Описание опыта работы с музыкально-одарёнными детьми раннего возраста
методическая разработка по музыке (младшая группа) на тему
Краткое описание основных теоретических аспектов работы с одарёнными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi.docx | 28.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Опыт работы
музыкального руководителя
МБДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида» города Пикалёво
Глуховой Анны Евгеньевны.
«Работа с музыкально - одарёнными детьми раннего возраста».
Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов. Но работа с музыкально-одарёнными детьми раннего возраста, на мой взгляд, ещё недостаточно подробно изучена и подлежит более внимательному и детальному изучению.
Наш детский сад посещают дети в возрасте с одного года до трёх лет. Всего 4 группы детей раннего возраста. Этот период детства – наиболее сложный для определения одарённости, так как малыши еще только осваивают мир вокруг, не умеют разговаривать, малоподвижны в силу физиологических признаков данного возраста. Педагогу, а именно музыкальному руководителю нужно обладать достаточным опытом работы и навыками психологического наблюдения для определения будущих талантов.
12 лет я работала с детьми дошкольного возраста от года до семи лет, но вот уже на протяжении пяти лет занимаюсь с детьми только раннего возраста, что даёт мне возможность более глубоко изучать проблему работы с музыкально-одарёнными детьми на начальном этапе.
Обратившись к научным источникам, хочется отметить следующие моменты.
В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение и воспитание часто сводятся к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
В дошкольных образовательных учреждениях в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, у которых есть трудности в обучении. Детей же, имеющих высокие показатели в развитии – умственном, физическом, художественном, – обычно ставят просто в пример другим детям и индивидуально не развивают у них способности, поэтому со временем эти способности угасают, и развитие таких детей затормаживается.
К.Роджерс, специалист в области развития творчества, отмечает: “Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с разнообразным материалом, строят домики из песка, разбирают игрушки; для них не существует правильной и неправильной работы с красками и рисунком, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя”.
Педагоги нашего детского сада, наблюдая за детьми, пришли к выводу, что на развитие творческих способностей ребёнка оказывают влияние наследственность, специально организованное обучение, собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от умственной деятельности, окружающий социум (родители, педагоги, дети).
Исходя из этого, педагогическую работу необходимо выстраивать таким образом, чтобы своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, родителей, музыкального руководителя.
Итак, как же нам определить будущих «звёздочек»? Во-первых, конечно, же, самый главный метод – это наблюдение за ребенком: то, насколько ритмично он двигается под музыку и эмоционально реагирует на музыку.
Определившись с детьми, имеющие, на мой взгляд, предпосылки музыкальной одарённости, я составляю примерный индивидуальный маршрут, в который включаю индивидуальные занятия с выбранными детьми. Такие занятия проходят в виде игр, не утомляющих ребенка и позволяющих им не потерять интерес к деятельности. Основным помощников в данной работе является воспитатель. И, несомненно, что в работе с одарёнными детьми важными союзниками остаётся родители (законные представители) ребёнка. В своих беседах, консультациях с ними у нас есть возможность как можно лучше изучить индивидуальные особенности детей, а также получить возможность закреплять свою работу в семье. Многие родители запрашивают тексты песен, описание движений танца, чтобы повторять их с малышами дома.
К сожалению, ранний возраст – не самый удачный в плане участия в конкурсах и демонстрации достижений, так как я уже ссылалась на особенности этого периода детства. Тем не менее, мы принимали участие в конкурсе «С любовью к мамам», отправляя видео танца и песни в исполнении моих маленьких воспитанников. Но самым значимым для нас стало участие в районном методическом объединении музыкальных руководителей «Весёлые нотки», где мои дети 2, 5 лет исполняли песни «Бобик» и «Мама» в присутствии многочисленных незнакомых взрослых.
Так как я являюсь руководителем РМО музыкальных руководителей БМР, у меня есть возможность общаться со всеми педагогами - музыкальными руководителями района, и нашего города, в частности, у которых я интересуюсь дальнейшим развитием своих воспитанников. Приятно получать положительные отзывы о маленьких талантах.
В любом случае, никакого универсального плана и метода работы с музыкально-одарёнными детьми, мною не разработано. Пять лет, с одной стороны, достаточный промежуток времени, в то же время, чем больше изучаешь данное направление работы, тем шире становятся границы изучаемой темы. Вот некоторые положения теории, на что я опираюсь в своей работе.
Способности к музыке начинают проявляться рано. К двум-трем годам “музыкальные” дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить.
Подражание – это уже ступенька к творчеству. Дальнейшее его развитие приведет к первым попыткам (в пять-шесть лет) придумать что-то свое. Возможно, это будет незатейливая мелодия или простенькая песенка. Но, так или иначе, появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одаренности ребенка.
Исполнительские и творческие способности могут проявляться у детей по-разному, в зависимости от наличия природных задатков, развития основных музыкальных способностей. У одних обнаруживается способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества.
Создавая программу обучения одарённых детей, следует учесть цель и принципы.
Цель - создание условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
В основу программы положены следующие принципы:
- Системность занятий.
- Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.
- Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой.
- Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.
- Креативность и эмоциональность педагога.
- Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т.д.)
- Преемственность в работе с другими специалистами.
- Связь с семьей.
Проблемой научного оформления данной работы является непосредственное измерение её результатов. Дети два года посещают наше учреждение. С одного года до двух лет, исключая период адаптации, сложно диагностировать и фиксировать конкретные достижения. К концу второго года обучения задача упрощается, и нам даётся небольшой промежуток времени, когда можно демонстрировать плоды труда. Значительная часть времени уходит на адаптацию, наблюдение и выявление одарённых детей.
В любом случае я считаю свою работу значимой: получив основы музыкального развития в раннем детстве, детям легче осваивать музыкальное искусство в дальнейшем, раскрывая свои таланты.
Приложение № 1.
Пример плана работы
по выявлению талантливых, одарённых воспитанников.
Направления работы | мероприятия | сроки |
Работа педагогического коллектива по определению способностей одаренного ребенка |
| До 30.10.2017 |
| До 10.11.2017 | |
Наименование мероприятий по плану работы ДОУ | ( В соответствии с планом учреждения) | ( в соответствии с графиком) |
Форма поощрения одаренных детей |
| |
| ||
Индивидуальная помощь психолога (в какой форме) | ||
Работа ДОУ с родителями одаренных детей (в какой форме) | Консультации, беседы, интернет-ресурсы | По запросу |
Приложение № 2.
Работа с музыкально-одарёнными детьми.
Форма работы | Цели и задачи | Виды деятельности |
Музыкальные занятия | -создание условий для оптимального развития детей; -развитие музыкальных способностей детей с различным уровнем одаренности; -расширять диапазон чистого интонирования. | -проблемно-развивающее обучение; -индивидуальная работа; -проектно-исследовательская работа; -игровые технологии; -информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (презентации), задания творческого характера. |
Сезонные развлечения | -развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора; -развитие навыков, получаемых на предыдущих занятиях, -добиваться выразительности исполнения песен и танцев | Музыкальные развлечения |
Работа с родителями | -вовлекать родителей в эффективное взаимодействие с их ребенком; -установление и развитие отношений сотрудничества родителей с ребенком | -консультации для родителей; -индивидуальная беседа; -открытые занятия; -совместные праздники. |
Приложение № 3.
Работа с детьми, имеющими низкий уровень музыкального развития.
Формы работы | Цели и задачи | Виды деятельности |
Музыкальные занятия | -раскрывать музыкальные способности ребенка, формирование уверенности в своих силах и в достижении успеха . | Ведение рабочей тетради наблюдения за деятельностью, сотрудничество с воспитателем, зам.зав. по УВР. |
Индивидуальная работа | -помочь детям подняться над своим переживанием и страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими, индивидуальный подход в обучении пению, музыкально-ритмическим движениям и игре на музыкальных инструментах | Индивидуальные занятия, различные виды музыкальной деятельности. |
Работа с родителями | -вовлекать родителей в совместную музыкально-творческую деятельность; -создавать музыкально-эмоциональную атмосферу дома (слушание классической музыки, игра на детских музыкальных инструментах). | -участие родителей в праздниках; -изготовление костюмов, атрибутов; -консультации для родителей и индивидуальные беседы с музыкальным руководителем по вопросам музыкального воспитания детей раннего возраста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы: "Музыкально-театрализованная деятельность детей раннего возраста"
Организация театрализованной деятельности в группе раннего возраста...
презентация"опыта работы по речевому развитию детей раннего возраста"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3682775","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"368278...
Описание опыта работы по теме: Обучение детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах.
Материал содержит Описание опыта работы и Приложения....
Сообщение из опыта работы «Развитие музыкальной одарённости воспитанников в условии реализации ФГОС ДО».
Воспитание и развитие одарённых и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей социальной жизни. . Это макс...
Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"
Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...
Презентация из опыта работы "LEGO – конструирование с детьми раннего возраста"
Детское конструирование – это создание разных конструкций из строительных материалов и детских конструкторов. Игры с использованием конструкторов можно проводить и с детьми раннего возраста, нач...
Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Нетрадиционные техники работы по аппликации с детьми раннего возраста».
Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, предполагающий создание сюжетов из бумаги, ткани, природных материалов, приклеенных на плотную подложку из картона, бумаги, иногда из фанеры.Ка...