Рисование песком на световом планшете как эффективный прием коррекции нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рисование песком на световом планшете как эффективный прием коррекции нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)
Одним из основных принципов дошкольного образования, определяемым в ФГОС ДО, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа направлена на разностороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Не секрет, что любое нарушение в развитии сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка. Среди новых, отвечающих современным требованиям, эффективных приемов коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников было выбрано рисование песком на световом планшете.
Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении. Оно проявляется в символической форме в процессе создания творческого продукта – образов, ситуаций, построенных определенным образом на световом столе с песком, который является мини-моделью окружающего мира, местом, где происходит трансляция внутренних переживаний, конфликтов ребенка.
Почему мы выбрали рисование песком на стекле? Песочная анимация обладает целым рядом положительных моментов:
- простота - не требует дорогостоящих расходных материалов. Поверхность светового стола, на которой происходит рисование, представляет собой деревянный стол с подсветкой, то есть ребенок окружен максимально природными и близкими для его развития материалами.
- возраст ребенка - рисование песком доступно и полезно детям любого возраста;
- эстетичность - рисунки, выполненные песком, очень красивы и позволяют ребенку проявить всю свою фантазию;
- пластичность материала - для того, чтобы изменить изображение, ребенку не нужен ластик, достаточно просто провести пальцем по стеклу. На одной и той же поверхности можно создавать рисунки бесконечное количество раз.
Использование техники рисования песком в работе с детьми с ОВЗ дает возможность:
• гармонизировать психоэмоциональное состояние ребенка;
• формировать установку на положительное отношение к себе;
• успешно адаптироваться к изменяющимся условиям;
• развивать сенсорно - перцептивную сферу, познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно - логическое мышление, воображение);
• развивать процессы саморегуляции;
• развивать творческий потенциал;
• формировать коммуникативные навыки;
• тренировать мелкую моторику рук.
Свою работу начала с создания условий, приобретения необходимого оборудования для рисования картин из песка: песочного ящика со светящимся экраном, художественного материала - песка. Изучила методы и приемы рисования песком на стекле, выстроила последовательность их освоения с учетом сложности выполнения. Рисование на световом столе я включаю в заключительную часть групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Кроме того, использую песочную анимацию как эффективный коррекционный прием психологической помощи ребенку в ситуациях, когда необходимо стабилизировать его психоэмоциональное состояние.
Активность и интерес детей к рисованию картин из песка на занятиях стимулирую познавательными и игровыми мотивами, введением сказочных сюжетов и персонажей. Через сказку и игру ребенок легче открывает для себя мир чувств, учится гармоничному общению с взрослым и сверстниками, пониманию себя. Во время занятий тихо играет музыка, которая стимулирует воображение, помогает расслабиться и является дополнительной сенсорной стимуляцией. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом - эмоционально, психически и физически. Это позволяет легче и глубже погрузиться в состояние игры и сказки, а значит стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.
При организации занятий рисованием песком учитываются следующие условия:
- занятие проходит в доброжелательной, творческой атмосфере;
- не устанавливаются жесткие рамки и правила, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики, тем самым создается пространство для самовыражения;
- ребенку предоставляется возможность принятия самостоятельных решений, проявления инициативы.
Этапы работы:
• проба песка - знакомство с техникой песочной анимации, основными принципами и приемами рисования песком;
• песочная графика - создание простых песочных рисунков;
• песочная трансформация - создание динамичных песочных картин;
• песочная история - разработка сюжета и сценария.
Специфика песочного рисования заключается в минимализме художественных материалов и инструментов. Руки являются единственным художественным инструментом, песок - художественным материалом. В песочных картинах есть возможность созидательного изменения сюжета, событий, взаимоотношений, возможность творческого изменения дискомфортной для ребенка ситуации или негативного состояния. Преобразуя ситуацию в картинах из песка, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана. И здесь очень важна позиция педагога. Ведь на песочном экране раскрывается внутренний мир ребенка, реально осязаемый. Главный принцип в этом контексте - «Не навреди».
Опыт работы показал, что применение песочной анимации эффективно в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы: склонными к агрессии, с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью, имеющими затруднения в выражении переживаний из-за недостаточного развития вербального и понятийного аппарата или задержки развития.
Песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение, преодолеть проявления негативизма, нежелание заниматься, научиться лучше понимать себя и других, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.
При любом взаимодействии с песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. В процесск рисования ребенок учится владеть своими руками.
Особо хочется отметить роль песочной терапии в развитии познавательных процессов у детей с ОВЗ: целостности пространственного восприятия, концентрации и устойчивости внимания, наглядно-образного мышления, монологической речи, творческого воображения.
Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия - всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта для ребёнка, что особенно важно для детей с ОВЗ. Высокая эффективность достигается тем, что рисование песком сильно отличается от обычного рисования, для него не требуются специальные навыки и умения. При создании рисунка из песка исключены любые ошибки и нет понятий «неправильно», «некрасиво», поэтому ребенок чувствует себя более раскованно.
В данном случае результат, то есть рисунок, не является целью, цель заключается в самом процессе творчества.
Песочная анимация - это игра, которая помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, помогает взрослому услышать внутреннее настоящее «Я» ребенка, подсказывающее выход для решения проблемы.
Песок - это отличный психотерапевтический материал в работе с детьми с разными видами нарушений. Он пробуждает воображение, вызывает богатые ассоциации, затрагивает все сферы чувств, вдохновляет и успокаивает. С помощью песка деликатно прорабатываются страхи, переживания ребенка, снимается напряжение, развивается способность контролировать свои чувства и поступки, что открывает новые пути развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)
Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает...
Создание условий для коррекционной работы или инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.(из опыта работы)
Доклад для воспитателей...
Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)
Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос...
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. (из опыта работы воспитателя интегративной группы).
Данная статья предназначенна для педагогов интегративных групп, дефектологов, тьютеров, людей, занимающихся воспитанием детей с ОВЗ. А так же работа посвящена вопросаминклюзивного образования и воспит...
Методическая разработка «Синквейн» как эффективный прием в формировании монологического высказывания у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития)
Методический материал подготовили: учитель - дефектолог Е.И. Маевская, учитель - логопед Т.П. СеребренниковаИспользование различных видов деятельности в коррекционно – развивающ...
РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Образовательный модуль "Робототехника" парциальной модульной программы "STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста" - актуальное направление развития, которое...