Выступление на методическом объединении групп раннего возраста
презентация по развитию речи на тему

Есырева Анна Анатольевна

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №7»

152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон №1, д. 10.

 

 

 

Выступление на Методическом объединении групп раннего возраста

 

Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

 

 

 

                                                            Подготовила:

                                                           Воспитатель

                                                             Есырева А.А.

 

 

 

 

Ростов

Выступление на МО групп раннего возраста

   Воспитатель – Есырева  Анна  Анатольевна

Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

  - Доброе утро уважаемые коллеги.

 -Я очень рада Вас сегодня видеть на МО.

-Меня зовут Есырева Анна Анатольевна.

- Я работаю в МДОУ  «Детский сад № 7».

 -     Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать практическое использование пальчиковых игр с детьми раннего возраста  для развития их  речевой активности.

-  Так же в конце практикума, Вы можете познакомиться с пособиями по данной теме, которые представлены на выставке.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. От  уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

       Все вы знаете в ФГОС ДО   «Речевое развитие» выделено  в отдельную образовательную область неслучайно.

Речевое развитие является важным направлением многоаспектного целостного процесса развития дошкольников.

Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырем основным видам речевой деятельности.

 Основные задачи развития речи - обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, звуковой культуры речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста.

Практика и результаты педагогической диагностики  нашего МДОУ    показывают увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. В группах раннего и младшего возраста всё чаще появляются дети с малой речевой активностью  что, безусловно, отрицательно может повлиять на общее развитие ребенка, и его мышление.

 Передо мной встала задача, как  активизировать речь детей раннего возраста. И такой способ я нашла.

В своей работе стала использовать оптимальное и  эффективное средство -  пальчиковые игры, т.е. развитие мелкой пальцевой моторики.

 Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

О чём и сказал В. А. Сухомлинский: "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев".

 Работу по развитию мелкой пальцевой моторики осуществляю в совместной деятельности с детьми раннего возраста.

На мой взгляд, систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, дает свои положительные результаты: дети становятся более активными в общении, заряжаются положительными эмоциями; с радостью повторяют движения и слова.

- А сейчас поговорим о том, как я использую пальчиковую гимнастику в работе с детьми раннего возраста.

 Работая, с детьми  раннего возраста,   ставлю следующие задачи:

- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

- сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной;

- подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;

- повысить интерес дошкольников к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

 Реализация данных задач начинается с так называемой пальчиковой гимнастики, т.е. с    игр по тренировки пальчиков, которую  провожу  по возможности на каждом занятии.

В своей работе я использую следующие виды пальчиковых игр:

 1.     Пальчиковые игры с предметами: Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Это  игры с использованием: массажных мячей, карандашей, прищепок и т.д.

- катать карандаш между ладонями обеих рук - от кончиков пальцев до основанияладони;

- катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой;

- поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.

- сортировка мелких предметов (бусин, горошин, зёрен и т.д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим);

- сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно;

- растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльнуюсторону);

- перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками);

- складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую;

- бумажные колпачки и крышки от бутылок (можно стучать тихо-громко, шуршать, катать, скрипеть)

- «рисование» картин крупой.

       - игры с бумагой способствуют развитию устойчивости зрительного внимания, воображения, а также активизируют работу пальцев: «Закопай игрушку в сугроб» , «Обрывание бумаги», «Выгладим платочек для мамы и для дочки»; лепка из пластилина.

 2. Активные игры со стихотворным сопровождением: Это игры, которые  побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они  запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками, как в свободное время, так и на прогулке.

 3.     Игры манипуляции: Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр. «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка».

 4.     Пальчиковые игры на основе сказок: такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психо эмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, массаж фаланг пальцев руки также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

 5.     Пальчиковые игры на основе самомассажа: в данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть орехи, массажные мячи, карандаши и т.д. Упражнения с поролоновыми губками: «бантик», «лягушка», «бабочка».

-  А сейчас уважаемые коллеги, предлагаю вам попробовать практическое  использование  данных видов игр.

 

ПРАКТИКУМ

    

По данной теме я работаю недавно, но уже заметила  положительную динамику  в речевом развитии детей раннего возраста. Исходя, из моих наблюдений дети активно повторяют движения, стараются повторить текст потешек, небольшого  стихотворения,  с большим интересом слушают меня, заряжаются положительными эмоциями во время пальчиковых игр.

 

 

В работе с детьми по использованию пальчиковых  игр хочется дать Вам несколько советов:

 1.  Подбирайте игры, которые малышу окажутся по силам.

Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте крохе ставить пальчики как положено. Если снова не выходит – упростите игру, проработайте каждый этап отдельно.

       2.  Сопровождайте игры стихами и потешками.

Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте кроху повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

  3.  В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков малыша (все вместе или поочередно).

 Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).

  4.  Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти!

  5.  Играйте часто, но понемногу.

 Для эффективного использования пальчиковых игр, рекомендую  сделать   картотеку,  с учетом возрастных особенностей детей, которая будет  включать  в себя все пособия, игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Данная картотека с играми представлена на выставке.

 

   Считаю, что  данные игры и советы окажут положительное воздействие на речевое развитие  детей раннего возраста.

- Своё выступление я хотела бы закончить небольшим стихотворением.

 

«Две руки»

 

Нам две руки природою даны,

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает.

А что же остается у того,

Кто не жалеет в жизни ничего?

В его руках богатство остается,

Оно любовью к ближнему зовется.

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №7»

152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон №1, д. 10.

Выступление на Методическом объединении групп раннего возраста

Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

                                                            Подготовила:

                                                           Воспитатель

                                                             Есырева А.А.

Ростов

Выступление на МО групп раннего возраста

   Воспитатель – Есырева  Анна  Анатольевна

Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

  - Доброе утро уважаемые коллеги.

 -Я очень рада Вас сегодня видеть на МО.

-Меня зовут Есырева Анна Анатольевна.

- Я работаю в МДОУ  «Детский сад № 7».

 -     Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать практическое использование пальчиковых игр с детьми раннего возраста  для развития их  речевой активности.

-  Так же в конце практикума, Вы можете познакомиться с пособиями по данной теме, которые представлены на выставке.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. От  уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

       Все вы знаете в ФГОС ДО   «Речевое развитие» выделено  в отдельную образовательную область неслучайно.

Речевое развитие является важным направлением многоаспектного целостного процесса развития дошкольников.

Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырем основным видам речевой деятельности.

 Основные задачи развития речи - обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, звуковой культуры речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста.

Практика и результаты педагогической диагностики  нашего МДОУ    показывают увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. В группах раннего и младшего возраста всё чаще появляются дети с малой речевой активностью  что, безусловно, отрицательно может повлиять на общее развитие ребенка, и его мышление.

 Передо мной встала задача, как  активизировать речь детей раннего возраста. И такой способ я нашла.

В своей работе стала использовать оптимальное и  эффективное средство -  пальчиковые игры, т.е. развитие мелкой пальцевой моторики.

 Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

О чём и сказал В. А. Сухомлинский: "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев".

 Работу по развитию мелкой пальцевой моторики осуществляю в совместной деятельности с детьми раннего возраста.

На мой взгляд, систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, дает свои положительные результаты: дети становятся более активными в общении, заряжаются положительными эмоциями; с радостью повторяют движения и слова.

- А сейчас поговорим о том, как я использую пальчиковую гимнастику в работе с детьми раннего возраста.

 Работая, с детьми  раннего возраста,   ставлю следующие задачи:

- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

- сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной;

- подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;

- повысить интерес дошкольников к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

 Реализация данных задач начинается с так называемой пальчиковой гимнастики, т.е. с    игр по тренировки пальчиков, которую  провожу  по возможности на каждом занятии.

В своей работе я использую следующие виды пальчиковых игр:

 1.        Пальчиковые игры с предметами: Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Это  игры с использованием: массажных мячей, карандашей, прищепок и т.д.

- катать карандаш между ладонями обеих рук - от кончиков пальцев до основанияладони;

- катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой;

- поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.

- сортировка мелких предметов (бусин, горошин, зёрен и т.д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим);

- сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно;

- растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльнуюсторону);

- перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками);

- складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую;

- бумажные колпачки и крышки от бутылок (можно стучать тихо-громко, шуршать, катать, скрипеть)

- «рисование» картин крупой.

       - игры с бумагой способствуют развитию устойчивости зрительного внимания, воображения, а также активизируют работу пальцев: «Закопай игрушку в сугроб» , «Обрывание бумаги», «Выгладим платочек для мамы и для дочки»; лепка из пластилина.

 2. Активные игры со стихотворным сопровождением: Это игры, которые  побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они  запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками, как в свободное время, так и на прогулке.

 3.        Игры манипуляции: Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр. «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка».

 4.        Пальчиковые игры на основе сказок: такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психо эмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, массаж фаланг пальцев руки также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

 5.        Пальчиковые игры на основе самомассажа: в данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть орехи, массажные мячи, карандаши и т.д. Упражнения с поролоновыми губками: «бантик», «лягушка», «бабочка».

-  А сейчас уважаемые коллеги, предлагаю вам попробовать практическое  использование  данных видов игр.

ПРАКТИКУМ

     

По данной теме я работаю недавно, но уже заметила  положительную динамику  в речевом развитии детей раннего возраста. Исходя, из моих наблюдений дети активно повторяют движения, стараются повторить текст потешек, небольшого  стихотворения,  с большим интересом слушают меня, заряжаются положительными эмоциями во время пальчиковых игр.

В работе с детьми по использованию пальчиковых  игр хочется дать Вам несколько советов:

 1.  Подбирайте игры, которые малышу окажутся по силам. 

Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте крохе ставить пальчики как положено. Если снова не выходит – упростите игру, проработайте каждый этап отдельно.

       2.  Сопровождайте игры стихами и потешками. 

Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте кроху повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

  3.  В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков малыша (все вместе или поочередно).

 Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).

  4.  Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти!

  5.  Играйте часто, но понемногу. 

 Для эффективного использования пальчиковых игр, рекомендую  сделать   картотеку,  с учетом возрастных особенностей детей, которая будет  включать  в себя все пособия, игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Данная картотека с играми представлена на выставке.

   Считаю, что  данные игры и советы окажут положительное воздействие на речевое развитие  детей раннего возраста.

- Своё выступление я хотела бы закончить небольшим стихотворением.

«Две руки»

Нам две руки природою даны,

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает.

А что же остается у того,

Кто не жалеет в жизни ничего?

В его руках богатство остается,

Оно любовью к ближнему зовется.

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ГМО воспитателей групп раннего возраста

Опыт решения нестандартных педагогических ситуаций, которые время от времени возникают в группе....

«Использование тактильно - сенсорных пособий в образовательной деятельности для развития моторных функций и когнитивных способностей дошкольников» (мастер – класс для педагогов городского методического объединения групп раннего и дошкольного возрастов)

Актуальность: развитие мелкой моторики и сенсорных представлений остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, в том  числе детей с ОВЗ, оп...

"Методическое объединение воспитателей раннего возраста и молодых специалистов"

Познакомить молодых специалистов с понятиями "Адаптация" "Адаптационный период" . Разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей. Дать проктические рекомендациив...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №35   ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Развитие познавате...

Городское методическое объединение групп раннего возраста.

quot;Комплексный подход к образованию детей раннего возраста"...