Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС. Трудности и достижения
статья на тему
Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmeneniya_obrazovatelnogo_protsessa_v_dou_v_usloviyah_vvedeniya_fgos.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС. Трудности и достижения».
Изменения образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС.
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
ФГОС обеспечивает непрерывность образования человека на разных ступенях развития.
ФГОС пришел на смену федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, введенным в 2009 году. Новый стандарт призван привести структуру программы и условия ее реализации в детских садах к единым требованиям, что обеспечит преемственность между программами дошкольного и начального образования. Стандарт определяет статус детских садов как учреждений начального уровня в системе общего образования: к первому классу школы ребёнок должен будет достичь определенного уровня развития.
Перед педагогами дошкольного образования встает непростая задача – учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, но не забывать об индивидуальности и развитии личности каждого малыша, что остается главной целью введения ФГОС.
Главный акцент в стандарте сделан на развитие воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими детьми, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Суть изменений в соответствии с ФГОС: ранее – дать прочные знания довести их до умений и навыков путём тренинга. На современном этапе – развитие личности, способной к самореализации к изменяющимся условиям жизни в новых реалиях открытого общества.
Основные отличия ФГОС дошкольного образования и ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования состоят в следующем:
1) Изменяется количество образовательных областей (вместо 10, их стало 5, они представляют определенные направления развития и образования детей). Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, непрерывно-образовательной и познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка;
2) Перечислены основные новые принципы дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
- обогащение и познавательное развитие ребёнка;
- индивидуализация дошкольного образования;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учет этнокультурной ситуации развития детей ;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- возрастная адекватность дошкольного образования;
- поддержка инициативы детей;
- тесное сотрудничество детского сада с семьей и др.
3) В стандарте приведены основные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые включают: требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. И одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности
4) Важно подчеркнуть, что в Стандарте мониторинг выносится за рамки Программы. Не проводится ни промежуточной, ни итоговой аттестации воспитанников. Определение результатов освоения образовательной программы даётся в виде целевых ориентиров, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования: Целевые ориентиры образования:
- любознательность;
- владение средствами общения;
- уверенность в своих силах;
- положительное отношение к себе и другим;
- инициативность и самостоятельность ребёнка;
- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству;
- способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений;
- владение необходимыми умениями и навыками, предпосылками учебной деятельности;
- способность решать интеллектуальные и личностные задачи.
5) Реализация Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях . При реализации Программы, согласно ФГТ, присутствовал интегративный подход в осуществлении непосредственно образовательной деятельности. Отличие этих двух подходов состоит в том, что интегративный подход предусматривает реализацию одной образовательной области через различные виды деятельности, а комплексный подход подразумевает реализацию нескольких образовательных областей через различные виды деятельности при организации одной образовательной деятельности.
ФГОС дошкольного образования изменяет подход к образовательной программе.
Образовательные программы ДО разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО и с учётом соответствующих примерных образовательных программ ДО. Разработка образовательных программ дошкольного образования
Образовательные программы ДО направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных особенностей на основе индивидуального подхода и специфичных для них видов деятельности.
В соответствии с ФГОС Программа должна содержать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. В случае, если планируется освоение Программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, в нее включается раздел «Содержание коррекционной работы и (или) инклюзивного образования».
ФГОС ставит на новую ступень взаимодействие педагогов с родителями, определяя новые принципы
- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;
- индивидуальный подход;
- сотрудничество, а не наставничество;
- применение разнообразных форм взаимодействия с родителями.
Современным подходом к развитию отношений между детским садом и семьёй является новая открытая модель партнерского, конструктивного взаимодействия родителей и педагогов.
Трудности, возникающие у педагогов в условиях введения ФГОС ДО
В период перехода к ФГОС дошкольного образования каждый детский сад должен провести ряд мероприятий, чтобы соответствовать в своей деятельности требованиям Стандарта:
разработать образовательную программу ДОО на основе одной из утвержденных Министерством образования и науки РФ примерных программ, создать условия для реализации данной программы, куда входит кадровое обеспечение обученными специалистами, финансовое обеспечение, материальное обеспечение.
На сегодняшний день приведение ДОО в соответствие стандарту является актуальной проблемой каждого детского сада.
В этот период у педагогов возникают определённые личностные проблемы и трудности(связанные с особенностями личности педагога):
Психологические, связанные с традиционным подходом к профессии,
непринятие идеологии ФГОС ДО;
неготовность воспитателя к смене привычной модели поведения;
не осознание себя как педагога "нового типа"
консервативное мышление в силу возраста или профессиональной усталости,
отсутствием мотивации,
давлением стереотипов и др.
Дидактические: обусловленные недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, организации проектной и исследовательской деятельности;
неготовность педагогов организовать детскую деятельность
Организационно-методические, возникающие при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, отсутствии навыков командно-проектной работы.
отсутствие опыта проектирования и реализации ООП; сопротивление новым требованиям к созданию образовательной программы;
Материально-технические и кадровые: недостаточное материально- техническое обеспечение; неготовность педагогов использовать имеющиеся программно-аппаратные средства, электронные ресурсы. Проблема в степени готовности педагогов к использованию высокотехнологичного оборудования.
Недостаточный уровень владения педагогами содержанием Стандарта.
Неготовность педагогических кадров к организации образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов;
отсутствие необходимого кадрового состава.
Достижения ФГОС ДО
Дошкольное образование впервые в истории нашей страны признано особым, самоценным уровнем общего образования, его обязательной ступенью, признана важность и уникальность периода дошкольного детства.
Теперь дошкольное образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный период в жизни ребёнка.
ФГОС дошкольного образования ориентирует на сохранение здоровья, обеспечение безопасности и воспитание здорового образа жизни ребёнка.
Наложено табу на любые формы и методы школьной модели обучения, т.е. та, классно-урочная модель образования, которая присутствовала в детских садах и была привнесена из школы, будет утрачена. Приветствуется максимальная эксплуатация инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, нацеленных на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.
ФГОС направлен на образование и развитие ребёнка через игру, где происходит сохранение уникальности и самооценки дошкольного детства, и где сохраняется сама природа дошкольника, а также другую, понятную, доступную детям деятельность.
Ведущие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
На смену диагностики, направленной на вычленение у детей определённого набора знаний, умений и навыков пришла диагностика развития, ставящая своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка. ФГОС призывает ценить, а не оценивать.
Ключевая установка Стандарта дошкольного образования – это поддержка разнообразия детства через создание условий для развития способностей каждого ребёнка.
Список использованной литературы
1. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО // Справочник старшего воспитателя.-2014
2. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева Неопределенности и противоречия стандарта дошкольного образования: на пути к разработке методических рекомендаций по его внедрению // Современный детский сад.- 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ в рамках введения ФГОС
Психологизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОСОсновные понятия: "психолого-педагогическое сопровождение", "развитие", "познавательные способности", "социальная с...
Организация деятельности воспитателя в образовательной области «Речевое развитие» в условиях введения ФГОС ДО
консультация для воспитателей по внедрению ФГОС в образовательную область "Речевое развитие"...
методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...
Разработка алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОО в условиях введения ФГОС ДО
Цель исследования: разработка алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОО, способствующей повышению качества образовательного процесса в ДОО.Задачи исследования:1). Разработ...
Планирование образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО
Данный материал может быть использован педагогами, старшими воспитателями для разработки собственного вида планирования....
Планирование образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО
Данный материал может быть использован педагогами, старшими воспитателями для разработки собственного вида планирования в ДОУ....
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Методические рекомендации по организации развивающей предметно- простанственной среды в ДОУ....