ИСПОЛЬЗВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа) на тему

Опыт работы с детьми раннего возраста по теме "Использование дифференцированного подхода в психолого-педагогической работе с детьми раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rayonnyy_konkurs_metodicheskih_razrabotok.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

Девиз

«К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды»

Джон Рескин

Тема

ИСПОЛЬЗВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Гусева Татьяна Германовна

Воспитатель МКДОУ ДС КВ №15 «Березка»

Родники 2012г.

                                             

Введение

В последнее время наблюдается тенденция к реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, всесторонний учет способностей, наклонностей и интересов ребенка. Высокие темпы развития детей дошкольного возраста, в том числе и умственного, требуют дифференциации обучения.

Дифференцированный подход к развитию детей  - один из важных принципов дидактики, реализация которого должна преодолеть многие противоречия.

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что осуществление дифференцированного подхода к умственному воспитанию возможно только благодаря своевременному  и точному диагностическому обследованию детей. Благодаря этому становится возможным комплексное развитие интеллекта на всех его уровнях, что позволяет разносторонне воздействовать на умственные способности ребенка.

        Все это и обусловило актуальность темы исследования: «Использование дифференцированный подхода  в психолого-педагогической работе с детьми раннего возраста».

Цель проекта: теоретически установить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность применения  дифференцированного подхода в психолого-педагогической работе с детьми раннего возраста.

В соответствии с целью проекта были определены следующие задачи:

1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Подобрать методики диагностики умственного развития.

3. Выявить уровни умственного развития детей раннего возраста.

4. экспериментальным путем проверить эффективность дифференцированного подхода в психолого-педагогической работе с детьми раннего возраста

Теоретико-методологическая основа исследования: методические и научные исследования личностно-ориентированного обучения  в трудах А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, ВС. Мухиной, А.А. Люблинской и других.

Инновация проведенного исследования состоит в том, что  экспериментально проверена эффективность дифференцированного подхода к умственному воспитанию детей раннего возраста как условия личностно-ориентированного обучения.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты данной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений.

Дифференцированный подход  как проблема психолого-педагогических наук.                                                                                                              

Дифференциация обучения на современном этапе является определяющим  фактором демократизации и гуманизации образования. Использование дифференцированных подходов к обучению предполагает:

  • учет индивидуальных особенностей детей;
  • применение дополнительных заданий;
  • использование вариативных заданий;
  • применение разноуровневых заданий.

Изучение психолого-педагогической литературы позволило принять в качестве рабочего определение, которое рассматривает дифференцированный подход как систему мер (совокупность приемов и форм педагогического воздействия) по изучению, учету и развитию типологических индивидуальных особенностей различных групп детей, обучающихся по единой учебной программе.

         Социальная значимость проблемы дифференцированного подхода усиливается в период гуманизации дошкольного образования. Процесс обучения, воспитания и развития детей строится с позиции деятельностного подхода, следствием которого является дифференцированный подход. Это позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса, в частности создание условий для развития личности ребенка, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям, так как предполагает более полный учет индивидуальных особенностей через вариативную организацию учебного процесса.

Особенности психического развития детей раннего возраста

          Раннее детство - это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.

        Ранний возраст, от одного года до трех лет, требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

         Ранний возраст – это период с года до 3 лет, в это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими, целью которой является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Мышление - наглядно-действенное, основанное на восприятии и действии с предметами. Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм. К концу раннего детства у детей формируются три основных сенсорных эталона - цвета, формы, размера. Общение с взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить познавательное развитие детей.

Первые представления о себе как о личности появляются у детей к концу периода раннего детства. Эмоции и формирующиеся чувства ребенка могут быть подвержены изменениям в случае изменения ситуации. Эмоциональные реакции яркие и связаны с непосредственными желаниями ребенка. К концу периода раннего детства появляются первые признаки негативизма, которые являются симптомами кризиса 3 лет. Общение с взрослым имеет большое значение для развития личности детей раннего возраста.

                Период раннего детства является наиболее благоприятным для развития речи. На процесс развития речи влияют различные факторы, среди которых можно выделить врожденные способности, желание ребенка общаться с окружающими, взаимодействие с матерью, порядковый номер рождения ребенка, наличие речевых нарушений у родственников и медицинские факторы.

                Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет и формирование сенсорных представлений. Выше говорилось о том, что исследования многих ученых (К. Бюлера, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера) показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.

                Итак, главным в психическом развитии детей раннего возраста является то, что все основные новообразования, развитие восприятия, интеллекта, речи связаны с основным видом деятельности.

Диагностика – основа дифференцированного подхода к развитию детей раннего  возраста

В современной детской психологии ставится задача разработки диагностических методов, направленных не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью развития и коррекции обнаружившихся отклонений. Диагностические исследования являются основой для дифференцированного подхода к умственному развитию детей раннего возраста, помогают воспитателю выстраивать педагогический процесс наиболее эффективно, творчески подходить к обучению и воспитанию детей. Используется она как для оценки актуального состояния ребенка, так и для выявления зоны ближайшего развития, которая дает представление о его потенциальных возможностях. Всего нами было подобрано для диагностики 3 методики. Это методика обследования познавательного развития детей раннего возраста Стреблевой Е. А.; методика психолого-педагогической оценки развития предметной деятельности детей 2-3 лет, автор Афонькина Ю. А.; методика психолого-педагогической оценки сенсорного развития детей 2-3 лет того же автора.

Анализ результатов диагностики умственного развития детей раннего возраста представлен в диаграммах (Приложение 1,2).

Первичная диагностика выявила ряд индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, которые необходимо учитывать при использовании дифференцированного подхода в работе с детьми.

Реализация проекта .

Цель формирующего эксперимента: создать условия для осуществления дифференцированного подхода к успешному умственному развитию детей.

Задачи:

1. На основе результатов диагностики осуществить дифференцированный подход к развитию  практических и орудийных действий детей.

2. На основе результатов диагностики осуществить дифференцированный подход к развитию познавательной активности.

3. На основе результатов диагностики реализовать дифференцированный подход в развитии восприятия, речи и мышления.

4. Создать условия для самостоятельной предметной деятельности дошкольников.

У детей третьего года совершенствуется деятельность нервной системы, повышается ее работоспособность. В этом возрасте мы формируем навыки поведения в подвижных играх, при организации непосредственной образовательной деятельности, в общении друг с другом. При помощи развивающих игр способствуем развитию наглядно-действенного мышления и появления элементарных суждений об окружающем; образованию новых форм взаимоотношений между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам игровой деятельности.

С целью развития познавательной активности мы используем дидактический материал. Игры на развитие познавательной сферы ребенка: «Смотри внимательно», «Угадай предмет», «Звери на дорожке» и т. д.

Для совершенствования двигательных навыков применяются подвижные игры, такие как: «Догони мяч», «Рули», «Лошадка», «По тропинке», «Полоса препятствий», «Дрессированные звери».

Для развития речи и мелкой моторики, с помощью педагога, дети могут выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, пальчиковую гимнастику (Приложение №3). (Приложение №4)

Необходимо отметить целесообразность просветительской работы с родителями. Нами были подготовлены и проведены консультации (Приложение №5) и родительское собрание (Приложение №6).

Очень важно правильно организовать развивающую среду и подобрать игрушки, способствующие познавательному развитию ребенка (Приложение №7).

На основе диагностического обследования выделены две подгруппы детей. Одна подгруппа – дети с изначально низким уровнем умственного развития, вторая подгруппа – дети с изначально средним уровнем развития. При проведении НОД учитывались индивидуальные особенности детей, их интересы. Для детей, быстрее других справляющихся с заданием, были предусмотрены дополнительные задания. В целях поддержания интереса у детей с низкой познавательной активностью использовались вариативные задания. При проведении НОД со всей группой применялись разноуровневые задания с учетом «зоны ближайшего развития» каждого ребенка. Пример игр с применением дифференцированного подхода прилагается (Приложение №8).

Наиболее эффективной формой развития познавательных способностей является НОД интегрированного характера (Приложение №9).

 Эффективность дифференцированного подхода

По результатам проведенной развивающей работы мы провели повторное диагностическое обследование, которое выявило положительную динамику. Результаты обследования наглядно отражены в диаграммах.

                       

         

Сравнительный анализ количественных и качественных показателей экспериментальной группы до начала проекта и после его окончания обобщен в гистограммах №1, №2.

         

                 

Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности прохождения программы группы в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому направлению. Исходя из полученных данных,  можно планировать дальнейшую работу.

Вывод:

  1. В результате дифференцированного подхода наблюдается положительная динамика в развитии практических орудийных действий.
  2. Дифференцированный подход на основе диагностики позволил повысить познавательную активность детей раннего возраста.
  3. Реализация дифференцированного подхода дала возможность эффективнее использовать методы и приемы. Способствующие развитию восприятия, речи и мышления.
  4. Учет индивидуальных особенностей позволяет реализовать самостоятельную предметную деятельность детей.

Таким образом, использование дифференцированного подхода психолого-педагогической практике является эффективным условием работы с детьми раннего возраста в дошкольных учреждениях.

Литература

  1. АфонькинаЮ. А. Психолого- педагогическое сопровождение  ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.:АРКТИ, 2010.
  2. Браткова М. В. Пути формирования предметных действий // Дошкольное воспитание. – 2009. -№1.
  3. Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада.  Под ред. Гербовой В.В., Комаровой Т. С.  - М.: Мозаика – Синтез, 2006.
  4. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003.

5.Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Печора К.Л., Пантюхина В.Г., Голубева Л.Г. - М.: Просвещение , 1986.

6. Лебедева С. А. Детская практическая психология. Учебные материалы.  – Шуя:  ШГПУ, 2003.

7. Максимова Т. Г. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. - М., 1985.

8. Монина Г.Б., Ларечина Е.В. Игры  для детей от года до трех лет. – СПб: Речь, 2008.

9. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. – М.:   Педагогика, 1978.

10. ПавловаЛ. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М., 2000.

  1. Печора К.Л., Сотникова В.М. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста. - М., 2001.
  2. Перевозный А. В. Педагогические основы дифференциации современного образования. – Мн.:  Академия,1998.
  3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Стребелева Е. А., Мишина Г. А., Разенкова Ю. А. и др.; под ред Е. А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Серебрякова Н. В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. СПб: КАРО, 2005.
  5. Смирнова Е. Ранний возраст: игры развивающие мышление // Дошкольное воспитание. – 2009. - №2, №4.
  6. Смирнова Е.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  7. Самые маленькие в детском саду. Из опыта работы московских педагогов.  – М.: Линка – Пресс, 2005.
  8. Стреблева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога-дефектолога. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
  9. Хвостовцев А.Ю. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от трех месяцев до семи лет. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008.
  10. Чуприкова И. С. Психология умственного развития: принцип дифференциации. – Мн.: Академия, 1997.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация дифференцированного подхода в педагогической работе с детьми с нарушением зрения

Эффективность применения дифференцированного подхода в педагогической работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения...

творческий отчет "Использование наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста"

Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории  Я.А.Камен...

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ВНЕ ЗАНЯТИЙ (ЕЖЕДНЕВНОЕ).

В плане выделены все вида детской деятельности для детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО- Рассматривание картинок и беседа по их содержанию - Предметная деятельность и игры с ...

Перспективный план психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста (сентябрь)

Расширять ориентировку в ближайшем окружении. Формировать познавательные и речевые умения: по показу взрослого обследовать объекты природы с помощью зрительно – осязательных – двигательных...

Современные подходы к организации работы с детьми раннего возраста

В Федеральном Государственном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и мет...

Статья "ОСОБЕННОСТИ психолого-педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста с интеллектуальными нарушениями "

В данной статье рассматривается проблема психолого-педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста. Особую актуальность приобретает вопрос, связанный с нахождением путей и особенностей психол...

Перспективный план психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста (сентябрь, январь)

Образовательные задачи:Социально-коммуникативное развитие:  Поддерживать эмоционально - положительное состояние детей в период адаптации к ДОО;развивать игровой опыт ребёнка, помогая детям отража...