Краткосрочные музыкальные проекты с детьми младшего дошкольного возраста.
проект (младшая группа) на тему

Ищенко Жанна Генриховна

Консультация для педагогов, в которой раскрываются этапы подготовки проектов, указываются примерные темы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Подготовила:

музыкальный руководитель

МБДОУ № 30 г.Павлово

Ищенко Ж.Г.

2017 г.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Общеизвестно, что успешное освоение детьми содержания программы во многом зависит не только от ее качества, но также и от профессионализма педагогов, продумывающих эффективность  педагогических методов воспитания и обучения детей.

В настоящее время в дошкольных учреждениях   широко используется проектный  метод  обучения. Проектный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Проектный метод предусматривает субъектные партнерские взаимодействия детей и педагогов, реализуемые на фоне благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта каждого ребенка.

        Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности  в младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

        Переход  педагогов  на  проектный метод  деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:

−частичная интеграция;

−полная интеграция;

  • метод проектов:

−форма организации образовательного пространства;

−метод развития творческого познавательного мышления.

        Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Задачи обучения:

  • пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  • приобщать детей к процессу познания;
  • формировать различные представления;
  • привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  • формирование эмоциональной заинтересованности;
  • знакомство с предметами и действиями с ними;
  • развитие мышления и воображения;
  • речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  • осознание поставленной цели;
  • овладение различными способами решения поставленных задач;
  • способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  • поиск различных средств достижения цели.

Физическое развитие:

  • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
  • формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Малыши-крепыши»);

социальное развитие:

  • формирование способов общения (индивидуальные семейные проекты «Домашние любимцы», «Мои игрушки»);

познавательное развитие:

  • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
  • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач

эстетическое развитие:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
  • овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир музыкальной сказки», «Здравствуй, песенка!», ролево-игровые проекты «Мои любимые игрушки»).

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для совместного выполнения ребёнка с родителями.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.

Так как ведущим видом деятельности дошкольников (особенно младших) является игра, то, начиная уже  с этого возраста, используются творческие проекты: и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Музыка в сказке»,  «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мои любимые игрушки»;
  • групповые: «Сказки о дружбе»,  «Весёлые пальчики»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Домашние любимцы», «Секреты бабушкиного сундука»,«Мамины колыбельные»;
  • исследовательские: «Мир звуков».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).

Этапы

проекта        

Деятельность педагога        

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап        

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап        

9. Подготовка к презентации.

10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

В процессе создания музыкальных проектов необходимо учитывать особенности нервно-психического и музыкального развития детей.

 Напомним, что сначала малыши лишь слушают (воспринимает) музыку, а на этой основе в дальнейшем будут пытаться петь, танцевать.

В этом возрасте у детей интенсивно формируются основы личности ребенка. Развиваются такие сложные нравственные чувства, как любовь к близким, доброе отношение к животным, растениям, стремление быть хорошим, добрым. Поэтому дети с удовольствием слушают музыку, связанную по содержанию с его родным домом: с образами любимых мамы, папы, бабушки, дедушки, домашних животных, игрушек, с природным окружением; продолжает развиваться музыкальное восприятие. Внимание становится все более произвольным, поэтому дети могут слушать музыкальное произведение (непродолжительное) до конца.  

Воспринимая с удовольствием яркий конкретный образ музыкального произведения, большинство детей так же ярко проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку.

Дети имеют большое желание петь знакомые песни, осваивать новые. Подражая взрослым,  достаточно легко осваивают протяжное звуковедение, могут слитно петь короткие фразы (два-три слова). Не только различают, но и воспроизводят низкие и высоки звуки нефиксированной высоты. Но в силу психологических возможностей они не могут следить за чистотой певческой интонации, поэтому поют мелодию в основном неверно.

 В танцах и играх младшие дошкольники способны проявлять эмоциональную отзывчивость, адекватную характеру музыки (веселый или грустный), различает контраст в музыке. Они могут:

  • менять движения в связи со сменой разнохарактерной музыки,
  • довольно ритмично выполняют такие основные движения, как ходьба, бег, а также несложные танцевальные движения,
  • с большим удовольствием самостоятельно выполняют движения в танцах, играх под пение взрослого,
  • с радостью включается в свободные пляски, как правило, выполняя однотипные движения.
  • им нравятся игры и танцы с простым конкретным сюжетом, дети способны выполнять игровые роли.

Малышей привлекает звучание детских музыкальных инструментов и игрушек.  Их привлекает звучание таких детских музыкальных инструментов, как дудочка, барабан, бубен, металлофон, а также различная тембровая окраска самодельных звучащих игрушек.

Дети  довольно легко различают не только тембровую окраску звучания знакомых инструментов, но и динамику их звучания (тихое и громкое) и особенности темпа (быстрый и медленный); он пытается воспроизводить их, лучше передает быстрый темп.

В этом возрасте можно наблюдать развитие инструментальной импровизации — малыши с удовольствием пытаются импровизировать на различных музыкальных инструментах и игрушках. Они с интересом обследуют музыкальные инструменты: изучают пластинки, кнопки и т. д., проявляя большой интерес к их устройству и внешнему виду.

Тематика блока

Название проекта

Продукт совместной деятельности

Семья

«Я и моя семья»

Оформление голосовых открыток (на СD дисках с пожеланиями добра и счастья детям на каждый день, создание фотоальбома со страничками о семье ребёнка и текстом любимой песенки.

«Домашние любимцы»

Кукольные спектакли родителей.

Развлечение «В Жучка к нам пришла», «В гостях у кошки».

«Секреты бабушкиного сундука»

Создание «волшебного сундучка» с игрушками (народных промыслов) – свистульки, дудочки, матрёшки и т.д.

Дидактические игры: «Найди такой же» (звучание инструментов), «Чья песенка»(голоса животных, звуки природы).

Выставка музыкальных семейных реликвий.

«Мамины колыбельные»

Альбом рисунков и картинок с текстами колыбельных. Создание фонотеки для слушания колыбельных в режимных моментах.

«Я в мире людей»

Проекты

1) «Мои друзья»

2) «У нас в Нескучном саду»

3) «Сказки о дружбе»

        

Музыкально-театральные этюды, альбом фотоколлажей.

Проект «Наш раздник». Выпуск стенгазеты.

Сбор детской  фонотеки с музыкальными сказками.

«Мир вокруг нас»

«Зимняя сказка»

«Времена года»

«Мир животных и птиц»

Картотека новогодних и зимних песенок.

Пополнение музыкальной зоны: атрибутами к танцам: осенние листочки, султанчики-дождинки, снежинки, цветочки и т.д.; картотека схем для моделирования танцевальных композиций; фонотека с сезонной музыкой (тематические песенки, классическая музыка).

Танцевальные миниатюры.

Музыкально-образные этюды. Обновление театральной зоны элементами костюмов животных и птиц.

Выставка рисунков «Наши четвероногие друзья», «Крылатые друзья».

Вечер загадок «Такие разные голоса».

«Ты и твоё здоровье»

«Малыши-крепыши»

Дневник «Я расту»

 Мини проект«Утро  здорового дня» (встреча с Айболитом, ритмическая гимнастика)

 Сочинение сказок, стихов, театральных этюдов.

«Как фрукты и овощи о своей пользе спорили?»

Досуг с родителями «Будь здоров» (знакомство с игровыми упражнениями под музыку)

  1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.
  2. Не расстраивайтесь, если пение, движения ребенка далеки от совершенства: системное количественное наполнение показателей обязательно перейдет в качественный рост.
  3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных – значит, задачей взрослого является устранение нежелательного «тормоза».
  4. Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, но не забывайте помогать ребенку в понимании прослушиваемой музыки (ее содержания, характера). Дайте ребенку «путеводную нить» к сопереживанию: помогите малышу отыскать в душе и своем жизненном опыте – в памяти – те чувства и переживания, которые уже были когда-то испытаны им самим и которые созвучны характеру и содержанию прослушиваемой музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста".

Раскрыты цели и задачи, этапы подготовки и реализации проекта. Значение в развитии детей....

Опыт работы с музыкально-одарёнными детьми раннего возраста

Иллюстрация опыта работы с музыкально-одарёнными детьми раннего возраста....

Описание опыта работы с музыкально-одарёнными детьми раннего возраста

Краткое описание основных теоретических аспектов работы с одарёнными детьми...

"Работа с музыкально одаренными детьми дошкольного возраста"

Методические рекомендации для музыкальных руководителей по работе с одарёнными детьми по музыкально-художественной деятельности...

Психологические особенности восприятия музыкального фольклора детьми дошкольного возраста

Развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в не...

Краткосрочный проект с детьми раннего возраста 1.6 - 2 лет "Веселый огород"

Краткосрочный проект с детьми раннего возраста 1.6 - 2 лет "Веселый огород"Наш веселый огород Автор работы:  Осташова Ирина НиколаевнаРуководитель проекта:  Осташова Ирина Ник...

Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?

Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...