Анализ готовности к школьному обучению детей подготовительных групп
материал (подготовительная группа) на тему
Для выявления уровня психологической готовности к школе подобран комплекс методик на изучение основных компонентов психологической готовности: мотивационного, эмоционально-волевого, интеллектуального.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ готовности к школьному обучению детей подготовительных групп | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ
готовности к школьному обучению детей подготовительных групп
В 2016г. из МДОУ «Детский сад №15» выпускаются в школу 86 воспитанников из 7 групп. В диагностическом обследовании приняли участие все выпускники:
Направленность групп | Возраст детей | Списочный состав |
Группа для детей с нарушениями ОДА | 6-7 лет | 12 |
Группа для детей с нарушением зрения | 6-7 лет | 8 |
Группа для детей с нарушениями речи | 6-7 лет | 15 |
Группы для детей с аллергопатологией | 6-7 лет | 29 |
Дети с нормативным развитием | 6-7 лет | 64 |
Группы для детей с ЗПР | 6-7 лет | 22 |
Всего | 6-7 лет | 86 |
Уровень готовности детей к началу регулярного обучения в школе выявлялся с помощью следующих методик:
- Общая осведомленность: «Ориентировка в окружающем» А.Л. Венгер.
- Мотивационная готовность: «Отношение к школе» А.Л. Венгер.
- Произвольность: «Графический диктант» Эльконин.
- Восприятие: «Разрезные фигуры».
- Внимание: «Повторение цифр» - субтест методики Векслера, «Найди и вычеркни».
- Память: «10 слов», «10 предметов».
- Мышление и речь: «Последовательность событий», «Четвертый лишний», «Оценка вербального мышления».
- Методика Е.А.Екжановой: ориентировка в пространстве, интеллектуальное развитие, фонематическая функция, моторика, графические навыки.
- Самооценка: Методика «Лесенка».
Цель скрининг – обследования: оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности; возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также умением вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.
По итогам обследования были получены следующие результаты.
Результаты диагностики выпускников по методике Е.А. Екжановой
В скрининге участвовало 86 человек. Согласно анализу данных обследования по данной методике, 88 % (73) обследованных по уровню развития предпосылок учебной деятельности соответствуют возрастной норме дошкольника. Из них 60 % относятся к группе с высокой возрастной нормой, 28 % - к группе «стабильная середина». 7 человек, что составляет 8 % от общего числа, находятся в «группе риска», 4 % (три) – к группе «беда» (двое – дети с инвалидностью).
% успешности выполнения заданий составляет 82 %. Во всех группах он больше 60%. Самый высокий % успешного выполнения заданий имеют дети групп № 1, 3, 6 (92 %, 92 %, 91 % соответственно).
Узоры, состоящие из простых, законченных по содержанию графических эталонов, в которых отражена завершенная программа действия, доступны в выполнении практически всем выпускникам.
Анализ результатов выполнения 4-го узора, графический образец которого отражает незавершенность программы выполняемого действия, показал, что 77 % дошкольников умеют самостоятельно проанализировать образец и действовать по образцу, осуществлять самоконтроль в процессе перцептивно-моторной деятельности, довести начатое дело до конца, вовремя прекратить выполнение действия. Однако 23 % выпускников не умеют следовать четко заданной программе двигательного акта, у них недостаточно развиты планирование и самокотроль.
Зрительно-пространственное восприятие сформировано у 87 % детей.
У 67 детей (78 %) операция звукового анализа сформирована на высоком уровне. У выпускников, функциональный уровень интеллектуальных способностей которых соответствует нижней границе нормы и задержанному типу - 9 человек (10 %), операция звукового анализа не сформирована на должном уровне. Они выделяют последовательность звуков в простом слове, но теряют гласные или согласные звуки при воспроизведении звукового состава сложных слов и со стечением согласных звуков.
Анализ рисунка «Дом-дерево-человек» позволяет выявить первичные представления ребенка об окружающем, уровень его интеллектуального развития.
Выпускники групп КРО имеют более низкие показатели выполнения данного задания. Наибольшие трудности дети испытывали при рисовании дерева и человека. Около 70% выпускников показали хорошие результаты выполнения этого задания. В их рисунках отражены основные признаки предметов, все три изображения, как правило, связаны логически, отображены их пропорциональные соотношения, соединены единым сюжетом.
Четкие движения, необходимые для выполнения прямых линий с четкими углами, замкнутыми контурами и надлежащей координацией при раскрашивании без тремора и грязи при хорошем нажиме, сформированы у 36 % выпускников. Данный показатель может быть более высоким. На результат влияло качество выполнения графических заданий (и графических диктантов, и рисунков): недостаточный нажим, не замкнутые контуры и ненадлежащая координация.
Распределение детей на группы по итоговым показателям
(по методике Екжановой Е.А.)
Направленность групп | Списочный состав | Обследовано детей | Высокая возрастная норма | Стабильная середина | «Группа риска» | «Беда» | % успешного выполнения |
Группа для детей с наруш. ОДА | 12 | 12 | 10 | 1 | 1 | - | 92 % |
Группа для детей с наруш. зрения | 8 | 8 | 7 | 1 | - | - | 92% |
Группа для детей с нарушениями речи | 15 | 15 | 11 | 4 | - | - | 91% |
Группы для детей с аллергопат. | 29 | 29 | 20 | 8 | 1 | - | 87% |
Группа № 13 | 12 | 12 | 7 | 4 | 1 | - | 85% |
Группа № 14 | 17 | 17 | 13 | 4 | - | - | 88% |
Норма | 64 | 64 | 48 | 14 | 2 | - | 89% |
Группы для детей с ЗПР | 22 | 22 | 4 | 10 | 5 | 3 (2-дети с инвал.) | 62% |
Группа № 8 | 11 | 11 | 2 | 6 | 1 | 2 | 62% |
Группа № 11 | 11 | 11 | 2 | 4 | 4 | 1 | 61% |
Всего | 86 | 86 | 52 | 24 | 7 | 3 | 82% |
Успешность выполнения заданий, %
(по методике Екжановой Е.А.)
№ | Задание | Успешность выполнения заданий, % | |||||||||
Гр. 1 | Гр. 3 | Гр.6 | Гр.13 | Гр.14 | Общая | Гр. 8 | Гр.11 | Общая КРО | Общая | ||
1 | 1 узор | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 86 | 91 | 89 | 97 |
2 | 2 узор | 92 | 100 | 100 | 92 | 100 | 97 | 77 | 82 | 80 | 92 |
3 | 3 узор | 92 | 100 | 100 | 92 | 100 | 97 | 77 | 86 | 82 | 90 |
4 | 4 узор | 83 | 88 | 87 | 75 | 94 | 85 | 45 | 50 | 63 | 74 |
5 | Узор из точек | 100 | 100 | 93 | 92 | 94 | 95 | 54 | 73 | 48 | 87 |
6 | Рисунок «Дом» | 96 | 100 | 100 | 96 | 83 | 97 | 77 | 82 | 80 | 92 |
7 | Рисунок «Дерево» | 96 | 100 | 100 | 96 | 94 | 96 | 54 | 45 | 50 | 84 |
8 | Рисунок «Человек» | 96 | 94 | 100 | 71 | 91 | 91 | 68 | 55 | 61 | 83 |
9 | Звуковой анализ | 100 | 100 | 73 | 100 | 82 | 89 | 45 | 45 | 45 | 78 |
10 | Моторика | 33 | 63 | 60 | 33 | 29 | 44 | 27 | 0 | 14 | 36 |
Всего | 92 | 92 | 91 | 85 | 88 | 89 | 62 | 61 | 62 | 83 |
Результаты диагностики выпускников по комплексу методик
Для выявления уровня психологической готовности к школе выпускников дополнительно к психолого-педагогическому скринингу был подобран комплекс методик на изучение основных компонентов психологической готовности: мотивационного, эмоционально-волевого и интеллектуального.
Исследование уровня сформированности интеллектуальных умений показало, что мыслительные операции, такие как: сравнение, аналогия, обобщение, различение, сходство, сформированы лучше на наглядном материале, чем на вербальном.
Так 70 % выпускников имеют высокий уровень развития логического мышления. Они опираются на существенные признаки предметов, объектов при анализе и сравнении, верно объясняют свое решение, подбирают обобщающие понятия, устанавливают причинно-следственные связи.
63 % - имеют высокий уровень развития связной речи (составляют простой рассказ по серии сюжетных картинок, способны самостоятельно выразить свои мысли).
Мотивационный компонент готовности к школе сформирован на высоком уровне у 71% выпускников. Дети выражают желание идти в школу, отвергают учение дома как несерьезное, знают, что нового, интересного будет в школе. 23% обследованных имеют мотивацию игрового или коммуникативного типа.
53% воспитанников имеют высокий уровень сформированности произвольности, программирующих и контрольных функций. Они способны самостоятельно ставить перед собой цель, планировать деятельность, преодолевать свои непосредственные желания, умеют организовать себя, оценивать результат. 38% - нуждаются в некоторой помощи и поддержке взрослого при выполнении заданий, контроле и оценке результатов деятельности. 90% выпускников умеют устанавливать контакты как со сверстниками, так и со взрослыми, находят выход из сложной ситуации.
30% выпускников имеют неадекватную (завышенную или заниженную) самооценку (выпускники из групп КРО – 50%).
Таким образом, из 86 выпускников 42% (35 человек) имеют высокий уровень готовности к школе (55% от нормы). За все задания они получили, как правило, высокие оценки (до 3-х средних оценок). Это дети с высокой для их возраста психофизиологической зрелостью. Для них характерны сформированные навыки самоконтроля и планирования, а также самоорганизации в произвольных видах деятельности, развитые фонематический слух и зрительно-двигательная координация. Эти дети имеют хорошо поставленную руку, гибко владеют образами-представлениями и представлениями об окружающем их мире. Для них является доступным как уровень работы по образцу, так и по речевой инструкции. Большинство из них обладает достаточно высоким темпом психической деятельности. Дети активны, любознательны, уверены в себе и в доброжелательности окружающих людей. Мотивационно-потребностная сфера таких детей направлена на успешное решение познавательных задач. Они интересуются содержательной стороной обучения и нацелены на достижение успеха в учебной деятельности.
38 % (33) детей выполнили задания на среднем уровне (33% от нормы). Эту группу составили дети, которые получили половину и больше средних оценок. К ней относятся дети в основном с соответствующей их возрасту психофизиологической зрелостью. Для них характерны формирующиеся навыки контроля и самоконтроля, а также достаточно стабильная работоспособность. Эти дети хорошо сотрудничают со взрослыми и сверстниками. Произвольная организация деятельности проявляется в более полной мере при выполнении детьми заданий, которые вызывают у них интерес или внушают уверенность, что они могут выполнить их достаточно успешно. Дети допускают ошибки, вызванные недостатками их произвольного внимания и отвлекаемостью. Но мягкое подбадривание и привлечение их внимания к изучаемому предмету или явлению способствует тому, что ребёнок успешно справляется с заданием.
13% выпускников (12% от нормы) условно готовы к обучению в школе. У этих детей можно отчасти прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недостаточно сформированного регуляторного компонента деятельности. У них наблюдаются явления частичного соскальзывания с предложенной инструкции. Очень часто то, что ребёнок выполнил, он сделал некачественно. Для таких детей характерно неравномерное развитие их функций. Для таких детей необходим более длительный пропедевтический период обучения в общеобразовательной школе. В это время особое внимание нужно уделить становлению предпосылок учебной деятельности: формированию мотивации к учению, развитию интереса к сотрудничеству со взрослыми и со своими сверстниками, подготовке базовых, познавательных навыков: сенсорного восприятия, крупной и мелкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации, слухового восприятия и фонематического слуха.
6 детей (7 %) условно не готовы к началу регулярного обучения из-за недостаточного психофизиологического развития, низкого уровня усвоения программы подготовительной группы. У них наблюдается полное отсутствие понимания того, что от них требуется, смысла многих заданий. В предметных рисунках отмечается наличие грубой схемы и грубых искажений. Операция звукового анализа не сформирована. Эти дети нуждаются в дополнительной коррекционной помощи.
Уровень готовности к обучению в школе по группам
группа | Списочный состав | Высокий уровень | Стабильная середина | Средне-низкий уровень (условно готовы) | Низкий уровень |
Группа 1 | 12 | 10 | 2 | - | - |
Группа 3 | 8 | 5 | 3 | - | - |
Группа 6 | 15 | 7 | 6 | 2 | - |
Группа 13 | 12 | 4 | 5 | 3 | - |
Группа 14 | 17 | 9 | 5 | 3 | - |
Норма/ % от нормы | 64 | 35/ 55% | 21/33% | 8/12% | - |
Группа 8 | 11 | - | 7 | 2 | 2 |
Группа 11 | 11 | - | 5 | 2 | 4 |
Группы для детей с ЗПР | 22 | - | 13/59% | 4/18% | 6/27% |
Всего/% от общего числа выпускников | 86 | 35/42% | 33/38% | 12/13% | 6/7% |
Рекомендации воспитателям, специалистам:
1. Работать над прорисовыванием узоров, графический образец которых отражает незавершенность программы выполняемого действия. Учить детей самостоятельному анализу такого образца графического рисунка, четкости воспроизведения чередования его элементов.
2. Формировать умение рисовать «Дом-дерево-человек». В рисунке должны быть отражены основные признаки предметов (у дерева - четкий ствол, а не просто палочка, сучья с ветками или крона; у дома – стены, крыша, окна, дверь, крыльцо; у человека – довольно крупная фигура, все части тела, лица, наличие одежды). Учить детей логически связывать все 3 изображения, отображать их пропорциональные соотношения.
3. Развивать мелкую моторику, графомоторные навыки с помощью пальчиковых игр, рисования, ручной работы.
4. Развивать операцию звукового анализа слов.
5. Воспитывать прилежность и аккуратность в выполнении заданий.
Дата обследования: май 2016 г.
Педагог-психолог Л.А.Молчанова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...
Диагностика готовности к школьному обучению детей с ОНР.
Диагностика готовности к школьному обучению....
Диагностика готовности к школьному обучению детей с ОНР.
Диагностика готовности к школьному обучению....
Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению детей с нарушением слуха
Данные педагогических и психофизиологических наук, в частности таких, как детская и педагогическая психология, психофизиология дошкольного возраста, являются основой построения программного содержания...
Справка по итогам проверки готовности к школьному обучению выпускников подготовительных к школе групп.
Справка по итогам проверки готовности к школьному обучению выпускников подготовительных к школе групп....
СПЕЦИФИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается сегодня, в первую очередь, как психологическая проблема: приоритет отдаётся уровню мотивационно - потребностной сферы, произвольности психически...
Готовность к школьному обучению детей с ОНР. Консультация для родителей.
Материал поможет родителям сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах хорошей адаптации детей к обучению в школе, в установлении тес...