СПЕЦИФИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается сегодня, в первую очередь, как психологическая проблема: приоритет отдаётся уровню мотивационно - потребностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, развитию тонкой моторики руки. Готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchastie_v_sbornike_statey.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СПЕЦИФИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению. Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми шестого и седьмого года жизни занимает подготовка к школе. Здесь можно выделить два момента: продолжающееся целенаправленное развитие личности ребёнка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного усвоения им в будущем собственно учебной программы; обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счёта).
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовностьдкдучениюдщвдшколе.
Готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается сегодня, в первую очередь, как психологическая проблема: приоритет отдаётся уровню мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, развитию тонкой моторики руки. Готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности.
Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых 7 лет жизни, она обеспечивает переход к позиции школьника. Приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к кардинальной перестройке всего образа жизни. Дети с общем недоразвитием речи составляют основную группу не успевающих в школе. Таким детям необходимо уделять особое внимание и не торопиться отдавать их в школу до того времени, пока не сформируются основные психические функции необходимые для обучения в школе.
В ходе эксперимента, направленного па определение продуктивности и устойчивости внимания, выявилось, что 80% детей (8 человек из контрольной группы имели очень высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания, то есть эти дети выполнили задания без ошибок и вовремя. Высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания имели 30% (3 человека) детей т экспериментальной группы, то есть сделали задания почти вовремя, но с 1 -2-мя ошибками. Средний уровень продуктивности и устойчивости внимания имели 20% (2 человека) детей из контрольной группы и 60% (6 человек) детей из экспериментальной группы. Очень низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания имели 10% (1 человек) детей из экспериментальной группы, то есть прослушивали задание. Количественные данные приведены в таблице (См.таблицу 1).
Таблица 1
Оценка устойчивости внимания
Уровень оценки | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
человек | % | человек | % | |
Высокий 8-9 баллов | 4 | 30 | 12 | 80 |
Средний 4-7 баллов | 9 | 60 | 3 | 20 |
Низкий 2-3 баллов | 2 | 10 | 0 | 0 |
При проведении исследования включающего в себя выявление уровня сформированности мелкой моторики рук и зрительно – двигательной координации, общего интеллектуального развития и усидчивости в целом мы получили данные, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Уровень готовности к школе | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
человек | % | человек | % | |
Высокий | 0 | 0 | 12 | 80 |
Средний | 6 | 40 | 3 | 20 |
Низкий | 9 | 60 | 0 | 0 |
Таким образом, у 40% детей с общим недоразвитием речи (6 человек), наблюдался низкий уровень готовности к обучению в школе. У 60% (9 человек) детей наблюдался средний уровень. У 80%детей из контрольной группы выявился высокий уровень готовности к школе (12человек). У 20% (3человека) детейэнаблюдалсяэсреднийэуровень. По результатам оценки вербального мышления можно сделать следующий вывод: 80% детей из контрольной группы имели высокий уровень оценки вербального мышления, т.е. отвечали на вопросы правильно и быстро. Средний уровень оценки вербального мышления имели 20% детей контрольной группы, т.е. отвечали па вопросы быстро, но было несколько ошибок. Низкий уровень оценки вербального мышления имели 60% детей экспериментальной группы, т.е. отвечали на вопросы неправильно и долго. Средний уровень оценки вербального мышления имели 40% детей из экспериментальной группы, т.е. отвечалиlналвопросылдолго,днодпочтидправильно. Для количественной характеристики мы предлагаем таблицу, в которой показана оценка вербального мышления (См.таблицу 3).
Таблица 3
Оценка вербального мышлении
Уровень оценки | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
человек | % | человек | % | |
Высокий | 0 | 0 | 12 | 80 |
Средний | 6 | 40 | 3 | 20 |
Таким образом, дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников тем что, у них затруднено распределение и устойчивость внимания, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается сложность переключения с одного вида деятельности на другой. Нами были выявлены особенности детей с общим недоразвитием речи, которые без своевременной коррекционной работы могут привести к школьной дизадаптации. Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете судьба детей, их настоящее и будущее. Логопед, работающий с детьми данной категории должен учитывать их особенности и выстраивать коррекционную работу с их учетом.
Список использованной литер туры:
1. Калягин Н.А. Энциклопедия методов психолого-педагогичесной диагностики лиц с нарушениями речи / ВА. Калягин, Т.С.Овчинникова. - СПб.: КАРО, 2004. - 432с.
2. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.2: Психология образования. С. 117-121. 3. Урунтаена ГА. Дошкольная психология.. - М : Изд.центр «Академия», 1996.-336с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.
СОДЕРЖАНИЕ.1. Введение.1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.2. Актуальность проблемы.2.1. О...
Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...
Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...
Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»
Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...
Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...
Консультация для родителей: «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение реб...