Психологические особенности восприятия музыкального фольклора детьми дошкольного возраста
статья

Тимонова Екатерина Владимировна

Развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней. Психология восприятия фольклора несет в себе особую чуткость в восприятии нравственности, эстетики, элементы народной мудрости.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_no2f.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Психологические особенности восприятия музыкального

фольклора детьми дошкольного возраста

Аннотация

Развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней. Психология восприятия фольклора несет в себе особую чуткость в восприятии нравственности, эстетики, элементы народной мудрости.

Ключевые слова

Восприятие, фольклор, развитие, ребенок.

Дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др. Чем раньше ребенка начинают воспитывать и обучать, тем быстрее и эффективнее осуществляется его психическое развитие. 

Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Восприятие ребенка тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию. Особое значение в жизни дошкольника имеют ролевые игры, в которых он познает законы общения, социальные отношения, характеры и  социальные роли людей [5].

Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, прибаутках, пестушках, припевках, закличках; формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

Детский фольклор - это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему.  Потешки всегда удовлетворяли потребность ребенка в движениях - почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди - это язык эмоционального общения. Взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.  Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т.д.), а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок [2].

Поскольку в дошкольном детстве идет перманентное изменение всех психических процессов, то психологи Л. С. Выготский [3], Б. М. Теплов, отмечают, что  фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.  Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе [2].

Г. С. Виноградов отмечает, что  фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.  Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей. Произведения устного и музыкального фольклора имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они способствуют развитию образного мышления, обогащают речь дошкольников, развивают музыкальный слух, формируют художественный вкус ребенка, воспитывают любовь к русскому народному творчеству, всесторонне развивает личность ребенка [4].

Л. С. Выготский отмечает, что использование в повседневной жизни потешек, приговорок, закличек раскрывают возможности детского голоса. Сила голоса, его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность помогает дошкольнику легче справиться с поставленными перед ним задачами. Здесь ведется работа над точным интонирование с музыкальным сопровождением и без него. Развиваются первоначальные творческие проявления детей в пении, умение находить ласковые интонации в пении [5].

Н. А. Ветлугина акцентирует внимание на том, что цель считалок, дразнилок, частушек - использование их в игровой деятельности, развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логические ударения в музыкальных фразах все это позволяет более эмоционально и выразительно исполнять ту или иную песню. Различные виды народных игр широко используются педагогами ДОУ в продуктивной деятельности, при оздоровительных мероприятиях, при закаливании и т. д. [5].

М. Н. Мельников отмечает, что на современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора - повернуться лицом к народной музыке. Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Детские впечатления неизгладимы. Именно фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, развивает его образное мышление. Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. В фольклоре традиционны не только стиль и форма, но и содержание, система образов, сам принцип отражения окружающей жизни. До сих пор некоторые фольклорные традиции живут и развиваются, особенно в ряде регионов в сельской местности, хотя и не столь широко, как в прошлые века; иные традиции претерпели качественные изменения в силу изменения социальных условий жизни русского народа. Фольклор - это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями. Необходимо тонкое проникновение в саму сущность фольклорного материала, в глубинные слои народного художественного мышления [2].

С точки зрения В. П. Аникина многие фольклорные жанры заключают в себе не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию детей. Игровые формы занятий естественно требуют специально оборудованных помещений: чистых, просторных классов (без парт) или аудиторий, где можно свободно «разыгрывать» пьесы и сказки, «плясать» песни, «плести веночки», «водить хороводы» без ущерба для здоровья детей, наоборот, развивая у них мускулатуру, координацию движений, пластику, моторику, умение двигаться под музыку. Многие считалки, прибаутки развивают дыхание, способствуют развитию дикции, формируют через слово, сказки, присказки, поговорки национальный характер мышления ребенка. Эти формы работы основаны на соединении принципов народной педагогики и того лучшего, что создано русской музыкальной школой прошлого и настоящего [1].

Таким образом, главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – заинтересовать народной музыкой, начиная с самого раннего возраста, когда закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Психология восприятия фольклора несет в себе особую чуткость в восприятии нравственности, эстетики, элементы народной мудрости. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений.

Список используемой литературы

  1. Кудрявцев, В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание.- 2015.- №7.- С.41-44.
  2. Кольцова, М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках // М.И. Кольцова/ Дошкольное воспитание.- 2015.- №7.- С.41-44.
  3. Кононова, С.А. Концепция развития образования РФ до 2020 года // Вестник образования. - 2016. - № 4. - С. 10 - 25.
  4. Метлов, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду : спец.курс/ Н.А.Метлов.– М.: Просвещение.- 2009.– 354с.
  5. Мельников, М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики/ М.Н. Мельников.- Новосибирск, Просвещение, 2014.- 158 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности восприятия природы детьми дошкольного возраста в экологическом воспитании»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11690681","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 200px; height: 30px;"}}]]Восприятие природы детьми дошкольного возраста,...

Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...

Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...

Статья "Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста"

В статье раскрываются возрастные особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста.За основу  взяты материалы учебников по психологии для студентов: Немова Р.С., Мухиной В.С., Маклакова ...

Особенности восприятия мира детьми дошкольного возраста

Представленный материал поможет родителям понять, как воспитывать, обучать и развивать своего кроху, исходя из представления о том, как малыш получает информацию, анализирует и использует полученные д...