«Знакомство с жанровыми особенностями сказок. Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Савельева Елена Константиновна

 

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация»     

                              

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lisa_i_kozyol.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

НОД по познавательно-речевому развитию

в старшей группе

«Знакомство с жанровыми особенностями сказок.

Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл»

        Е. К. Савельева, воспитатель,

                                                                  МБДОУ детский сад №32 «Оленёнок»,  г. Мурманск 

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,

«Чтение художественной литературы», «Социализация»

Цель: развивать навыки творческого рассказывания.

Образовательные:

- учить понимать замысел сказки и формулировать мотивированную оценку персонажам,  их взаимоотношениям;

- закреплять представления  о структуре текста (начало, середина, конец), умение озаглавить части;

- учить детей пересказывать сказку с опорой на схему, точно воспроизводя реплики главных героев.

Развивающие:

- развивать  умение отвечать на вопросы и задавать их самому;

- подвести к пониманию значения фразеологизмов, образных выражений, слов характеризующих движения героев;

- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Воспитательные:

 - воспитывать у детей артистизм, творческое воображение и умение передавать интонации героев сказки;

- воспитывать умение слушать рассказы других детей.

Оборудование: текст русской народной сказки «Лиса и козёл», схемы №1, №2, №3; картинка козла; модель сказки.

                                     

                                       Ход деятельности:

- Ребята, интересно,  что мы с вами знаем о сказках?

Предлагаю каждому из вас задать какой-нибудь вопрос на эту тему, а отвечать будет тот, кто знает ответ. Договорились? Начну я:

- Друзья мои, знаете ли вы, что такое сказка? (какое-то приключение, волшебство, необычная история)

Ребёнок: Елена Константиновна, какая ваша любимая сказка?

Ребёнок: Данил, какую сказку о животных ты знаешь?

Ребёнок: Саша, скажи, в какой сказке есть лиса? («Колобок», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и рак», «Кот, петух и лиса»)

Ребёнок: В каких сказках встречаются такие герои: коза, козёл, козлёнок? («Волк и семеро козлят», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Зимовье зверей», «Храбрый баран»)

Ребёнок: Кто сочиняет сказки? (сказочники, писатели)

- Я добавлю, что сказки могут сочинять и дети. Кроме сказок люди пишут рассказы, повести, романы; сочиняют стихи; придумывают загадки и пословицы.

- Послушайте, что я вам расскажу: «За деревьями, за кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло. Пробежало. Нет дыма, нет пожара»

- Ребята, что я вам рассказала?

- Чем загадка отличается от сказки?

- О ком была эта загадка?

- Как вы догадались? С чем сравнивают лису в ней?

- А вот ещё одна загадка, послушайте её: «Серый, а не волк» (схема №1); «С рогами, а не баран» (схема №2); «С бородой, но не дед» (схема №3)

- Кого я загадала? (картинка-отгадка)

- Послушайте  литературное произведение «Лиса и козёл»

- Что я вам рассказала: сказку или рассказ?

- Почему вы так думаете? Что сказочного в этой истории?

- О каких качествах эта сказка?

- Как бы вы изобразили глупого козла?

Пантомимический этюд «Глупость» (дети постукивают кулаком по лбу, подставляют пальчики-рожки к голове, «ме-е-кают»)

- Как вы покажете хитрость лисы?

Пантомимический этюд «Хитрость» (дети прищуривают глаза, делают повороты туловища,  движения руками, как «лапками»)

- Молодцы, ребята, вы настоящие актёры!

- Как вы думаете, почему лиса оказалась в яме? А козёл?

- Каким голосом просила лиса спрыгнуть козла в колодец и почему?

- Каким тоном разговаривала лиса с козлом в колоде и почему?

- Послушайте, какое интересное слово – «горюет». Как можно сказать иначе?

- Браниться, а по-другому…На ворон зазеваться, это значит….Насилу найти….

- Воду замутить, как это понять?

- Вспомните, лиса сказала: «хорошая вода», значит какая…?

- В сказке говорится: «Лиса вскочила на спину козлу». Почему же вскочила, а не залезла?

- Какой вам показалась лиса в сказке? Что вы можете сказать про козла, какой он?

- Как ласково называл козёл лису?

- Я предлагаю вам опять поиграть. Пантомимические этюды:

«Злость» - наш персонаж сердится (руки скрещены, нахмурены брови, голова наклонена вниз). Кто это может быть?

«Радость» - наш персонаж радуется  (улыбаемся, покачиваем головой, выполняем  «пружинку»,  вращаем туловищем). Это …?

«Горе» - наш персонаж горюет (подставляем ладошки к щекам, прикрываем глаза, приподнимаем плечи, покачиваем головой). Какой это может быть герой? Молодцы!

- Ребята, чему может научить сказка?

- Я думаю можно сказать так: «Век живи, век учись»

- Чтобы пересказать сказку, нужно чётко знать, что происходило в начале, середине и конце. Сегодня нам поможет схема с фигурами  (модель сказки)

- Какого цвета шерсть у лисы? Верно. Она пушистая и рыжая, поэтому её обозначим оранжевым кругом.

- Какого цвета козёл? На какую фигуру похожа его голова? Пусть это будет серый треугольник.

- Я предлагаю хозяина обозначить прямоугольником с линией, так как он высокий и с верёвкой.

- С чего начинается сказка? Придумайте название началу.

- О чём говорится в середине и какое название к ней подходит?

- Чем закончилась история, как назовём конец?

- А теперь попробуйте рассказать сказку по частям с использованием красивых слов, чтобы вас интересно было слушать.

- Представьте, что лиса вернулась домой и рассказывает лисятам, как она обманула козла.

- Кто может представить, как козёл жалуется хозяину на лису и расскажет нам свою сказку.

- Ваши сказки удивительно интересны и необычны, потому что вы рассказывали их по-новому и смогли жестами и мимикой передать характеры героев по-разному. Я предлагаю вам рассказать их дома своим родителям, а сейчас вы можете нарисовать иллюстрации  к сказкам или портреты главных героев.

                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОО «Речевое развитие» Конспект НОД по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе

Цель: продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту.Задачи:1. закрепить знания о русских народных сказках, где есть героиня – лиса;2. познакомить с новой русской народной сказкой «Л...

Конспект НОД по приобщению к художественной литературе через детскую книжную графику в старшей группе Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» по ролям

Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская областьКонспект НОД по приобщению к ху...

Конспект по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе

Конспект по развитию речи «Пересказ русской народной сказки«Лиса и козёл»в подготовительной группе Цель: Обучение детей пересказыванию сказки близко к тексту.Задачи:1....

«Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе ( по В.В Гербовой)

это конспект по развитию речи в подготовительной группе рекомендуется для работы воспитателям....

Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл». (развитие речи в старшей разновозрастной группе)

Конспект по развитию речи:  «Пересказ русской народной сказки«Лиса и козёл» (старшая разновозрастная группа) Цель: продолжать учить детей пересказывать сказку близко к...

Конспект ООД по развитию речи с использованием мнемотаблицы «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе

Цель: продолжать упражнять детей в пересказе сказки близко к тексту.Задачи:1. закрепить знания о русских народных Вспомните слова лисы, покажите голосом, что лиса сердилась.«Эй, борода...