

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения  -разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6. Театр в руке

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец -какой-либо персонаж.

«Рыбки» - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. «Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее».

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы,  путешествует  по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Дети могут играть с пальцами во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук могут  сопровождаться  потешками, песенками.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

В средней и старших группах пальчиковую гимнастику  можно включить в режим дня.

1.        Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).

2.        Во время утренней гимнастики.
Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагают «поиграть с предметом», например передавать мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: «Какой мяч?».
(Ровный,гладкий,круглый,красивый,резиновый и т.д.) Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок»:

На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули   (руки тянутся в стороны),

Покрутили (круговые движения пальцев от себя),

Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли (разомкнули пальцы).

3.          На физкультминутках (три-четыре упражнения).

Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), поскольку на занятии, как правило, устает вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений - сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочередно каждой рукой). Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением («Пальчики здороваются» или «Коготки»), далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки («Надеваем перчатку») и предметов - прокатывание карандаша, грецкого ореха.

На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей, используются пальчиковые кинезиологические упражнения - из серии «гимнастики мозга».

4. На физкультурных занятиях.

На учебно-тренировочных занятиях пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей - в заключительной части. На занятиях с использованием тренажеров и фитболов (коррекционных мячей) также используются упражнения для пальцев. Исходное положение может быть различным: стоя, сидя на полу («поза факира»), сидя на гимнастических мячах и др.

Ну-ка, братцы, за работу (поочередно разгибать пальцы, начиная с большого).

Покажи свою охоту:

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать (энергично шевелить всеми пальцами),

Наших деток забавлять.

С целью формирования у детей элементарных представлений о своем организме и практических умений по уходу за ним используются движения пальцев кисти в сочетании с движением рук.

Кто зубы не чистит,

Не моется с мылом (пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами),

Тот вырасти может

Болезненным, хилым

Дружат с грязнулями

Только грязнули (пальцы рук соединены в замок),

Которые сами

В грязи утонули (движение, имитирующее пловца).

У них вырастают

Противные бяки (пальцы сжать в кулак, затем выпрямить, руки согнуть в локтях,ладони друг за другом около носа),

За ними гоняются

Злые собаки (руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой руки).

Грязнули боятся

Воды и простуд,

А иногда и вообще не растут фуки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх).

В конце физкультурного занятия традиционно проводится комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живешь?».

Как живешь?

-        Вот так!    (Большие пальцы обеих
рук - вверх, остальные собраны в кулак)

А плывешь?

-        Вот так!    (Руками   изображают
движение пловца)

Как бежишь?

-        Вот так!    (Руки согнуть в локтях,
движение вдоль туловища)

Вдаль глядишь?

-        Вот так!    (Поочередно приклады
вать ладони ко лбу)

Машешь вслед?

-        Вот так!    (Энергичные движения
кистями рук)

Ночью спишь?

-        Вот так!    (Ладони под голову)
А шалишь?

-        Вот так!    (Кулачками обеих рук
хлопнуть по надутым щекам)

5. Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу.

Детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зеленые, пушистые ели...» (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев).

6.        На прогулке в теплое время года.

После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.

«Гусь»

Гусь гнездо свое чинил,

Гусь считалку сочинил,

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет!

«Зайчик - кольцо»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое -

Блестит, словно золотое.

7.        В зачине подвижной игры или в ходе игры.

Например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на каждую строчку зачина выполняют движения руками.

В море бурном, море синем (кисти рук на уровне лица, ладони вниз, пальцы переплетены, волнообразное движение, начиная с правого плеча)

Быстро плавают дельфины (волнообразное движение руки, согнутой в локте, кисть на уровне плеча).

Не путает их волна,

Рядом плещется она (рука согнута в локте, на уровне лица, волнообразные движения кистью).

В подвижной игре «Ловля обезьян» при помощи пальцев ребенок изображает обезьяну (руки согнуты в локтях и разведены в стороны - сжимание и разжимание кулачка, скрещивание рук перед лицом и одновременно сжимание и разжимание пальцев; руки согнуты в локтях, кисти рук друг за другом на уровне носа, ладонями в стороны, пальцами вверх - «обезьянка дразнится»).

8.        С добрым утром!

Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки».

С добрым утром, глазки!

(Поглаживаем веки глаз)

Вы проснулись?

(«Смотрим в бинокль»)

С добрым утром, ушки!

(Поглаживаем ушки!)

Вы проснулись?

(Прикладываем ладонь к ушам.)

С добрым утром, ручки!

(Поглаживаем кисти рук)

Вы проснулись?

(Хлопаем в ладоши)

С добрым утром, ножки!

(Поглаживаем ноги)

Вы проснулись? (Притопываем)

С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку)

Я проснулась! (Голову слегка запроки-> и широко улыбнуться)

9. На досугах, праздниках, развлечениях.

На развлечениях, в ходе которых активизируется мелкая моторика рук («Перемени предмет», «Передай мяч», «Посадка картошки»), детям предлагают:

  1. выложить фигуру из физкультурного инвентаря (кегли, гимнастические
    палки, обручи, флажки);
  2. построить стену, забор, пирамиду из кубиков;
  3. провести мелом линию в «лабиринте», не коснувшись его края;
  4. составить слово из кубиков, на которых нарисованы буквы.

Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.

К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»

Способы развития мелкой моторики, речи, основных психических процессов в различных видах детской деятельности....

Мелкая моторика в психофизическом развития дошкольников. Из опыта работы воспитателей логопедической группы.

Речевое развитие происходит в процесси познания ребенком окружаещего мира, что возможно только в совместной деятельности пдагогического коллектива, родителей и ребенка....

Описание опыта работы по теме: «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».

В данной работе представлены этапы работы по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста....

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике...

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Консультативный материал для воспитателей и родителей...

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника.

Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.      Рука ребен...

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Консультация для педагогов: "Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников"...