Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС. Трудности и достижения
статья на тему

Горюченкова Ирина Сергеевна

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС. Трудности и достижения».

Изменения образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС.

ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

ФГОС обеспечивает  непрерывность образования человека на разных ступенях развития.

ФГОС пришел на смену федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, введенным в 2009 году. Новый стандарт призван привести структуру программы и условия ее реализации в детских садах к единым требованиям, что обеспечит преемственность между программами дошкольного и начального образования. Стандарт определяет статус детских садов как учреждений начального уровня в системе общего образования: к первому классу школы ребёнок должен будет достичь определенного уровня развития.

Перед педагогами дошкольного образования встает непростая задача – учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, но не забывать об индивидуальности и развитии личности каждого малыша, что остается главной целью введения ФГОС.

Главный акцент в стандарте сделан на развитие воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими детьми, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Суть изменений в соответствии с ФГОС:  ранее – дать прочные знания довести их до умений и навыков путём тренинга. На современном этапе – развитие личности, способной к самореализации к изменяющимся условиям жизни в новых реалиях открытого общества.

Основные отличия ФГОС дошкольного образования и ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования состоят в следующем:
1) Изменяется количество образовательных областей  (вместо 10, их стало 5, они представляют определенные направления развития и образования детей). Образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие,

-  познавательное развитие,

-  речевое развитие,

- художественно-эстетическое развитие,

-  физическое развитие.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, непрерывно-образовательной и познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка;

2) Перечислены основные новые принципы дошкольного образования:

 - полноценное проживание ребенком всех этапов детства;

 - обогащение и познавательное развитие ребёнка;

 - индивидуализация дошкольного образования;

 - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

 - учет этнокультурной ситуации развития детей ;

 - содействие и сотрудничество детей и взрослых;

- возрастная адекватность дошкольного образования;

 - поддержка инициативы детей;

 - тесное сотрудничество детского сада с семьей и др.

3) В стандарте приведены основные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые включают: требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. И одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности

4) Важно подчеркнуть, что в Стандарте мониторинг выносится за рамки Программы. Не проводится ни промежуточной, ни итоговой аттестации воспитанников. Определение результатов освоения образовательной программы даётся в виде целевых ориентиров, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования:       Целевые ориентиры образования:

- любознательность;

- владение средствами общения;

- уверенность в своих силах;

- положительное отношение к себе и другим;

- инициативность и самостоятельность ребёнка;

- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству;

- способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений;

- владение необходимыми умениями и навыками, предпосылками учебной деятельности;

- способность решать интеллектуальные и личностные задачи.

5) Реализация Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях .  При реализации Программы, согласно ФГТ, присутствовал интегративный подход в осуществлении непосредственно образовательной деятельности. Отличие этих двух подходов состоит в том, что интегративный подход предусматривает реализацию одной образовательной области через различные виды деятельности, а комплексный подход подразумевает реализацию нескольких образовательных областей через различные виды деятельности при организации одной образовательной деятельности.

ФГОС дошкольного образования изменяет подход к образовательной программе. 

Образовательные программы ДО разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО и с учётом соответствующих примерных образовательных программ ДО.  Разработка образовательных программ дошкольного образования

Образовательные программы ДО направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных особенностей на основе индивидуального подхода и специфичных для них видов деятельности.

В соответствии с ФГОС Программа должна содержать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. В случае, если планируется освоение Программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, в нее включается раздел «Содержание коррекционной работы и (или) инклюзивного образования».

ФГОС ставит на новую ступень взаимодействие педагогов с родителями, определяя новые принципы

- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;

- индивидуальный подход;

- сотрудничество, а не наставничество;

- применение разнообразных форм взаимодействия с родителями.

Современным подходом к развитию отношений между детским садом и семьёй является новая открытая модель партнерского, конструктивного взаимодействия родителей и педагогов.

Трудности, возникающие у педагогов в условиях введения ФГОС ДО

В период перехода к  ФГОС дошкольного образования каждый детский сад должен провести ряд мероприятий, чтобы соответствовать в своей деятельности требованиям Стандарта:

разработать образовательную программу ДОО на основе одной из утвержденных Министерством образования и науки РФ примерных программ, создать условия для реализации данной программы, куда входит кадровое обеспечение обученными специалистами, финансовое обеспечение, материальное обеспечение.

 На сегодняшний день приведение ДОО в соответствие стандарту является актуальной проблемой каждого детского сада.

В этот период у педагогов возникают определённые личностные проблемы и трудности(связанные с особенностями личности педагога):

Психологические, связанные с традиционным подходом к профессии,

непринятие идеологии ФГОС ДО;

 неготовность воспитателя к смене привычной модели поведения;

не осознание себя как педагога "нового типа"

 консервативное мышление в силу возраста или профессиональной усталости,

 отсутствием мотивации,

давлением стереотипов и др.

 Дидактические:  обусловленные  недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, организации проектной и исследовательской деятельности;

неготовность педагогов организовать детскую деятельность

Организационно-методические, возникающие при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, отсутствии навыков командно-проектной работы.

 отсутствие опыта проектирования и реализации ООП; сопротивление новым требованиям к созданию образовательной программы;

 Материально-технические и кадровые: недостаточное материально- техническое обеспечение; неготовность педагогов использовать имеющиеся программно-аппаратные средства, электронные ресурсы. Проблема в степени готовности педагогов к использованию высокотехнологичного оборудования.

Недостаточный уровень владения педагогами содержанием Стандарта.

Неготовность педагогических кадров к организации образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов;  

отсутствие необходимого  кадрового состава.

Достижения ФГОС  ДО

 Дошкольное образование впервые в истории нашей страны признано особым, самоценным уровнем общего образования, его обязательной ступенью, признана важность и уникальность периода дошкольного детства.

Теперь дошкольное образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный период в жизни ребёнка.

ФГОС дошкольного образования  ориентирует на сохранение здоровья, обеспечение безопасности и воспитание здорового образа жизни ребёнка.

Наложено табу на любые формы и методы школьной модели обучения, т.е. та, классно-урочная модель образования, которая присутствовала в детских садах и была привнесена из школы, будет утрачена. Приветствуется максимальная эксплуатация инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, нацеленных на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

ФГОС направлен на образование и развитие ребёнка через игру, где происходит сохранение уникальности и самооценки дошкольного детства,  и где сохраняется сама природа дошкольника, а также другую, понятную, доступную детям деятельность.

Ведущие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

На смену диагностики, направленной на вычленение у детей определённого набора знаний, умений и навыков пришла диагностика развития, ставящая своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка. ФГОС призывает ценить, а не оценивать.

Ключевая установка Стандарта дошкольного образования – это поддержка разнообразия детства через создание условий для развития способностей каждого ребёнка.

Список использованной литературы

1. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО // Справочник старшего воспитателя.-2014

2. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева  Неопределенности и противоречия стандарта дошкольного образования: на пути к разработке методических рекомендаций по его внедрению // Современный детский сад.- 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ в рамках введения ФГОС

Психологизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОСОсновные понятия: "психолого-педагогическое сопровождение", "развитие", "познавательные способности", "социальная с...

Организация деятельности воспитателя в образовательной области «Речевое развитие» в условиях введения ФГОС ДО

консультация для воспитателей по внедрению ФГОС в образовательную область "Речевое развитие"...

методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

Разработка алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Цель исследования: разработка алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОО, способствующей повышению качества образовательного процесса в ДОО.Задачи исследования:1). Разработ...

Планирование образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО

Данный материал может быть использован педагогами, старшими воспитателями для разработки собственного вида планирования....

Планирование образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО

Данный материал может быть использован педагогами, старшими воспитателями для разработки собственного вида планирования в ДОУ....