Проектная деятельность в ДОУ, как инструмент саморазвития воспитанников
проект на тему
Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностного подхода к образованию, способствует интегрированию образовательных областей в педагогическом процессе. В данной статье представлен опыт работы по проведению образовательных практико-ориентированных проектов в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 12» города Майкопа. Материал может быть полезен педагогам образовательных учреждений и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhurnal.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в ДОУ, как инструмент саморазвития воспитанников
Аннотация. Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностного подхода к образованию, способствует интегрированию образовательных областей в педагогическом процессе. В данной статье представлен опыт работы по проведению образовательных практико-ориентированных проектов в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 12» города Майкопа. Материал может быть полезен педагогам образовательных учреждений и родителям.
Ключевые слова: проект, культурные практики, интеграция, дошкольное образование, здоровый образ жизни.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного процесса, становится инструментом их саморазвития, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.[2, с. 1]
Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Как отмечает Н.Б. Крылова, до школы культурные практики формируются, с одной стороны, на основе взаимодействия с взрослыми, а с другой, не менее важной, на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, продуктивная деятельность, творчество, наблюдения-изучения-исследования).
Иными словами, проектная деятельность, как вид культурной практики, - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.[1, с.4]
Тематика проектов может быть разнообразной, но самое главное необходимо сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить.
Проектная деятельность или метод проектов включает в себя несколько этапов:
1.Погружение в проект (формулирование проблемы);
2.Организация деятельности (создание условий для совместной и самостоятельной деятельности);
3.Осуществление деятельности;
4.Презентация (обобщение полученного результата, создание продукта проекта).
Организация проектной деятельности в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 12» (из опыта работы).
В нашем детском саду организуется работа по разработке и реализации проектов, как групповых, так и общесадовских. Деятельность по проектированию строим с учетом принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
-поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
-построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей;
-формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-установления сотрудничества с семьей.
Педагогами детского сада были проведены проекты: исследовательско-творческий «Наши младшие друзья», информационно-творческий «Расти здоровым, малыш!» (младшая группа), творческо-речевой «Наши добрые сказки» (средняя группа), познавательный «Волшебный четырехугольник», познавательно-речевой, творческий «Осторожно-огонь» (старшая группа), исследовательско-творческий «Удивительный мир профессий» (подготовительная к школе группа) и другие.
Тематика, продолжительность и вид проекта подбираются в соответствии с возрастными особенностями, интересов детей, решения определенной проблемы. Например, проблема здоровья и его сохранения, всегда актуальна, так как уровень больных детей постоянно растет.
Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща, через проектную деятельность.
Методический паспорт детско-родительского проекта «Здоровые дети в здоровой семье» (из опыта работы).
Цель проекта: формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи проекта:
Образовательные: дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах его укрепления; о гигиене здоровья.
Научить элементарным приемам сохранения здоровья.
Воспитательные: формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Профилактические: развивать у детей потребность в активной деятельности,
в выполнении специальных профилактических упражнении и игр в детском саду и дома.
Условия реализации проекта:
1. Интеграция здоровьесберегающего материала оздоровительно-развивающей программы М.Л. Лазарева «Здравствуй».
2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
3. Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада.
4. Организация сотрудничества с семьей.
План реализации проекта
I этап (мониторинг заболеваемости детей, постановка проблемы).
II этап (подготовительный)
1.Изучение научно - методической литературы, педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений по проблеме.
2.Разработка плана проекта, конспектов мероприятий, положения о смотре-конкурсе «Парад зарядок».
3.Подбор художественной литературы, демонстрационного и дидактического материала, изготовление дидактических игр по валеологии, пополнение «Центров здоровья» и «Центров науки».
4. Анкетирование родителей, с целью выявления их участия в оздоровлении детей в семье.
5. Анкетирование педагогов, с целью выявления знаний здоровьесберегающих технологий и их применения в образовательном процессе.
III этап (практический)
Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
1.Проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми на темы: «Сохрани свое здоровье сам», «Микробы», «Осанка-зеркало здоровья». | 1.Тренинг с педагогами «Секреты психологического здоровья». | 1. Консультации: «Здоровье дело престижное», «Игры, которые нас лечат», «Правильное питание-залог здоровья». |
2.Физкультурный досуг «Будем здоровы» с детьми и работниками детского сада. | 2. Изготовление нестандартного физкультурного оборудования. | |
3.Семейный час «Спортивное развлечение с родителями и детьми». | ||
4. Создание игровых образовательных ситуаций, чтение художественных произведений, заучивание стихов, песен, отгадывание загадок, просмотр мультфильмов, «Уроков тетушки Совы». | 4. Мастер-класс для педагогов «Гимнастика между делами». | 4. Изготовление книг-самоделок на тему: «ЗОЖ- наш друг и помощник». |
5. Игра-соревнование для старших дошкольников «Кто хочет быть здоровыми ?». | 5.Подготовка семинара для родителей по обмену семейного опыта по воспитанию у детей навыков здорового образа жизни. | 5. Участие в семинаре «Оздоровление в семейном воспитании», составление эмблемы здоровья семьи. |
6. Смотр-конкурс утренней гимнастики с предметами «Парад зарядок». | 6.Оформление фото-альбомов «ЗОЖ в нашей семье». | 6. Мастер-класс «Детская хатха - йога». |
7. Создание сюжетных и проблемных ситуаций; проведение игр- экспериментов «Сердечные помощники», «Где спрятался пульс», «Почему болят зубы?», «Война с микробами», «Как работает ухо?». | 7.Разработка итоговых мероприятий, пакета рекомендаций для родителей о здоровом образе жизни. Размещение информации на официальном сайте, в газете для родителей «Тополек - территория счастливого детства». | 7.Викторина для родителей «Спорт – это жизнь». |
8. Оформление выставок нестандартного оборудования для оздоровления, книг-самоделок на тему: «ЗОЖ- наш друг и помощник». |
IV этап (заключительный)
1. Обобщение опыта педагогов
2. Составление отчёта о проделанной работе, размещение информации на официальном сайте.
3. Выпуск методических рекомендаций.
4. Презентация проекта.
Продукт проектной деятельности:
1.Нестандартное физкультурное оборудование: «Тропа здоровья», массажеры, султанчики для дыхательной гимнастики и др.; книжки-самоделки, дидактические игры по валеологическому воспитанию дошкольников.
2. Разработки конспектов НОД, мероприятий, рекомендаций для родителей.
3. Мультимедиа презентации.
Таким образом, организация проектной деятельности позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей. Интеграция – один из ведущих принципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка [1, c.5].
Список литературы:
1.Деркунская В.А.. Проектная деятельность дошкольников.- Москва: Центр педагогического образования, 2013.- 144с.
2. Журавлева В.Н.. Проектная деятельность старших дошкольников - Волгоград: Учитель, 2011.-202с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подход к управлению ДОУ как к проектной деятельности на основе реализации мониторинга воспитанников ДОУ по ФГОС
В современном мире, где проектная деятельность стала настолько популярной, что используется даже при обучении дошкольников - все сложнее и сложнее найти организации, не использующие в своей деятельнос...
«Совместная проектная деятельность с детьми и родителями воспитанников»
Проектная деятельность в детском саду. Взаимодействие с родителями в работе над проектами в группе детского сада. Участники дети, педагоги, родители....
«Совместная проектная деятельность с детьми и родителями воспитанников»
Презентация " Совместная деятельность с детьми и родителями воспитанников"...
«Проектная деятельность во взаимодействии с семьями воспитанников »
Презентация для педагогов "Проектная деятельность во взаимодействии с семьми воспитанников"...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование проектной деятельности во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам духовно-нравственного воспитания»
Дошкольное детство – уникальный период в течении которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Работа с семьями воспитанников должна у...