Выступление на педсовете "РППС в группах раннего возраста"
материал (младшая группа) на тему

Лухманова Надежда Андреевна

Назначение и цели организации РРПС ДО, формирование предметной среды в группахдетей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luhmanovoy_vystuplenie.docx92.83 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\В папку\картинки\рамки\111.jpg

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 комбинированного вида

г.о. Орехово –Зуево

Выступление:

«РППС в группах раннего возраста»

                                                                                Провела  воспитатель:

                                                                 Лухманова Надежда Андреевна

2017г.

Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС ДОвгруппах раннего возраста

Е.И. Тихеева: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)1 подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно- ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения само- ценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в до- школьных организациях.

Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:

 образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

 двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

 различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда детства (РППС) — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарём, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития» (П.3.,п.п.3.6.3., Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».)

 «РППС – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определёнными принципами разделения пространства Организации (группы).»

Назначение и цели организации РППС ДОО

 В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений развивающей среды ребенка. Здесь крайне необходимо произвести новые изменения при сохранении лучших традиций системы. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации.

В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы. В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
  • создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
  • открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Предметное содержание.

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом). Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды. Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные . Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребёнка. Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:

  • провоцировать ребенка на агрессивные действия;
  • вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнёры (сверстники, взрослые);
  • провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;
  • провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей. В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:
  • полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребенку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;
  • применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;
  • дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка;
  • эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.

Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. При этом следует учитывать доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где осуществляется образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов. Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО.

Примерный перечень зон для организации РППС:

– для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

- для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);

– для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

 – для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

 – для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

 – для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

– для отдыха (уединение, общение и пр.). Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.

Требования ФГОС к развивающей предметно- пространственной среде:

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства

 3.3.2. РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения

 3.3.3. РППСдолжна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

3.3.4. РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность средыдолжна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами

 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. в разных видах детской активности; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет 5 образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

 Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие мате- риалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности.

Формирование предметного содержания РППС ДОО

Для максимальной реализации образовательного потенциала РППС как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач.

Функциональный модуль – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря по видам детской деятельности для организации пространства для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОО.

Предметное содержание функциональных модулей в соответствии с ФГОС ДО соответствует основным направлениям (образовательным областям).

Отдельно стоит заметить, что деление образовательных областей на отдельные группы (направления) довольно условно, поскольку при учёте взаимодополнения решение конкретных задач в свою очередь содействует и косвенному решению других задач.

Для организации РППС в ДОО или семейных условиях следует рассматривать пространство в рамках имеющихся возможностей.

При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:

  • психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка;
  • психофизиологические факторы, обусловливающие соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды
  • зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны);
  • слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроводящих игрушек;
  • тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка;
  • факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка
  • антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предмет- ной развивающей среды.

Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

· провоцируют ребенка на агрессивные действия;

· вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры · людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

 · вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);

 · провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

· вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста

 Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются:

 - сохранение здоровья ребёнка,

 -полноценное физическое развитие,

-развитие речи,

-развитие игровой деятельности,

-сенсорное развитие,

-формирование основных психических процессов,

- развитие умственных познавательных и творческих способностей.

В группах детей раннего возраста от 1 до 2 лет

1. Пространственная организация среды в группах детей от 1 до 2 –х лет должна быть рассчитана на возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых переходов от опоры к опоре.

2. Также необходимо предусмотреть горку высотой до 1 м с 3-4 пологими ступеньками и скатом, предусматривающую ограждения, исключающие падение с высоты (обычно у окна). Под горкой располагают игрушки-двигатели (набор крупных машин).

3. Предусматривается дидактический стол (может быть прямоугольным, овальным, крестообразным) – подход к нему должен быть со всех сторон.

4. Рекомендуется также шарнирное устройство на потолке для подвешивания крупных игрушек, цветных ленточек, колокольчиков, карусели и пр., развивающее координацию и устойчивость в пространстве.

5. Необходимо наличие невысоких овальных воротец (можно поролоновых модулей типа «Альма»), туннелей, больших коробок, в которые нужно проползать; небольших подушек и мягких модулей, через которые могут перелезать; сенсорные дорожки, горочка(доска шириной 40 см с одним концом,приподнятым на 5 – 10 см),чтобы ползать по ним.

6. Желательно создавать для детей небольшие препятствия, которые они могут преодолевать: крупные мягкие модули, ширмы и коробки, которые нужно огибать во время движения.

7. Можно оборудовать помещение мягкими модулями в виде ступенек. Чтобы дети карабкались по ступенька вверх и вниз, а также низкими табуретками (банкетками)такой высоты, чтобы годовалый ребёнок мог сидеть, опираясь на стопы, с коленями, согнутыми под 90 градусов.

8. Полезны лошадки-качалки,балансиры,фитболы.

9. Тележки, каталки, кукольные коляски, для того, чтобы толкать перед собой во время ходьбы.

10. Начиная с годовалого возраста, имеет смысл выделять для детей в групповом помещении зоны для разных видов активности:

  • зона для движения
  • зона для предметной деятельности (оборудованная удобными открытыми полками и ящиками для игрушек)
  • зона для игр с сенсорными материалами (специальные столики или тазики для игры с песком, водой, крупами, клеёнки для расстилания на полу- свернув клеёнку, можно легко убрать все «последствия» игр с сыпучими материалами)
  • после полутора лет можно добавить зону для рисования и ручной деятельности (низкие столы и стулья по росту детей)
  • зону для сюжетной игры (полки, шкафчики с сюжетно-образными игрушками, игрушечная мебель, детская кухня, машинки)
  • желательно организовать в группе спокойное место для уединения
  •  уголок со светлой ширмой, полог, детскую палатку
  • можно организовать место для показа кукольных инсценировок, теневого театра (столик с ширмой)
  • на втором году жизни дети с удовольствием осваивают лазанье по невысоким гимнастическим лесенкам
  • лазанье по конструкциям из мягких модулей
  • низкие качели
  • гамак
  • прыжки на батуте ( с мягкими бортиками и ручкой для опоры руками -передвижение в шариковом бассейне)

Разумеется, двигательная активность малышей разворачивается под наблюдением взрослого, с необходимой страховкой и соблюдением техники безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: "Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста"

Раскрывает особенности игровой деятельности детей раннего возраста, условия организации дидактических игр, роль воспитателя и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста...

Выступление на методическом объединении воспитателей групп раннего возраста на тему «Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей»

В связи  с новыми  Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования встает  вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольн...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов по теме: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативно...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Выступление на ГМО воспитателей групп раннего возраста

Опыт решения нестандартных педагогических ситуаций, которые время от времени возникают в группе....

Выступление на методическом объединении групп раннего возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД №7»152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон №1, д. 10.   Выступление на Методическом объединении групп ран...