Использование проектной деятельности в работе с родителями в группе детей с ОВЗ в условиях ФГОС. Проект «Все народы в гости к нам» опыт работы".
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Жигула Юлия Геннадьевна

Актуальность :

Одной из задач определённых федеральным  государственным образовательным стандартом

дошкольного образования (ФГОС ДО) в работе с родителями является:

... объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;

…обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Эти задачи успешно решаются в проектной деятельности. В своей группе мы работали над проектом « Все народы в гости к нам»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Академия постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга

 "Использование проектной деятельности в работе с родителями в группе детей с ОВЗ в условиях ФГОС.

Проект «Все народы в гости к нам» опыт работы".

Составила: Жигула Юлия Геннадьевна

Учитель-дефектолог

 ГБДОУ№17

 комбинированного вида

 

Санкт-Петербург 2015

"Использование проектной деятельности в работе с родителями в группе детей с ОВЗ в условиях ФГОС. Проект «Все народы в гости к нам» опыт работы". 

Актуальность :

Одной из задач определённых федеральным  государственным образовательным стандартом

дошкольного образования (ФГОС ДО) в работе с родителями является:

... объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;

…обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Эти задачи успешно решаются в проектной деятельности. В своей группе мы работали над проектом « Все народы в гости к нам»

  Чтобы научить ребенка общению, нужно много терпения, любви и желания помочь ему разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

 В дошкольном возрасте формируется целостный жизненный опыт ребенка. Он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих.

 Проблема:

В настоящее время дети учатся видеть мир глазами разных людей, понимать, что другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-иному. В современной российской реальности мы постоянно сталкиваемся с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессия, как форма достижения близлежащих целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности. Работа педагогов нашего коллектива за последние несколько лет обозначила необходимость разработки данного проекта, создающего педагогические условия для развития социально-личностных качеств дошкольников.

Объект проектной деятельности: дети дошкольного возраста с ОВЗ 5 лет ,их родители и педагоги группы.

Сроки: долгосрочный

Исходя из поставленной проблемы, можно определить цель проектной педагогической деятельности.

 

Цель:

 Развитие социальной компетентности и коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ

Задачи:

 Воспитание позитивного и конструктивного отношения к собственной личности и другим людям;

Формирование готовности к принятию различий, сочувствию, сопереживанию;

управление собственными эмоциями и эмоциональными состояниями;

 Формирование элементарных знаний о правах человека;

воспитание чувства уважения к другим народам, их традициям; воспитание чувства.

В процессе реализации данного проекта прогнозируется:

приобретение детьми социального опыта, который преобразуется ими в процессе осмысления собственной деятельности в практические навыки.

Овладение  толерантным поведением в обществе, развитие интереса дошкольников к истории родной семьи и страны;

 Повышение уровня информированности родителей о деятельности ГБДОУ по данной теме; Увеличение процента включенности родителей в жизнь детского сада и группы в частности; Расширение творческих способностей педагогов;

Работа педагога при подготовке к проекту: Изучение литературы по теме проекта. Создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр. Подбор материала по разделам проекта. Разработка разделов « Я и мои друзья », « Семья и культура », « Закон и право », « Гражданин великой страны ». Консультации родителям – «Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях» 

 Роль родителей в реализации проекта: Сбор материала, приобретение книг для мини-библиотеки , оформление выставки « Широка страна моя родная », «Необъятная планета», создание презентаций для вечера-досуга «Все страны в гости к нам».

Этапы реализации:

 Подготовительный этап:

1. Подготовка материала по разделам «Я и мои друзья», «Семья и культура», «Закон и право», «Гражданин великой страны».

2. Рассматривание рисунков, фотографий, альбомов, репродукций по темам.

3. Просмотр видеоматериала.

4. Знакомство с литературными произведениями.

Тема «Я и мои друзья»: Л. Толстой «Два товарища», С. Михалков «Песенка друзей»,

Н. Калинина «Разве так играют?» (из книги «Малыши»), К. Ушинский «Вместе тесно, врозь скучно» и т.д.

Тема «Семья и культура»: А.Барто «Вовка – добрая душа», К. Ушинский "Петушок с семьей", Н. Калинина "Как Саша и Алеша пришли в детский сад» и т.д.

Тема «Закон и право»: Русские народные сказки: "Лисица и тетерев" (обр. Л.Н. Толстого), "Колобок", "Теремок", (обр. К. Ушинского) и д.р.

Тема «Гражданин великой страны»: С. Маршак «Мы – военные», А. Барто «Братишки», рассказы М. Пришвина, В. Бианки, Б. Житкова и т.д.

5. Изготовление пособий для дидактических игр:

Тема «Я и мои друзья»: «Угадай настроение», «Изучим правила вежливости», «Добрый день»      Тема «Семья и культура»: «Мама заболела», «Котята»

Тема «Закон и право»: «Права детей среди людей», «Мой дом, моя крепость»

Тема «Гражданин великой страны»: «Где ты живёшь?», «Путешествие по городу»

 6. Использование игр:

Дидактических: «Подумай – отгадай», «Кто больше знает?», «Угадай-ка», «Объясни», «Ответь на вопросы», «Живые картинки», Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений», «Как Буратино стал вежливым» и т.д.

Подвижных: «Клоун  Тяп – Ляп», «Нам не тесно», «Зайчики и лиса», «Менялки» и т.д.     Сюжетно-ролевых: «Наша Маша маленькая», «Моя семья». «Кукла заболела», «В гостях», «Магазин игрушек» и т.д. 

 Основной этап работы:

 1. Проведение мероприятий по темам проекта.

 2. Обыгрывание дидактических и подвижных игр.

 3. Решение игровых ситуаций. 

 Заключительный этап:

 1. Проведение совместно с родителями вечера-досуга «Все народы в гости к нам».

 2. Создание презентации (демонстрация слайдов и доклад «Из опыта работы»)

Программное содержание проекта:

« Я и мои друзья»

Формировать и воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым. Помочь понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость.

 Развивать эмоциональную отзывчивость.

«Семья и культура»

 Уточнить представление детей о семье.

 Приобщить детей к культурному наследию нашего города.

 Познакомить детей с культурой своей страны.

« Закон и право»

 Подвести детей к пониманию того, что все люди – независимо от пола, языка, на котором говорят, места рождения и проживания, религии – рождаются свободными и равными в своих правах.

 Приобщить детей к миру взрослых, рассказать им о взаимосвязи и взаимодействии всего живого на нашей планете;

 познакомить их с Красной книгой, с Конституцией РФ, Декларацией прав ребёнка, Конвенцией о правах ребёнка.

« Гражданин великой страны»

 Вызвать желание больше узнать о России,

 развивать чувство гордости за родную страну,

закреплять знания о символах государства: герб, флаг, гимн; их определением, их изображением, значением;

Методический инструментарий:

Формы: НОД, игры, совместная деятельность ,работа в парах, подгруппами,

 этюды ,работа с дидактическими пособиями, драматизация известных художественных произведений, выставка игрушек.

Методы и приёмы:

Словесные: беседы, чтение художественных произведений, анализ ситуаций, вопросы. Наглядные: презентации; демонстрация наглядных пособий;

Игровые: дидактические игры;  игровые упражнения;

Практические: практические упражнения, выполнение танцевальных упражнений, зарисовки;

Средства: МР-3 проигрыватель, ноутбук, проектор, переносной экран, презентации, листы бумаги, гуашь, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы, художественная литература, иллюстрации по темам проекта, воздушные шары.

Диаграмма приобретенных социально-личностных качеств дошкольников в ходе реализации проекта

Развитие социальной компетенции и коммуникативных навыков у дошкольников Уважительное отношение к языкам, традициям, культуре других народов

Социализация

Уважение права и свободы личности

Национальная терпимость

Высокая нравственность

Практическая значимость проекта

Дети: приобрели социальный опыт, который преобразуется ими в процессе осмысления собственной деятельности в практические навыки. Снизить уровень тревожности, агрессии и страха, повысилась самооценка. Это указывает об эффективности используемых игровых технологи , позволяет детям овладеть навыками толерантного поведения в обществе.

Педагоги: реализация проекта позволит наметить пути дальнейшего совершенствования методов организации и проведения воспитательной работы с дошкольниками с ОВЗ.

Родители: получили возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок,  возможность тесного взаимодействия с педагогами группы для обогащения и повышения компетентности в вопросах развития индивидуальных способностей и коррекции нарушения развития у детей.

Список литературы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;

-Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

-Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах, под общ. Ред. М.Е.Верховиной,  А.Н.Атаровой.- СПб.:КАРО,2014.

Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах).  Учебно-практическое пособие. Майер А.А. – М.: Педагогическое общество России,2014

«Развивайте у дошкольников творчество». Т.Г. Казакова. М.: Просвещение, 1985.

«Детские подвижные игры народов СССР». М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с родителями младшей группы на 2016–2017 г. по ФГОС

Перспективное планирование работы с родителями  младшей группы на 2016–2017 г. по ФГОС...

2021г. Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

                    Актуальность проекта:- утрата связи с традиционными духовно-нравственными ценностями;- превалирование материальных ценносте...

План работы по проектной деятельности С детьми и родителями старшей группы Б «Мечтатели» На 2022-2023 год

Цель проектной деятельности: Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, создавать условия для исследовательской активности детей.Задачи  проектной  деятельности:Развивать мысл...

Опыт работы по теме: "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада"

Зоя АтрощенкоОпыт работы по теме: «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада»Пояснительная записка Наблюдая за детьми иногда можно увидеть, что девочки ...

«Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

laquo;Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»...