Особенности психологического сопровождения детей-инвалидов. Работа педагога-психолога с детьми с ДЦП в общеобразовательной школе
презентация по психологии
Разнообразные двигательные, перцептивные, аффективные и речевые расстройства, как правило сложные, лишь иногда изолированные, требуют комплексной медико-психолого-педагогической коррекции. Одним из важнейших аспектов такой работы является создание условий для полноценного личностного развития детей с ДЦП в ходе реализации мер по психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_psihologicheskogo_soprovozhdeniya_detey-invalidov.ppt | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, способствующее социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, профессиональной ориентации в будущем. Дети, имеющие статус инвалида , нуждаются в особой заботе, общество обязано предоставить им условия не только для лечения, но и для успешной социальной адаптации, полноценного развития, обучения, получения образования. Данные права провозглашены Конвенцией о правах ребёнка, закреплены Конституцией РФ.
Детский церебральный паралич это непрогрессирующее заболевание, однако оно может давать осложнения в виде контрактур и различных деформаций. По сути детский церебральный паралич - даже не болезнь, а состояние, при котором нормальное развитие ребенка чрезвычайно затруднено. Особенностью психического развития при детских церебральных параличах является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, диспропорциональность в формировании отдельных, главным образом высших корковых функций, ускоренное развитие одних, несформированность, отставание других.
С особенностями патогенеза связана и особая структура интеллектуальной недостаточности — диссоциация между относительно удовлетворительным уровнем развития абстрактного мышления и недоразвитием функций пространственного анализа и синтеза, праксиса, счетных способностей и других высших корковых функций, имеющих значение для формирования интеллектуальной деятельности и развития школьных навыков (Е. И. Кириченко, 1965; Е. М. Мастюкова, 1974; С. С. Калижнюк и др., 1975).
Неврологи выделяют три основные формы детского церебрального паралича: спастическую, для которой характерен постоянный повышенный тонус отдельных групп мышц - чаще всего сгибателей; гиперкинетическую, или атетоидную, когда тонус в сгибателях и разгибателях непрерывно меняется, из-за чего появляются резкие непроизвольные движения туловища и конечностей, мешающие ребенку ходить и сохранять равновесие, астеническо-астатическую. При этой форме заболевания тонус все х групп мышц бывает понижен, что также мешает удерживать равновесие и нормально двигаться. Бывают случаи, когда астеническо-астатическая форма переходит в атетоидную.
У детей с церебральными параличами резко затормаживается общее развитие двигательных функций Н арушены движения конечностей и всех частей тела в результате спазмов мускулатуры (параличей), наблюдаются гиперкинезы (непроизвольные беспорядочные движения конечностей и оральной мускулатуры). Тяжесть двигательных нарушений у детей с ДЦП различна. Большинство из них передвигается затрудненной, плохо координированной походкой, многие используют при этом костыли и трости, некоторые беспомощны без коляски.
Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при детском церебральном параличе затрудняют общение этих детей с окружающими, отрицательно влияют на все их развитие, способствуют формированию негативных черт характера, появлению поведенческих нарушений, формированию острого чувства неполноценности.
У детей с церебральным параличом наблюдаются недостаточные активность, подвижность, яркость эмоциональности. Свойственные детям с церебральным параличом пугливость, повышенная тормозимость в незнакомых условиях надолго фиксируются у них, что существенно отражается и на процессе обучения. Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.
Часто церебральные параличи сочетаются с другими отклонениями в развитии снижение слуха, речевые расстройства, представляющие собой различной выраженности нарушения произношения вследствие ограниченной подвижности артикуляционного аппарата (дизартрии), задержка формирования отдельных психических функций. Выраженность двигательного нарушения у ребенка не соотносится с выраженностью отклонений в его умственном развитии.
Разнообразные двигательные, перцептивные, когнитивные, аффективные и речевые расстройства, как правило, сложные, иногда изолированные, требуют комплексной медико-психолого-педагогической коррекции. Одним из важнейших аспектов такой работы является создание условий для полноценного личностного развития детей с ограниченными возможностями движений в ходе реализации мер по психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации
Первое направление : Работа со специалистами Организация специальной образовательной и коррекционно-развивающей среды; Просветительская деятельность, взаимодействие с родителями; Профессиональное самосовершенствование
Второе направление: Работа непосредственно с семьей ребенка с ДЦП Психолого-социальная диагностика проблем семьи и психолого-социальная помощь родителям (по результатам диагностики); Повышение уровня психолого-педагогической подготовки родителей к работе с ребенком. Активное обучение родителей.
Третье направление: Работа с ребенком Психолого-педагогическая диагностика ребенка; Разработка индивидуальных программ образовательной деятельности ребенка; Коррекционно-развивающая работа по направлениям деятельности.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми-инвалидами ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей. Задачами взаимодействия психолога с детьми-инвалидами (ДЦП) становятся снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания; преодоление пассивности; формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчужденности и формирование коммуникативных навыков.
Процесс психокоррекции должен проходить в ходе того вида деятельности, который доступен ребенку. Психолог в процессе коррекции должен ориентироваться не только на уровень актуального развития ребенка, но и на его потенциальные возможности. Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести эмоционального неблагополучия ребенка.
При работе с детьми с ДЦП 1. Педагог-психолог должен хорошо отдавать себе отчет в своей деятельности. 2. Не испытывать жалости к детям и не фальшивить им. 3. Время занятия не более 20 (30) минут для одного ребенка или группы детей. 4. Вариативность требова- ний к ребенку. 5. Гуманность и естествен- ность в отношении с детьми. 6. Самостоятельность детей во время занятий.
Направления и задачи психологической коррекции нарушений познавательной деятельности ( по И.И. Мамайчук) Содержание блока Психокоррекционные задачи и приемы Мотивационный Неумение ребенка: выделить, осознать и принять цели действия Формирование познавательных мотивов: — Стимулирование активности ребенка на занятии; — анализ типа семейного воспитания (при доминантном типе снижается познавательная активность у ребенка). Приемы: — создание игровых учебных ситуаций; — дидактические и развивающие игры Операционно-регуляторный Неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию Обучение ребенка планированию деятельности во времени. Предварительная организация ориентировки ребенка в задании. Предварительный анализ с ребенком используемых средств деятельности Прием: обучение ребенка продуктивным видам деятельности: (конструирование, рисование, лепка, моделирование) Блок контроля Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы Обучение контролю по результатам деятельности. Обучение контролю по способу деятельности. Обучение контролю по ходу выполнения деятельности. Приемы: — дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; — обучение конструированию и рисованию по моделям
Спектр эмоциональных нарушений у детей и подростков с различными формами ДЦП чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые неврозоподобные нарушения и психопатоподобные нарушения на фоне органического поражения ЦНС, эмоциональные расстройства в связи с наличием физического дефекта, воспитанием по типу гиперопеки или ранней социальной депривацией. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Необходимо учитывать имеющуюся у большинства детей эмоциональную лабильность, неуравновешенность и склонность к истероидным или депрессивным реакциям. Чувство собственной ущербности и дефектности способствует быстрому формированию «комплекса неполноценности», что в свою очередь, приводит к неосознанной защитной реакции ухода личности на более низкий, инфантильный уровень с резким заострением эгоцентрических черт. У детей экстравертированных, с возбудимым типом психической деятельности это проявляется в усилении раздражительности, озлобленности, истероидности, требовании повышенного внимания к себе со стороны окружающих. У интравертов же с чертами тормозимого круга происходит усиление психоастенических и депрессивных проявлений с идеями самоуничижения, ущербности и нежелания жить.
Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. К основным относятся методы, которые являются базисными: это игротерапия, арттерапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенная тренировка, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы психокоррекции, направленные на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов.
При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо исходить из специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребенка при внутриличностном конфликте целесообразно использовать игровые и психоаналитические методы психокоррекции, методы семейной психокоррекции; при преобладании межличностных конфликтов используются групповая психокоррекция, направленная на оптимизацию межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.
Направлениями психолого-педагогической коррекции также являются: воздействие на систему отношений личности ребенка с целью формирования адекватного отношения к окружающим, к себе, к учебе, к труду воздействие на мотивационную сферу личности с целью повышения ее подвижности и пластичности, переориентации личностных установок на достижение реальных, доступных целей формирования четкой ближайшей и отдаленной жизненной перспективы, и также развития и укрепления общепринятых морально-этических норм поведения в социальной среде.
Поскольку потребности и установки личности во многом зависят от ее шкалы ценностей, важной задачей является вывести на первое место в этой шкале те ценности, которые бы способствовали ориентации личности ребенка на достижение реальных, доступных для него целей (например, учебы, приобретение профессии, занятия любимым и полезным делом, решение какой-либо творческой задачи и т.п.) и формированию адекватного уровня притязания.
Таким образом, сложность и неординарность нарушений двигательной сферы и центральной нервной системы, наличие сочетанных форм с отклонениями в высшей психической деятельности, интеллекте, речи, сенсорном развитии, — обуславливают необходимость создания разных моделей психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей с ДЦП
Спасибо за внимание! Литература Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", — 2001 - 272 с. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития – М., 2008. -223с. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003. – 408с. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – Спб. – 2000.416с. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии – М., 2007. - 318с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Работа педагога-психолога с заикающимися детьми возможностями арт-терапии"
Обощен опыт работы с заикающимися детьми. Показаны формы, принципы работы как с детьми, так и с родителями, возможности педагога-психолога и результаты....
Особенности использования интерактивного стола в работе педагога-психолога в ДОО
Особенности использования интерактивного стола в работе педагога-психолога в ДОО Мы уже давно осознали, что функционирование современной системы образования без внедрения информационных технологи...
Психологическая акция - нетрадиционная форма работы педагога-психолога в ДОУ.
Основная цель проводимых в детском саду акций - создание благоприятного психологического климата. Данный материал посвящен организации акций в ДОУ....
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В УСЛОВИЯХСЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ...
Статья "Особенности работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ДЦП"
В статье отражены особенности работы педагога-психолога с детьми с ДЦП...
СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА. РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Статья будет полезна как педагогам-психологам, так и педагогам ДОУ...