работа с родителями в группе для детей с ЗПР
консультация по теме

Болматова Елена Викторовна

описаны формы работы учителя-дефектолога, воспитателей, логопеда и родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami_v_zpr.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 17 «Цветик-семицветик»

Быть другом своих детей значительно труднее,

чем прокормить и одеть их".

Большинство детей с задержкой психического развития воспитывается в семьях, имеющих неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия (конфликтные отношения, некомпетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей, жесткое обращение с ними и т.д.). Характерная для реальных повседневных жизненных ситуаций обстановка нестабильности, тревоги, отсутствия уверенности в завтрашнем дне только усугубляет проблемы семьи и детства. Вместе с тем ученые особо отмечают роль психологического климата в семье для преодоления психической задержки, обеспечения психофизического здоровья ребенка.

Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей; более того, они испытывают чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях. Противоречие между восприятием родителями ребенка как имеющего задержку в своем психическом развитии и предъявлением к нему требований как нормально развивающемуся и является чаще всего причиной неэффективных взаимоотношений между родителями и детьми. Их результат - утрата так необходимых детям этого возраста теплых, защищающих их контактов с самыми близкими людьми, эмоциональная отчужденность детей от родителей, избегание контроля своего поведения со стороны отца и матери.

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние своего  ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников специального детского сада очень непросто.

Необходимо привлекать родителей к сотрудничеству для максимальной помощи ребёнку. Начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы.

Первая группа — это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и оздоровления, коррекции, развития, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя — выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

 Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В условиях специального детского сада для детей с ЗПР перед педагогическим коллективом встают особые задачи взаимодействия с семьёй, т.к. в психолого – педагогической поддержке нуждаются не только дети, но и родители.

Задачи работы ДОУ по взаимодействию с родителями:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для коррекции, развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Содержание работы учитывает трудности в организации взаимодействия с родителями воспитанников. Это предполагает использование принципов взаимодействия с родителями:

1. доброжелательный стиль общения педагогов с родителями,

2. корректность при общении с семьёй,

3. тщательное планирование действий педагогов,

4. индивидуальный подход,

5. сотрудничество, а не наставничество,

6. динамичность.

Рассмотрим направления взаимодействия с семьями воспитанников.

  1. Оказание социально-правовой поддержки семьям воспитанников детского сада. (Обеспечивает администрация и уполномоченное лицо по правам ребенка)
  2. Просветительско – разъяснительная работа с родителями до начала посещения ребёнком детского сада. (Реализуют педагоги и администрация).
  3. Оказание психолого – педагогической поддержки семьям детей, посещающих детский сад:

           - психолого-педагогическое консультирование по заявкам родителей,

 - психолого-педагогическая помощь в проблемных ситуациях.

- пропаганда психолого-педагогических и специальных знаний.

- обучение методам и приёмам оказания коррекционно-педагогической помощи детям. (Реализуют психолог, учителя – дефектологи, логопеды).

В работе со всеми родительскими группами мы активно используем разнообразные формы работы.

Формы взаимодействия с семьёй.

Основные формы организации психолого-педагогической помощи в специальном детском саду – это

  • Коллективные формы взаимодействия;
  • Индивидуальные формы работы с семьёй;
  • Формы наглядного информационного обеспечения.

Коллективные формы взаимодействия.

  1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ два раза в год, в начале, в конце учебного года.

Задачи:

- информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной работы;

- решение организационных вопросов;

- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

  1. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже четырех раз в год и по мере необходимости.

Задачи:

-обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

- сообщение о содержании и формах работы с детьми в семье;

-решение текущих организационных вопросов.

  1. «День открытых дверей». Проводится администрацией ДОУ в октябре и  апреле для родителей детей, поступающих в детский сад в следующем учебном году.

Задача:

- знакомство с учреждением, направлениями и условиями его работы.

- демонстрация динамики развития детей.

  1. Тематические занятия «Клуба заботливых родителей». Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия клуба проводятся специалистами детского сада один раз в месяц.

Формы проведения:

- тематические доклады; мастер-классы, семинары; тренинги; круглые столы и т. д.

5. Проведение детских праздников и досугов, спортивных развлечений.

 Подготовкой и проведением праздников занимаются педагоги учреждения с привлечением родителей.

Задача: поддержание благоприятного микроклимата в группах, включения в этот процесс семьи.

Индивидуальные формы работы с семьёй.

  1. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.

Задачи:

- сбор необходимой информации о ребёнке и его семье;

- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;

- выявление мнения родителей о работе детского сада.

  1. Беседы и консультации специалистов.

Задачи:

- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;

- оказание индивидуальной методической помощи в форме «домашних заданий» и пояснений к ним. 

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

3. «Служба доверия». Работу службы обеспечивает администрация и психолог. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и пожеланиям родителей. (Почта Доверия)

Задача: оперативное реагирование администрации на различные ситуации и предложения.

4.«Родительский час». Проводится учителями-дефектологами и логопедами групп один раз в неделю во второй половине дня.

Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребёнком, разъяснение «домашних заданий».

  1. Приём врача - невролога.

Проводится врачом  во взаимосвязи с логопедами, дефектологами, психологом, медсестрой по массажу.

Задача:

- контроль над здоровьем детей,

- проведение мониторинга оздоровления, коррекции и развития детей .

Формы наглядного информационного обеспечения.

  1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

Задачи:

- информирование родителей об организации и содержании коррекционно – образовательной работы в учреждении;

- пропаганда психолого – педагогических знаний.

2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно – образовательной работы.

Задачи:

- ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности детей;

- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребёнка.

3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Содержание и методы работы подбираются с учётом доступности информации для родителей. Проводятся два раза в год.

Задачи:

- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

- обучение родителей элементам коррекционно – развивающей работы с детьми в домашних условиях.

Нетрадиционные формы:

  • защита семейных проектов,
  • участие родителей в творческих конкурсах,
  • массовых мероприятиях детского сада,
  • выставках родительских работ по изодеятельности,
  • презентация детского сада,
  • "Дни добрых дел" - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно развивающей среды в группе
  • посещение семьи ребенка по запросам социальных служб с целью  изучения семьи, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания,
  • информация о детском саде на сайте в Интернете.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями в группе слабослышащих детей.

Перспективный план работы с родителями в группе для детей с нарушенным слухом....

Использование проектной деятельности в работе с родителями в группе детей с ОВЗ в условиях ФГОС. Проект «Все народы в гости к нам» опыт работы".

Актуальность :Одной из задач определённых федеральным  государственным образовательным стандартомдошкольного образования (ФГОС ДО) в работе с родителями является:... объединения обучения и воспит...

Сообщение из опыта работы "Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения"

В сообщение раскрыт опыт работы воспитателя в сотрудничестве с учителем-дефектологом с родителями детей, имеющих нарушение зрения. Даны рекомендации родителям, как правильно подобрать зрительную нагру...

Сообщение из опыта работы «Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения»

В данном материале публикутся формы работы с родителями с детьми с нарушением зрения...

Годовой план работы с родителями старшей группы (для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Годовой план работы с родителями старшей группы(для детей с тяжелыми нарушениями речи)...

Эссе воспитателя "«Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения»

эссе Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения...

Перспективный план работы с родителями подготовительная группа для детей с ЗПР.

Этот материал поможет воспитателям в дальнейшей работе....