Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. (из опыта работы воспитателя интегративной группы).
статья по коррекционной педагогике на тему
Данная статья предназначенна для педагогов интегративных групп, дефектологов, тьютеров, людей, занимающихся воспитанием детей с ОВЗ. А так же работа посвящена вопросаминклюзивного образования и воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuziya-drobina.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. (из опыта работы воспитателя интегративной группы).
Дробина Н.А., воспитатель
СПб КГУЗ СПНДР№13
Инклюзивное или включенное образование-термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. Инклюзивное образование – это такая организация обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных способностей, включены в общую систему образования и обучаются со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают специальную поддержку. Инклюзивное образование в России находиться в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с особыми потребностями равные с их здоровыми сверстниками возможности развития, необходимые для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и особых свобод. К сожалению, большинство позитивных моментов, представленных в законах, остаются до сих пор лишь на бумаге. Причинами тому являются предвзятое отношение в обществе к инклюзивному образованию, в ряде случаев оно связано с материально-технической неподготовленностью учреждений системы общего образования к обучению в них детей с отклонениями в развитии. Для детей данной категории необходимы меньшие по наполняемости группы, адаптированные к их особым психофизическим возможностям учебные программы, специальное дидактическое, коррекционно-развивающее оборудование, иногда наставник, который был бы закреплен за ребенком и оказывал ему помощь на занятиях. Кроме того, штат образовательных учреждений должен быть в достаточном количестве укомплектован высококвалифицированными кадрами, что способствовало бы более полному удовлетворению потребностей в области образования и социальной интеграции детей и подростков с отклонениями в развитии. Должен быть обеспечен физический доступ детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждения- транспорт, пандусы, подъемники. Необходимо составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех детей. Инклюзия - не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с особыми потребностями, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех. Интегрированное обучение основывается на дидактических принципах специального и общего образования. Оно должно носить воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь связано с формированием нравственных представлений и понятий, воспитания адекватных способов поведения, включения всех детей в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности. В интегративном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что важно для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления актуальных трудностей. Системность требует, чтобы педагог не только решал задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал меры по оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, развитию сильных сторон личности каждого ребенка. В группах интегрированного обучения необходима работа над созданием благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Это обосновывает реализацию принципа индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей с разными образовательными возможностями. Не менее важно связывать обучение с реальными жизненными условиями. При обучении моделируются и воспроизводятся условия трудные для ребенка, но возможные в обыденной жизни, их анализ и проигрывание могут стать основой позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Это возможно только в рамках совместной деятельности детей, осуществляемой в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает требованиям социального окружения. Позитивный результат во взаимоотношениях детей в условиях интегративного обучения предполагает продуманную системную работу, включающую формирование положительного отношения к ребятам с особенностями психофизического развития, расширение опыта продуктивного общения с ними. При организации учебно-воспитательного процесса главная трудность для педагога состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии, интегрированного в среду нормально развивающихся сверстников, с выполнением образовательного стандарта.
Существуют следующие принципы инклюзивного обучения:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
- Каждый человек способен чувствовать и думать
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
- Все люди нуждаются друг в друге
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Существуют определенные критерии эффективности интегрированного обучения, которые необходимо четко отслеживать и учитывать:
- Успешность овладения образовательной программой детьми с ОВЗ
- Отсутствие пропусков занятий без уважительной причины
- Положительная динамика психосоматического здоровья и снижение заболеваемости детей с ОВЗ
- Наличие друзей у детей с ОВЗ
- Активность участия детей в системе дополнительного образования
- Участие родителей в сопровождении детей с ОВЗ
- Участие детей в коллективных видах деятельности
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого ребенка и максимального раскрытия его потенциалов.
Список используемой литературы:
- Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья //Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография. Н.В.Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина. Красноярск, 2013.С.71-95.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)
Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает...
итоговая образовательная деятельность за 1 год обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Образовательная деятельность: "Познание", "Чтение художественной литературы", "Социализация", "Коммуникация"КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ 1 года обучения...
Организация психолого- педагогической работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
В этом материале раскрываются основные формы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья. В большинстве случаев родителям, ...
Создание условий для коррекционной работы или инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.(из опыта работы)
Доклад для воспитателей...
Рисование песком на световом планшете как эффективный прием коррекции нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)
Одним из основных принципов дошкольного образования, определяемых в Стандарте ДО, является построение образовательной деятельности на основе возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, с...
Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)
Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос...
Опыт работы: «Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
Представлены дидактические игры и упражнения для обучения детей с ОВЗ....