Особенности психологической работы с народными сказками.
статья на тему
Особенности психологической работы с народными сказками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_narodnye_skazki.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психологической работы с народными сказками.
Русские народные сказки существуют, пожалуй, столько, сколько существует и сам русский народ. Изначально они непосредственно отражали жизненный опыт, традиции славянских народов, их взгляды на собственное бытие, его смысл и представляли собой текст, который позволял, как бы со стороны, взглянуть на себя в различных ситуациях. Впоследствии обработанные народными сказителями, эти правдивые, но, со временем, становящиеся всё более чудесными, истории передавались из поколения в поколение. Затем, со временем, сказки стали не только запоминать, но и собирать, записывать. Некоторые сказания дошли до нас, практически, в неизменном виде, другие – прошли определённую литературную обработку и стали благодаря этому доступнее и понятнее современному человеку. Однако, став понятнее и доступнее, многие сказки не только постепенно поменяли содержание, персонажей, место действия, но и, иногда, совсем утратили первоначальный смысл и саму возможность его достижения. Одна из ключевых особенностей всех народных сказок – широкая палитра всевозможных метафор, аллегорий, определяющих разнообразие оттенков смысла. Поэтому, важно помнить, что каждая сказка существует далеко не в одном-единственном варианте, и, значит, её толкование никак не может быть однообразно.
Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.
В свою очередь несколько слов надо отдельно сказать о сюжетах сказок.
Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.
Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок "Кто заговорит первый?"
Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок.
Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.
Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Знакомство с жанровыми особенностями сказок. Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация» ...
Особенности восприятия русской народной сказки детьми дошкольного возраста
В статье описывается особенности восприятия русской народной сказки детьми дошкольного возраста. Даны рекомендации родителям....
Особенности психологической работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья в условиях Лекотеки.
Подходы обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья....
Особенности психологической коррекции гиперактивности дошкольников. Картотека игр для работы с гиперактивными детьми
Методика - тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)Цель проведения – диагностика уровня агрессивности и импульсивности по специфическим графическим деталям изображения и описа...
Доклад для педагогов «Психологическое обоснование использования народных игр с музыкальным сопровождением в работе с детьми дошкольного возраста»
Муниципальный уровень, городской семинар-практикум «Использование современных и народных игр с музыкальным сопровождением в работе с детьми дошкольного возраста», МАДОУ детский сад №10 &la...
Особенности психологического сопровождения детей-инвалидов. Работа педагога-психолога с детьми с ДЦП в общеобразовательной школе
Разнообразные двигательные, перцептивные, аффективные и речевые расстройства, как правило сложные, лишь иногда изолированные, требуют комплексной медико-психолого-педагогической коррекции. Одним из ва...
Презентация использования кейс-технологии в работе с народной сказкой. выступление на Городском МО
Презентация использования кейс-технологии в работе с народной сказкой была создана для выступления на Городском МО...