Рабочая программа педагога дополнительного образования (образовательная область «Познавательное развитие» - формирование представлений о природе ближайшего окружения, ее особенностях)
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста «Познавательное развитие» разработана на основе парциальной программы Рыжовой Н.А «Наш дом - природа» и на основе примерной образовательной программы «Истоки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pdo_-_ekolog.doc | 192.5 КБ |
perspektivnyy_plan_raboty_s_roditelyami_po_ekologii.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 70 «Центр развития ребенка Светлячок» г.Белгорода
приложение №4
Принята в содержании Образовательной
программы МБДОУ д/с № 70
Педагогическим советом
Протокол №1 от 27.08.2015 г.
Приказ от 27.08.2015г. № 125
Рабочая программа
Педагога дополнительного образования
(образовательная область «Познавательное развитие» - формирование представлений о природе ближайшего окружения, ее особенностях)
Белгород 2015
Содержание
1.Пояснительная записка.
1.1.Характеристика особенностей развития детей.
1.2. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения программы.
2.Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие»:
- 5-6 лет.
- 6-7 лет.
3.Схема непосредственно-образовательной деятельности.
4.Комплексно-тематическое планирование.
5.Перспективные план взаимодействия с родителями.
6. Развивающая предметно-пространственная среда.
6.1.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
6.2. Модель развивающей предметно-пространственной среды.
Приложение (перспективное планирование).
- Пояснительная записка.
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста «Познавательное развитие» разработана на основе парциальной программы Рыжовой Н.А «Наш дом - природа» и на основе примерной образовательной программы «Истоки».
Данная программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом. Поскольку экология – это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью.
Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.
В настоящее время перед ДОУ поставлена задача – предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции. К таким формам относятся совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.
1.1. Характеристики особенностей развития детей
Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. К 5 годам у ребенка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и отношение к ней, что может служить основой для экологического образования в старшем возрасте.
Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.
В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе.
Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий - эколого-географических, национально – культурных – и ориентирует педагога на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. Дошкольники приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Дети 5-7 лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения. Именно по отношению к 5-7 летним детям можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. Доказано, что в 5-7 лет у ребенка происходит переход к мышлению общими представлениями, развивается способность сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения. Появляется способность к логическому мышлению
Таким образом, в 5-6 лет наблюдается переход познания детей на более высокую ступень. С точки зрения экологического обучения это означает, что дети старшего дошкольного возраста способны осознавать некоторые взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, классифицировать определенные объекты, вычленять существенные признаки тех или иных объектов природы, делать обобщения, выводы. В то же время одним из мотивов, поддерживающих интерес к экологическому образованию, является познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды.
Как уже указывалось, для ребенка-дошкольника характерно целостное восприятие мира. Он еще не выделяет себя из окружающего и не знает, что принадлежит ему (психическое, субъективное), а что — нет (объекты природы). Это качество с возрастом теряется, поэтому особенно важно использовать его в целях экологического образования (принцип целостности отбора содержания, методики). С точки зрения физического развития старший дошкольный возраст характеризуется увеличением координационных и двигательных способностей детей, что значительно расширяет использование активных форм обучения (экскурсии, походы).
Большое внимание в программе уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению опытов, наблюдений, игр и т.д. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятиях. В старшем дошкольном возрасте происходит становление отношений ребенка с другими детьми, взрослыми, с природой, идет его социализация. Крайне важно учесть экологический аспект этого процесса, сформировать у ребенка основы экологически безопасного, грамотного поведения в быту и в природе, умение прогнозировать последствия своих поступков. Поэтому в рабочей программе придается большое значение этому нравственному аспекту.
Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).
Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, здоровья от ее состояния.
1.2. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения программы.
Основная цель рабочей программы – обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Целевые ориентиры:
К концу года дети будут иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля, домашних и диких животных, птицах, Красной книге, природе родного края.
Объяснять экологическую зависимость, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
Устанавливать причинно - следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Давать элементарные выводы и умозаключения. Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
Определять происхождение рукотворных предметов. Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов. • Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
Предполагаемые результаты:
У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). А также:
- будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
- овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. - познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
- сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года, объяснить причины смены времен года.
- узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
- узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
- исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
- узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
- закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых.
- сформируется представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
- будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.
- научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы: все живые организмы имеют равное право на жизнь и в природе все взаимосвязано.
- в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
- многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
Таким образом, у детей сформируется целостный взгляд на природу и
место человека в ней, экологическая грамотность и безопасность поведения
в ней.
2. Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие»
5-6 лет
Образовательные задачи
- Развитие мышления, его знаково-символической функции в процессе разных видов детской деятельности, развитие общих познавательных способностей детей: умения наблюдать, описывать, сравнивать, классифицировать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
- Обогащение представлений детей об объектах окружающего мира профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей; об отдельных процессах производства продуктов питания, одежды, предметов домашнего хозяйства, прикладного искусства и т.п.; о затратах труда и материалов на изготовление необходимых для жизни человека вещей.
- Приобщение детей к прошлому и настоящему своей семьи, своей культуры, а также к явлениям других культур.
- Формирование у детей элементарных представлений о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов, о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания (особенности внешнего вида, поведения животных и среды обитания, связь растений со средой обитания), о взаимосвязи человека и природы.
- Формирование у детей основ экологически грамотного поведения, навыков ресурсосбережения: экономно расходовать воду, бумагу, пластилин, глину, бережно относиться к живой и неживой природе и представлений о переработке отходов и мусора. - Совершенствование умения детей систематизировать (группировать) предметы по 2—3 выделенным признакам: цвету, форме, параметрам величины (высоте, ширине, длине, толщине); выстраивать сериационные ряды из 10 и более предметов с незначительной (до 0,5 см) разницей в величине; вести целостно-расчлененный анализ объектов
- Обучение счету до 10, различению количественного и порядкового счета, определению состава чисел до 5 (включительно) из отдельных единиц и из двух меньших чисел.
- Подведение к пониманию зависимости структуры конструкции от ее практического использования.
6-7 лет
Образовательные задачи
- Развитие символической функции мышления и общих познавательных способностей детей: способность выявлять общее и различное, обобщать, прослеживать закономерности, классифицировать предметы по разным признакам (внешним и функциональным); устанавливать простые связи между явлениями и предметами, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них.
- Формирование основ патриотизма — любви к своей семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам; уважительного отношения к ее символике — флагу.
- Развитие и обогащение представлений детей о целостности природы Земли и о взаимосвязях ее компонентов: живых организмов между собой и с различными средами в ближайшем окружении и в других природных зонах (животные и растения тундры, тайги, степи, пустыни и т.п.); о приспособленности животных и растений к разным условиям местообитания; о круговоротах в природе.
- Формирование системы ценностей, основанной на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы; бережного отношения к живой и неживой природе, воспитание навыков ресурсосбережения (беречь воду, свет, продукты)
- Расширение представлений о профессиях взрослых и стремление ценить его общественную значимость, беречь результаты труда, включаться в совместные с взрослыми трудовые действия
- Совершенствование умений применить эталоны в качестве меры конкретных
- Развитие умения анализировать условия функционирования будущей конструкции и на основе этого создавать образ конструкции; умения создавать варианты одного и того же объекта в соответствии с постепенно усложняющимися условиями.
- Подведение к пониманию отношений между числами, образованию чисел второго десятка, знакомству с цифрами и некоторыми математическими знаками, измерению с помощью условной мерки; овладение ориентировкой в пространстве и времени.
3. Сетка непосредственно-образовательной деятельности (Приложение 1)
4. Комплексно-тематическое планирование по формированию представлений о природе ближайшего окружения, ее особенностях (Приложение 2)
5. Перспективный план взаимодействия с родителями
Успешная реализация рабочей программы для детей старшего дошкольного возраста «Познавательное развитие» невозможна без тесного сотрудничества с семьей как постепенный и непрерывный процесс.
Целью взаимодействия с родителями по экологическому воспитанию является повышение экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека экологически грамотного.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.
В своей работе с родителями дошкольников в рамках рабочей программы будут использоваться традиционные и нетрадиционные формы общения, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
- Проведение развлекательных мероприятий, викторин экологической тематики
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
Перспективный план взаимодействия с родителями для старшей и подготовительной группы (Приложение 3)
- Развивающая предметно-пространственная среда
Развивающая среда детства — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Базисные компоненты развивающей среды обеспечивают разнообразие детской занятости по интересам, а также обладают релаксирующим воздействием на личность ребенка. Напротив, пустое и однообразное по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды. Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.
В рамках рабочей программы развивающая предметно-пространственная среда должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм);
- предпочтение объектам природы перед искусственными предметами;
- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
- формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).
Деятельность по осуществлению рабочей программы «Познавательное развитие» на территории детского сада проводится по различным направлениям:
- организация музыкальной деятельности, усиливающая эмоциональное восприятие ребенком природы;
- подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе), в том числе для сопровождения экологических игр.
- использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки, живопись, глиняные игрушки).
- закрепление материалов экологического воспитания в процессе рисования, аппликации, лепки;
- изготовление наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам.
- подбор художественных произведений к экологической тематике;
- изготовление поделок, коллажей, макетов из природного и бросового материала.
- изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных знаков.
- формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту через поручения, совместные действия и задания, как в группах, так и на территории
- реализация проектов для формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира).
- знакомство с миром профессий, связанных с экологией (наблюдение, рассматривание альбомов, иллюстраций).
- подготовка и проведение образовательной деятельности с детьми в центре природы группы, мини-лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке.
- участие в подготовке и проведении экологических праздников детского сада, инсценировок, спектаклей по сказкам, разыгрывание народных песен, потешек, имитация повадок животных.
- дидактические игры, пальчиковый, кукольный театр на закрепление экологических понятий.
- чтение с обсуждением произведения.
- экологические акции и десант.
- наблюдения и работа на экологической тропе на территории ДОУ
- подборка наглядных пособий (например, календари погоды и природы, географические карты, коллекции природных и искусственных материалов),
- включение современных средств обучения – мультимедийные презентации экологического содержания, видеофильмы (включая мультфильмы).
Таким образом, будет создано развивающее пространство, которое позволяет стимулировать у детей познавательные способности.
6.2 Модель развивающей предметно-пространственной среды по программе «Познавательное развитие» по формированию представлений о природе ближайшего окружения, ее особенностях
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды.
В таблице перечислены функциональные роли различных элементов развивающей предметной среды и их использование для проведения разнообразных занятий.
Элементы РППС | Функциональная роль | Формы и методы работы |
Экологический кабинет | Обучающая, релаксационная | Экологические занятия, игры, самостоятельные игры в уголке природы |
Лаборатория | Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие | Проведение исследований, экспериментирование, наблюдения |
Живой уголок | Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам |
|
Зимний сад | Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами | Самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения |
Библиотека | Познавательная, формирование интереса к чтению | Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждений прочитанного, проведение конкурсов |
Экологическая тропинка | Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой | Проведение комплексных занятий, учитывающих сенсорное развитие ребенка, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, исследовательская работа |
Огород, сад | Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения | Уход за растениями, наблюдения, сбор и использование экологически чистого урожая, знакомство с правилами экологической безопасности |
Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты) | Познавательная, эстетическая, игровая, развитие эмоциональной сферы | Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок, которые будут использоваться для экскурсий, игр, проведения фольклорных праздников |
Музей, картинная галерея | Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая | Экскурсии в местные музеи, галереи, изучение картин с пейзажами, создание музеев и мини-музеев в ДОУ |
Изостудия (художественная студия), дизайн-студия | Эколого-эстетическая, эмоциональная | Интегрированные (эколого-эстетические) занятия, изготовление костюмов, декораций для праздников (в том числе из бросового материала), игр, иллюстрации к художественным произведениям и детским сказкам |
Театральная студия | Эстетическая, развитие фантазии, речи, актерских данных через участие в экологических постановках | Экологические инсценировки, спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания, театр кукол, сделанных из бросового материала |
Музыкальный зал | Эколого-эстетическая | Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий, связанных с темой природы |
Физкультурный зал | Оздоровление, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие | Подвижные игры, упражнения-перевоплощения в растения и животных, эстафеты, эколого-оздоровительные прогулки |
Бассейн | Оздоровительная, игровая, познавательная | Занятия (преимущественно по блоку "Вода", "Животные"), экологические праздники |
Коридоры, холлы | Познавательная, развивающая, эстетическая | Создание отдельных уголков, ландшафтных пейзажей, фольклорных элементов, мини-планетариев, картинных галерей, оформление информации о программе и т.п. |
Компьютерный класс (или отдельные компьютеры) | Развитие интеллектуальных способностей, навыки работы на компьютерах, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач | Компьютерные игры экологического содержания для дошкольников, прослушивание записей звуков природы |
Уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные) | Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы | Самостоятельные исследования, игры, общение с живыми организмами и уход за ними, тематические выставки детских работ |
Фитобар | Оздоровительная, познавательная, релаксационная | Ознакомление с растениями в процессе лечебных процедур |
Все вышеописанные элементы могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологическая комната, уголок природы (зимний сад), лаборатория и уголки в группах. Такой комплекс повысит эффективность экологического образования. Рассмотрим отдельные элементы экологического комплекса.
Экологический кабинет
Экологический кабинет (кабинет экологии, комната природы, комната друзей природы, экологическая гостиная) - относительно новый элемент развивающей предметной среды. Кабинет экологии создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении.
Кабинет подразделяется на ряд функциональных зон.
Зона обучения должна быть хорошо освещена, и поэтому под нее, как правило, выделяется часть комнаты у окон. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями.
Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка (очень часто коллекционные материалы педагоги размещают на уровне восприятия взрослого, а не ребенка). При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:
Доступность объектов для сбора. Коллекции детского сада должны включать, прежде всего, образцы, которые могут собрать сами дошкольники и их родители, - камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т.п.
Разнообразие. В зоне коллекции в той или иной степени представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы.
Краеведческий аспект. В коллекциях должны быть представлены природные объекты местности, где располагается дошкольное учреждение. Это позволит воспитателю использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций. Местный материал составляет основу, базовое ядро коллекций.
Страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материала, привозимого дошкольниками и их родителями из различных регионов нашей страны и других стран, которые они посещают во время различных путешествий, отдыха. Любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для начала разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, то есть способствовать формированию основ глобального мышления.
Природоохранный аспект. Его реализация способствует формированию у дошкольников основ экологического мышления. Это важно и с точки зрения биоэтики. Не нужно включать в состав объектов коллекции бабочек, жуков, собранных и засушенных детьми и родителями. С точки зрения формирования у ребенка бережного, уважительного, эмоционального отношения к природе и восприятия себя как ее части важно воспитание именно на объектах ближайшего окружения. Кроме того, сухие образцы гербария, как правило, не всегда способствуют формированию у ребенка правильных представлений о растениях. Таким образом, в рамках рабочей программы лучше начинать знакомить детей с деревьями, травами, животными непосредственно в природе, а для закрепления материала использовать хорошие рисунки, фотографии, видеофильмы, слайды.
Безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка - как с точки зрения различных механических повреждений (например, у камней не должно быть острых кромок, их острые грани можно обстучать молоточком), так и с точки зрения здоровья (используемые птичьи перья и другие объекты должны быть чистыми, не являться аллергенами и т.п.). Камни, образцы песка, семена, соцветия растений (которые упали на землю) нужно собирать вдали от мест, посещаемых собаками и кошками.
Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Например, зимний сад. Предназначена, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями. В релаксационной зоне могут быть размещены фонтаны, обработанные пеньки, бревна разных размеров, служащие в качестве стульев и столов.
Зона библиотеки - уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания (экологические журналы "Свирель", "Свирелька", "Детский сад"). В уголке не рекомендуется располагать методические пособия для педагогов, как это иногда делается. Всю педагогическую литературу лучше размещать в методическом кабинете. В зоне библиотеки могут находиться куклы - сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы.
На стенах экологической комнаты вывешиваются физико-географическая (не политическая!) карта мира, России, региона, картосхемы экологических тропинок, календари природы. В помещении могут выставляться различные макеты, в том числе макет территории ДОУ, объемные календари природы.
Оформление экологической комнаты должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы, экологически неблагоприятные строительные материалы (прежде всего синтетические).
Лаборатория
Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
Оборудование
Бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы для проведения опытов: стаканчики разной степени прозрачности из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого, коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). К подбору оборудования хорошо привлечь детей и родителей. В этом случае сам процесс оформления лаборатории будет иметь воспитательное значение (реализация лозунга "Отходы - в доходы!"). Для демонстраций отдельных опытов педагогом подойдут прозрачные пластмассовые банки для круп. Обязательно нужны лупы. В качестве дополнительного оборудования можно приобрести микроскопы, барометр, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой.
Материалы для работы
В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий).
Особенность проведения занятий в лаборатории
Как уже указывалось, приходя в лабораторию, дети становятся "учеными" и изучают различные природные объекты, явления. Во время проведения опытов они надевают белые халаты, например, из старых мужских рубашек, и получают опознавательные значки, которые прикрепляются на груди. На таком значке, сделанном из бумажного прямоугольника или круга, пишутся фамилия и имя ребенка. Можно разработать соответствующие значки для разных типов исследований: "Исследователи воды" (капелька воды), "Исследователи воздуха" (воздушный шарик).
Уголки в группах
Традиционно в группах дошкольных учреждений создают живые уголки, содержащие комнатные растения и один-два вида животных. В экспериментальных дошкольных учреждениях, работающих по программе «Наш дом – природа», в том числе и нашем детском саду, созданы небольшие комплексы из трех уголков.
1. Экспериментальный уголок. В данном уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Состав материала изменяется в зависимости от темы экологических занятий. Так, во время занятий по блоку "Песок, глина, камни" ребенку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, которые он проводил под руководством педагога в экологическом классе, строить из камней дома и города и т.д. Таким образом, педагог совместно с родителями собирает разнообразный природный материал, который затем в достаточном количестве помещается в экспериментальном уголке. Организация такого уголка дает возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься по каждой теме, так как время коллективного занятия в экологической комнате ограничено, а многие дошкольники выказывают желание продолжить экспериментальную работу.
2. Уголок природы или Зимний сад. В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдений. Как правило, это аквариум, клетка с попугайчиками или золотистый хомячок. Здесь же размещаются книги, иллюстрации, содержащие информацию об этих животных, предметы ухода за ними. Содержание животных и выращивание растений в группах позволяет воспитателю организовывать длительные наблюдения и использовать одни и те же объекты для различных целей. Большое влияние на ребенка оказывает также возможность постоянного общения с живым существом и ухода за ним.
3. Выставочный уголок. Поскольку занятия по программе предполагают, что дети рисуют, лепят, делают аппликации, в группах накапливается большое количество работ. Независимо от качества выполнения работы, в группе выставляются все рисунки, поделки детей, а лучшие выделяются для выставки всего детского сада. Такой подход психологически комфортен и крайне важен для усиления мотивации ребенка, появления у него желания улучшить свою работу. Кроме того, в уголке периодически вывешиваются фотографии детей и родителей во время общения с природой, детей с обитателями живого уголка.
Развивающая предметная среда моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, что является ее базисным признаком и отличает от обычной бытовой предметной среды. Модель такой развивающей предметно-пространственной среды формирует нравственно-ценностное поведение в природе, обогащает экологические представления, развивает эстетическое восприятия природы, закрепляет и обобщает знания, полученные обучающимися в процессе «проживания» в данной модели предметно-пространственной среды. Помогает в приобретении навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и ребенка поведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Принято Утверждаю:
Педагогическим советом № 1 Заведующий МБДОУ д/с № 70
Приказ № 125 от 27.08.2015 ________ С.Н. Шаповалова
Схема непосредственно-образовательной деятельности на 2015 -2016 учебный год педагога дополнительного образования (эколог)
Маховой Натальи Васильевны
Понедельник
8.55 – 9.25 гр.№8
9.35 – 10.05 гр.№8
Вторник
15.45 – 16.15 гр.№ 7-Б
Среда
15.45–16.15 гр.№7-А
16.25–16.50 гр.№5
Четверг
-
Пятница
9.00–9.30 гр.№6
9.40 – 10.10 гр.№6
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Принято Утверждаю:
Педагогическим советом № 1 Заведующий МБДОУ д/с № 70
Приказ № 125 от 27.08.2015 ________ С.Н. Шаповалова
Комплексно-тематическое планирование по формированию представлений о природе ближайшего окружения, ее особенностях
ПДО – эколога Маховой Н.В. на 2015-2016 год.
Старший дошкольный возраст (старшая группа)
Месяц | Тема |
Сентябрь |
Неделя Всемирной Акции «Мы чистим мир» (Очистим планету от мусора) |
Октябрь |
|
Ноябрь |
Экологическая акция «Покормите птиц зимой» |
Декабрь |
Экологическая акция «Елочка – зеленая иголочка» |
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Принято Утверждаю:
Педагогическим советом № 1 Заведующий МБДОУ д/с № 70
Приказ № 125 от 27.08.2015 ________ С.Н. Шаповалова
Комплексно-тематическое планирование по формированию представлений о природе ближайшего окружения, ее особенностях ПДО – эколога Маховой Н.В. на 2015-2016 год. Старший дошкольный возраст (Подготовительная группа)
Месяц | Тема |
Сентябрь |
Неделя Всемирной Акции «Мы чистим мир» (Очистим планету от мусора) |
Октябрь |
|
Ноябрь |
Экологическая акция «Покормите птиц зимой» |
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
Праздник В. Бианки |
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Предварительный просмотр:
Принято Утверждаю:
Педагогическим советом № 1 Заведующий МБДОУ д/с № 70
Приказ № 125 от 27.08.2015 ________ С.Н. Шаповалова
Перспективный план работы взаимодействия с родителями для старшей группы
Месяц | Форма | Задачи | Содержание |
Сентябрь | Анкетирование родителей. Буклет | Выявить уровень экологической культуры родителей. Ознакомление родителей с работой ДОУ по экологическому образованию дошкольников.
| Составление и диагностика анкеты «Экологическое образование в семье». Составление буклета «Экологическое воспитание средствами живой природы»
|
Ноябрь | Экологическая газета Экологическая акция «Покормите птиц зимой» | Расширить представления о роли птиц в природе и в жизни человека. Воспитывать желание Помогать птицам и радоваться результатам совместной деятельности. | Экологическая газета на тему «Помогите птицам зимой». Информация о птицах, живущих в наших лесах. Опрос родителей, как проводить зимнюю подкормку птиц и наблюдения за птицами вместе с детьми. Конкурс среди семей воспитанников на лучшую кормушку для птиц. |
Декабрь | Экологическая акция «Ёлочка - зелёная иголочка» | Вовлекать воспитанников и их родителей в активную природоохранную деятельность. Пропагандировать новые экологические традиции при подготовке и проведении новогодних праздников. | Интервьюирование родителей «С какой елочкой Вы встретите Новый год?»Украшение вместе с родителями растущей живой ели на территории детского сада. |
Февраль | Консультация для родителей домашний «Огород на подоконнике» | Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок Повышение компетентности родителей и укрепление детско-родительских отношений, самореализация. | Размещение консультации для родителей домашний «Огород на подоконнике» Домашнее задание – совместно с ребенком посадить зеленый лук дома. |
Март | Экологическая газета | Напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов (воды не хватает, либо очень низкое качество, вода - является местом обитания множества растений и живых организмов) и как важно напоминать об этом своим детям. | Подготовить информационную экологическую газету для родительского уголка: «Вода – источник жизни!» |
Апрель | Экологическая игра «Знатоки» | Закрепить знания детей о природе родного края. Повысить коммуникативность родителей в процессе игр. | Сценарий экологической игры «Знатоки» |
Май | Консультация для родителей: «Если ребёнок потерялся в лесу» Памятки для родителей «Как вести себя в природе» Выставка семейного рисунка «Дети и природа» | Повышение компетентности родителей в области правильного поведения на природе совместно с детьми | Размещение данных материалов в экологическом уголке группы |
Принято Утверждаю:
Педагогическим советом № 1 Заведующий МБДОУ д/с № 70
Приказ № 125 от 27.08.2015 ________ С.Н. Шаповалова
Перспективный план взаимодействия с родителями для подготовительной группы
Месяц | Форма | Задачи | Содержание |
Сентябрь | Буклет «Куда деть мусор?» | Информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки. А также, как важно не бросать мусор, где попало. | Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Не бросайте мусор, где попало!» |
Октябрь | Родительское собрание «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» | Показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте, раскрыть цель и задачи. Раскрыть возрастные особенности восприятия детьми объектов природы. | 1.Миниатюра «Берегите природу» - выступление детей. 2. «Природа и творчество» выставка рисунков. 3. «Мир фантазии» -выставка работ из бросового материала. |
Ноябрь | Экологическая газета Экологическая акция «Покормите птиц зимой» | Уточнить и расширить Представление родителей и детей о птицах родного края. | Экологическая газета на тему«Помогите птицам». Информация о птицах, живущих в наших лесах. Опрос родителей, как проводить зимнюю подкормку птиц и наблюдения за птицами вместе с детьми. Конкурс среди семей воспитанников на лучшую кормушку для птиц |
Декабрь | Экологическая акция «Ёлочка - зелёная иголочка» | Вовлекать воспитанников и их родителей в активную природоохранную деятельность. Пропагандировать новые экологические традиции при подготовке и проведении новогодних праздников. | Интервьюирование родителей «С какой елочкой Вы встретите Новый год?»Украшение вместе с родителями растущей живой ели на территории детского сада. |
Февраль | Семинар – практикум | Расширить представление родителей о системе оздоровления детей и свойствах некоторых растений. Повысить коммукативность родителей на основе свободного обмена мнениями, семейным опытом. | Провести семинар – практикум «В царстве лекарственных растений» Система оздоровления детей в ДОУ. Лекарственные растения – средство оздоровления человека. |
Апрель | Экологическая игра «Знатоки» | Закрепить знания детей о природе родного края. Повысить коммуникативность родителей в процессе игр. | Сценарий экологической игры «Знатоки» |
Май | Консультация для родителей: «Если ребёнок потерялся в лесу» Памятки для родителей «Как вести себя в природе» Выставка семейного рисунка «Дети и природа» | Повышение компетентности родителей в области правильного поведения на природе совместно с детьми | Размещение данных материалов в экологическом уголке группы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Первые шаги в математику». «Исследуем и экспериментируем. Сенсорное развитие» для дошкольников (3 – 4 лет)
Рабочая программа для детей 2 младшей группы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Ребенок открывает мир природы»
Данная программа направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений, формирование первичных представлений о себе, других людях»
данная рабочая программа разработана для детей 3-4 лет...
Рабочая программа по реализации содержания образовательной области "Познавательное развитие" Образовательный раздел «Ребенок открывает мир природы»
Рабочая программа расчитана на год обучения по темам недель....
Рабочая программа по Окружающему миру. Образовательная область «Познавательное Развитие». Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" -(дети 3-4 года)
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Окружающий мир»...
Рабочая программа по Природному миру. Образовательная область «Познавательное развитие» Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" (дети 3-4 года)
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Природный мир»...
Рабочая программа педагога дополнительного образования Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» «ИЗО деятельность» На 2019 – 2024 учебный год
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 36 ...