РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
проект (старшая группа)

Шуркина Елена Владимировна

Образовательный модуль "Робототехника" парциальной модульной программы "STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста" - актуальное направление развития, которое охватывает все уровни современного образования, начиная с дошкольного. Включение робототехники в разнообразные виды детской деятельности, в игровые образовательные ситуации поможет в коррекционно-развивающей работе, решении многих задач развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robototehnika.docx176.02 КБ

Предварительный просмотр:

Шуркина Елена Владимировна

РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации: с 01.09.2023 г. по 30.05.2024 г.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, родители (законные представители), воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог.

Актуальность проекта

Актуальным направлением развития детей в дошкольном пространстве, охватывающее все уровни современного образования, является «Робототехника».

В условиях современной образовательной среды робототехника является важным аспектом не только развития интеллектуальных способностей ребенка, пропедевтики дальнейшего изучения предметов в школе, практического знакомства с понятиями: графики, алгоритмы, циклы, многозадачность, скорость, мощность, но может помочь в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР).

Включение робототехники в разнообразные виды детской деятельности, в игровые образовательные ситуации поможет в решении многих задач развития детей с тяжелыми нарушениями речи, прежде всего, высших психических функций: речи, внимания, памяти, мышления (логического, пространственного, алгоритмического, эвристического), воображения, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных, творческих способностей, моторики.

Образовательный модуль «Робототехника» парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», представляет собой набор конструкторов для «оживления» роботов детьми дошкольного возраста, имеющие различные способы. Усложнения в системе управления роботами заключается в движении от простой сборки моделей и механического перемещения ее детьми до программируемых систем управления роботами. Это знакомит детей с законами реального мира, учит применять теоретические знания на практике, развивает наблюдательность, инженерное мышление, креативность, способствует интеллектуальному развитию.

В процессе коррекционно-развивающей работы «Робототехника» оказывает на ребенка глубокое эмоциональное воздействие, побуждая к высказыванию, помогает воспроизводить полученные знания и представления в своем воображении. Снимает у детей эмоциональное напряжение, развивает мелкую моторику рук, существенно влияет на развитие познавательной и речевой деятельности, понимание причинно – следственных связей, побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Цель проекта:

Создание условий для активной познавательной, исследовательской деятельности, речемыслительных операций, развития интеллектуальных способностей, возникновения предпосылок научно-технического творчества.

Задачи проекта:

Коррекционно-образовательные:

1. Обучение основам программирования.

2. Обучение управлению роботами (алгоритм действий).

3. Обучение умению решать практические задачи (функциональной грамотности).

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие у воспитанников представления о робототехнике, основах моделирования и программирования.

2. Развитие пространственного мышления, умение выделять характерные особенности предмета, устанавливать связь между их значением и строением.

3. Развитие всех компонентов речевой системы в процессе игр с робототехникой.

3. Развитие регулятивных умений – планирование и организация своей деятельности в процессе приведения роботов в движение.

4. Развитие психофизических качеств детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитание интереса к инженерным профессиям, доброжелательного отношения к ближнему, стремления успешно решать поставленные задачи в команде сверстников.

2. Воспитание целеустремленности, ответственности, аккуратности.

3. Воспитание эмоциональной отзывчивости, взаимопомощи, коммуникативных способностей (умение работать в группе в парах), самостоятельность.

Материально-техническое обеспечение:

Для реализации познавательно-исследовательского проекта в коррекционно-развивающей работе были выбраны наборы для робототехники, интегрированные в образовательный процесс ДОО.

Программируемый Мини-робот Bee-Bot «Пчелка»

Предназначен для обучения детей основам программирования, знакомит с проведением логических операций. Создавая программы для робота, выполняя игровые задания, ребёнок учится ориентироваться в окружающем его пространстве.

Передвижения робота на плоскости позволят ребенку в игровой увлекательной форме понять пространственные отношения, уяснить понятия «посередине» и «между», «направо – налево» («справа – слева»). «Пчелки» обширно применяются в процессе организованной образовательной деятельности на занятиях по развитию речи и по формированию элементарных математических представлений.

Робот «Bee-Bot» не содержит этапа конструирования, в основе оживления робота лежит алгоритм сочетания кнопок – векторов движения робота. Для этого используются игровые поля, расчерченные на клетки 15×15 см (равными шагу робота) с изображением различных предметов и сюжетов. Определение детьми очередности нажатия кнопок представляет собой первые шаги программирования. Любой язык программирования – это набор команд, представленных символами (буквами, цифрами, словами), знаками (точка, двоеточие, восклицательный знак), стрелками и т.д.). В данном случае набор символов представлен стрелками, указывающими направление движения робота.

Программируемый робот «Botley» (Ботли) или Botzees

Он знакомит детей с основами программирования, используя методы пошагового программирования и логики. Ботли развивает навыки, которые непременно пригодятся во взрослой жизни:

- Строить свои алгоритмы и понимать чужие.

- Планировать этапы и время своей деятельности.

- Разбивать одну большую задачу на подзадачи.

- Оценивать эффективность своей деятельности.

- Практически ощутить понятие «функция».

- Работать в команде.

- Повышать мотивацию к познанию окружающего мира.

- Выстраивать причинно-следственные связи.

- Объективно оценивать ситуацию и выбирать оптимальный вариант для решения задачи.

Юные исследователи смогут запрограммировать Ботли выполнять следующие действия:

- Двигаться вперед (по шагу за раз), назад (по шагу за раз).

- Поворачиваться налево, направо.

- Двигаться обнаруживать объект, обходить объект.

- Издавать звуки, повторять заданную последовательность.

На верхней панели робота встроены светодиодные лампочки, что позволяет отслеживать направление его движения. На нижней панели встроен специальный сенсор. Если нарисовать жирную черную линию на поверхности, то Ботли будет двигаться по ней. Максимальное количество действий в последовательности – 80. Длина шага составляет приблизительно 20 см.

В комплект с роботом входят различные аксессуары для создания препятствий на его пути (палочки, кубики, конусы, флажки, мячи и ворота). Задания для робота разделены по уровням:

- Кто делает первые шаги в кодировании.

- Кто уже разбирается, и уверенно пользуется линейными функциями.

- Кто накопил внушительный арсенал знаний и умений.

Благодаря делению на уровни Ботли растет вместе с детьми.

Программируемый робот Pro-Bot Teachers Manual (машинка)

Усложнения в программировании робота «Pro-Bot» заключаются в том, что движение робота в виде машинки с отверстием для пишущего инструмента обеспечиваются не последовательным нажатием кнопок со стрелками, как это происходит с «Пчелкой», а цикличным. Кнопка со стрелкой, указывающей направление движения, нажимается один раз, а количество шагов в данном направлении определяется кнопкой с цифрой.

Именно она регулирует количество шагов робота в указанном направлении. Кнопка со стрелкой, обозначающей другое направление, может иметь другое количество шагов, регулируемых кнопкой с изображением другой цифры.

Таким образом, две кнопки – стрелка и цифра – образуют простой цикл в траектории движения робота, которую создает ребёнок самостоятельно.

Кроме того, весь спектр программирования робота «Pro Bot» содержит и циклы, и последовательные команды, и процедуры. Последовательные команды имеют параметры, позволяющие определять, на сколько сантиметров сделать движение вперёд или назад и на какой угол повернуть.

Итак, подведем итог материально-технического обеспечения познавательно-исследовательского проекта включающие робототехнические наборы:

 - Мини-робот Bee-Bot «Пчелка», «Кубо-Бот», дидактические коврики – инструмент для расширения образовательных возможностей робота.

                                     

- Программируемый робот «Botley» (Ботли) или Botzees (Ботзи).

                             

- PRO-BOT Teachers Manual (машинка).

                           

- Интерактивная доска, мультимедийный проектор, Прокубики, ноутбук, презентации по теме проекта.

п/п

Мероприятия

Ситуации познавательного поиска

Сроки

Ответственные

1 этап - подготовительный

1

Анкетирование родителей на тему: «Важно ли дошкольникам с ТНР заниматься робототехникой?»

сентябрь

2023 г.

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог

2

Мониторинг

3

Консультация для родителей «Развитие у детей с ТНР предпосылок научно-технического творчества как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе»

4

Беседа с применением триады вопросов «Что мы знаем о роботах?», «Что мы хотим узнать о роботах?», «Что надо сделать, чтобы узнать о роботах больше?

5

1. Чтение художественной литературы:

- А. Саламатин «Приключения робота Гоши».

- Э. Ильин «Сказка про маленького робота».

2. Просмотр мультфильмов:

- «Незнайка и его друзья».

- «Незнайка в Солнечном городе»

6

Просмотр презентаций:

- «Знакомство детей с учебным видео, снятым организаторами СTEM – студии».

- «Такой удивительный мир роботов».

- «Наши роботы-помощники»

7

 «Конкурс на лучший набор карточек по лексическим темам» (работа с родителями).

- Выставка совместного технического творчества детей и родителей «Мой любимый робот».

- Аналитико-рефлексивный момент совместного технического творчества детей и родителей

2 этап - практический

1

Беседа «Что нового и интересного мы узнали о роботах?»

октябрь

2023 г.

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог

2

Выставка совместного творчества детей и родителей «Робототехника в семье»

3

Апробация современных наборов по робототехнике:

1. Знакомство с роботом - Bee-Bot «пчелка».

2. «Кубо-боты» – кубики для знакомства с лого-программированием. Коврик «Времена года».

3. Организация движений пчелки по игровому полю с предметными картинками.

4

Консультация для родителей: «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к техническому творчеству, робототехнике»

5

1. Продолжение работы с «пчелой». Коврик «Птицы».

2. Продолжение знакомства с «Кубо-ботами», составление алгоритмов.

3. Организация движений пчелы по игровому полю в соответствие с конкретно заданной траекторией (по образцу).

4. Дидактические игры с полями комплекта с целью развития всех компонентов речи.

6

1. Закрепление навыка работы с «пчелой».

2. Продолжение работы с «Кубо-ботами», составление алгоритмов

средней сложности.

3. Организация движений пчелы по игровому полю в соответствие с заданием игры (по замыслу).

7

1. Совершенствование навыка работы с «пчелой».

2. Совершенствование навыков работы с «Кубо-ботами», составление алгоритмов различной сложности.

Организация движений пчелы по игровому полю в соответствие с заданием, игры (по замыслу),

составление сюжетов игры самостоятельно.

8

1. «Новый друг» - знакомство с роботом «Botley» и способами программирования.

2. Знакомство с понятием «функция».

3. Формирование умения работать со схемами.

ноябрь

2023 г.

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог

9

1. Освоение навыков работы с роботом «Botley».

2. Умение строить свои алгоритмы и понимать чужие.

3. Планировать этапы и время своей деятельности.

10

1. Продолжение работы с роботом «Botley» и способами программирования.

2. Учить разбивать одну большую задачу на подзадачи.

3. Оценивать эффективность своей деятельности.

11

1. Закрепление навыка работы с роботом «Botley».

2. Практически ощутить понятие «функция».

3. Работать в команде.

4. Игра «Мой робот».

12

1. Совершенствование навыка работы с роботом «Botley».

2. Повышать мотивацию к познанию окружающего мира.

3. Выстраивать причинно-следственные связи.

4. Объективно оценивать ситуацию и выбирать оптимальный вариант для решения задачи.

13

Викторина «Придумай задание для Ботли» (совместно с родителями)

14

1. Знакомство с роботом PRO-BOT Teachers Manual (машинка).

2. Знакомство с понятием «цикл».

3. Знакомство с понятием «цикличное программирование».

декабрь

2023 г.

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог

15

1. Продолжение знакомства с роботом PRO-BOT Teachers Manual (машинка).

2. Знакомство с образованием простого цикла в траектории движения робота (двумя кнопками – стрелка и цифра).

3. Дидактическая игра «Езжай туда, не знаю куда».

16

1. Закрепление навыка работы с роботом PRO-BOT Teachers Manual (машинка).

2. Закрепление знаний о циклах, последовательных команд, и процедур (последовательные команды имеют параметры, позволяющие определять, на сколько сантиметров сделать движение вперёд или назад и на какой угол повернуть).

3. Дидактическая игра «Поездка по городу».

январь

2024 г.

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог

17

1. Совершенствование навыка работы с роботом PRO-BOT Teachers Manual (машинка).

2. Закрепление знаний о циклах, последовательных команд, и процедур (последовательные команды имеют параметры, позволяющие определять, на сколько сантиметров сделать движение вперёд или назад и на какой угол повернуть).

3. Робо-программирование «Новенький - проворненький».

февраль

2024 г.

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог

18

1. Совершенствование навыка работы с роботом Bee-Bot «пчелка» - игровая ситуация «Вместе с «пчелкой», я и ты».

2. Совершенствование навыка работы с роботом «Botley» - игровая ситуация «Научились вместе постигать неизведанное».

3. Совершенствование навыка работы с роботом PRO-BOT Teachers Manual (машинка) – игровая ситуация «Я – играл, Я – познал».

19

«Мастер-класс» для родителей от воспитанников «Техномир Планеты Роботов» или «Мы умеем и вас научим», «С робототехникой дружны, целый год мы к результатам шли».

март

2024 г.

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог

3 этап – результативный (рефлексивный)

1

Дидактическая игра: «Оживляем роботов»

апрель

2024 г.

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог

2

Мастер-класс «Увлекательный мир роботов»

3

Конкурс технического творчества «Вместе с мамой, вместе с папой»

4

«Много мы дорог прошли много роботов нашли» (подведение итогов)

5

1. Сравнительный мониторинг результатов.

2. Анализ результатов работы.

3. Перспективы дальнейшей работы.

май

2024 г.

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Планируемые результаты, продукты проекта

Результаты:

– ребенок овладевает техническим конструированием и робототехникой, проявляет инициативу и самостоятельность в среде моделирования и программирования, познавательной, исследовательской и технической деятельности в работе с программируемыми роботами: Мини-робот Bee-Bot «Пчелка», роботом «Botley» (Ботли) или Botzees (Ботзи), PRO-BOT Teachers Manual (машинка);

– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в робототехнике, программировании, имеет навыки работы с различными источниками информации;

– способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

– обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

исследовательской и научно-технической деятельности, программировании; по разработанной схеме с помощью педагога;

– владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами мини-роботов; основными понятиями, применяемые в робототехнике, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

– достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;

– у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с робототехникой;

– может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;

– задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать.

Продукты:

- Сбор и оформление фотоколлекции «С робототехникой дружу, свои умения покажу, и вас дружить с ней научу».

- Презентация «Такой удивительный мир Робототехники!».

- Мини музей «Роботы рядом с нами» (дети, родители, педагоги).

- Оформление стенда с планируемыми мероприятиями и фотографиями игровых ситуаций с использование робототехники.

- Виртуальные экскурсии с использованием ИКТ-технологий.

Используемая литература

1. Аверин С.А., Маркова В.А. Робототехника в детском саду: методическое пособие (из опыта работы дошкольных образовательных организаций, реализующих парциальную модульную программу «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста») / авт.-сост. С.А. Аверин, В.А. Маркова. – Экоинвест, 2021. – 182 с.: ил.

2. Волосовец Т. В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 112 с.: ил.

3. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018. – 79 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся уч...

Рисование песком на световом планшете как эффективный прием коррекции нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Одним из основных принципов дошкольного образования, определяемых в Стандарте ДО, является построение образовательной деятельности на основе возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, с...

Доклад "Коррекционно-развивающая среда, как средство коррекции и компенсации детей с ограниченными возможностями здоровья"

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общег...

Презентация : Инновационный проект «Формирование положительного психоэмоционального состояния и коррекция речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях благоприятной комфортной среды ».

Для детей с ТНР  характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость психических процессов, что отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особен...

СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возмож...

«Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда по коррекции развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»

Коррекционно-развивающая работа в детском дошкольном учреждении предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребёнка в целом. Среди воспитанников с общим недоразвитием речи можн...

Дидактическая игра как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

   Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитыва...