«Знакомство с жанровыми особенностями сказок. Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_lisa_i_kozyol.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
НОД по познавательно-речевому развитию
в старшей группе
«Знакомство с жанровыми особенностями сказок.
Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл»
Е. К. Савельева, воспитатель,
МБДОУ детский сад №32 «Оленёнок», г. Мурманск
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,
«Чтение художественной литературы», «Социализация»
Цель: развивать навыки творческого рассказывания.
Образовательные:
- учить понимать замысел сказки и формулировать мотивированную оценку персонажам, их взаимоотношениям;
- закреплять представления о структуре текста (начало, середина, конец), умение озаглавить части;
- учить детей пересказывать сказку с опорой на схему, точно воспроизводя реплики главных героев.
Развивающие:
- развивать умение отвечать на вопросы и задавать их самому;
- подвести к пониманию значения фразеологизмов, образных выражений, слов характеризующих движения героев;
- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Воспитательные:
- воспитывать у детей артистизм, творческое воображение и умение передавать интонации героев сказки;
- воспитывать умение слушать рассказы других детей.
Оборудование: текст русской народной сказки «Лиса и козёл», схемы №1, №2, №3; картинка козла; модель сказки.
Ход деятельности:
- Ребята, интересно, что мы с вами знаем о сказках?
Предлагаю каждому из вас задать какой-нибудь вопрос на эту тему, а отвечать будет тот, кто знает ответ. Договорились? Начну я:
- Друзья мои, знаете ли вы, что такое сказка? (какое-то приключение, волшебство, необычная история)
Ребёнок: Елена Константиновна, какая ваша любимая сказка?
Ребёнок: Данил, какую сказку о животных ты знаешь?
Ребёнок: Саша, скажи, в какой сказке есть лиса? («Колобок», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и рак», «Кот, петух и лиса»)
Ребёнок: В каких сказках встречаются такие герои: коза, козёл, козлёнок? («Волк и семеро козлят», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Зимовье зверей», «Храбрый баран»)
Ребёнок: Кто сочиняет сказки? (сказочники, писатели)
- Я добавлю, что сказки могут сочинять и дети. Кроме сказок люди пишут рассказы, повести, романы; сочиняют стихи; придумывают загадки и пословицы.
- Послушайте, что я вам расскажу: «За деревьями, за кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло. Пробежало. Нет дыма, нет пожара»
- Ребята, что я вам рассказала?
- Чем загадка отличается от сказки?
- О ком была эта загадка?
- Как вы догадались? С чем сравнивают лису в ней?
- А вот ещё одна загадка, послушайте её: «Серый, а не волк» (схема №1); «С рогами, а не баран» (схема №2); «С бородой, но не дед» (схема №3)
- Кого я загадала? (картинка-отгадка)
- Послушайте литературное произведение «Лиса и козёл»
- Что я вам рассказала: сказку или рассказ?
- Почему вы так думаете? Что сказочного в этой истории?
- О каких качествах эта сказка?
- Как бы вы изобразили глупого козла?
Пантомимический этюд «Глупость» (дети постукивают кулаком по лбу, подставляют пальчики-рожки к голове, «ме-е-кают»)
- Как вы покажете хитрость лисы?
Пантомимический этюд «Хитрость» (дети прищуривают глаза, делают повороты туловища, движения руками, как «лапками»)
- Молодцы, ребята, вы настоящие актёры!
- Как вы думаете, почему лиса оказалась в яме? А козёл?
- Каким голосом просила лиса спрыгнуть козла в колодец и почему?
- Каким тоном разговаривала лиса с козлом в колоде и почему?
- Послушайте, какое интересное слово – «горюет». Как можно сказать иначе?
- Браниться, а по-другому…На ворон зазеваться, это значит….Насилу найти….
- Воду замутить, как это понять?
- Вспомните, лиса сказала: «хорошая вода», значит какая…?
- В сказке говорится: «Лиса вскочила на спину козлу». Почему же вскочила, а не залезла?
- Какой вам показалась лиса в сказке? Что вы можете сказать про козла, какой он?
- Как ласково называл козёл лису?
- Я предлагаю вам опять поиграть. Пантомимические этюды:
«Злость» - наш персонаж сердится (руки скрещены, нахмурены брови, голова наклонена вниз). Кто это может быть?
«Радость» - наш персонаж радуется (улыбаемся, покачиваем головой, выполняем «пружинку», вращаем туловищем). Это …?
«Горе» - наш персонаж горюет (подставляем ладошки к щекам, прикрываем глаза, приподнимаем плечи, покачиваем головой). Какой это может быть герой? Молодцы!
- Ребята, чему может научить сказка?
- Я думаю можно сказать так: «Век живи, век учись»
- Чтобы пересказать сказку, нужно чётко знать, что происходило в начале, середине и конце. Сегодня нам поможет схема с фигурами (модель сказки)
- Какого цвета шерсть у лисы? Верно. Она пушистая и рыжая, поэтому её обозначим оранжевым кругом.
- Какого цвета козёл? На какую фигуру похожа его голова? Пусть это будет серый треугольник.
- Я предлагаю хозяина обозначить прямоугольником с линией, так как он высокий и с верёвкой.
- С чего начинается сказка? Придумайте название началу.
- О чём говорится в середине и какое название к ней подходит?
- Чем закончилась история, как назовём конец?
- А теперь попробуйте рассказать сказку по частям с использованием красивых слов, чтобы вас интересно было слушать.
- Представьте, что лиса вернулась домой и рассказывает лисятам, как она обманула козла.
- Кто может представить, как козёл жалуется хозяину на лису и расскажет нам свою сказку.
- Ваши сказки удивительно интересны и необычны, потому что вы рассказывали их по-новому и смогли жестами и мимикой передать характеры героев по-разному. Я предлагаю вам рассказать их дома своим родителям, а сейчас вы можете нарисовать иллюстрации к сказкам или портреты главных героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОО «Речевое развитие» Конспект НОД по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе
Цель: продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту.Задачи:1. закрепить знания о русских народных сказках, где есть героиня – лиса;2. познакомить с новой русской народной сказкой «Л...
Конспект НОД по приобщению к художественной литературе через детскую книжную графику в старшей группе Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» по ролям
Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская областьКонспект НОД по приобщению к ху...
Конспект по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе
Конспект по развитию речи «Пересказ русской народной сказки«Лиса и козёл»в подготовительной группе Цель: Обучение детей пересказыванию сказки близко к тексту.Задачи:1....
«Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе ( по В.В Гербовой)
это конспект по развитию речи в подготовительной группе рекомендуется для работы воспитателям....
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию с элементами музыки и изодеятельности пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл»
Познакомить детей с русской народной сказкой "Лиса и козёл"...
Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл». (развитие речи в старшей разновозрастной группе)
Конспект по развитию речи: «Пересказ русской народной сказки«Лиса и козёл» (старшая разновозрастная группа) Цель: продолжать учить детей пересказывать сказку близко к...
Конспект ООД по развитию речи с использованием мнемотаблицы «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе
Цель: продолжать упражнять детей в пересказе сказки близко к тексту.Задачи:1. закрепить знания о русских народных Вспомните слова лисы, покажите голосом, что лиса сердилась.«Эй, борода...