«Организация развивающей предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
методическая разработка
Методические рекомендации по организации развивающей предметно- простанственной среды в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_po_organizatsii_rpps_v_dou.docx | 34.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал подготовлен старшим воспитателем
Потаповой М.Н.
(по материалам сети Интернет)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Организацияразвивающей предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования
в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.
Организация современного педагогического процесса в образовательных организациях (далее - ОО), реализующих образовательную программу дошкольного образования, требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно – пространственная среда.
Понятие развивающая предметно-простанственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Вопрос организации развивающей предметно- простанственной среды ОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО).
Развивающая предметно – пространственная образовательная среда (далее - предметная среда), создаваемая в ОО в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учетом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности.
Предметная среда в ОО выполняет:
- образовательную, развивающую,
- воспитывающую,
- стимулирующую,
- организационную,
- коммуникативную функции.
Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В каждой ОО предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В соответствии с ФГОС ДО РППС среда должна обеспечивать:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ОО (группы, участка);
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию способностей их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Наполняемость предметной среды должна отвечать принципу целостности образовательного процесса.
Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных в ФГОС ДО, важно подготовить необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого – возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей. Вместе с тем предметная среда должна создаваться с учетом принципов интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, поисково-исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др.).
При создании РППС педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Необходимо уделять внимание информативности предметной среды, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования для активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
Правильно созданная предметная среда позволяет обеспечивать каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Образовательная среда детского сада должна быть современной. Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогической ценности. Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск.
Вместе с тем традиционные материалы, не должны полностью вытесняться как ценные сами по себе.
Руководителям образовательных организаций необходимо систематически проводить анализ состояния предметной среды с целью приведения ее в соответствии с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.).
При реализации образовательной программы дошкольного образования предметная среда должна отвечать:
- критериям оценки материально – технических и медико – социальных условий пребывания детей в образовательных организациях;
- санитарно – эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации.
Создание развивающей предметно – пространственной образовательной среды, обеспечивающей реализацию основной образовательной программы дошкольного образования
- Участок – территория, прилегающая к ОО или находящаяся на небольшом удалении, представляющая собой открытую зону, должна быть также приспособлена для реализации ООП.
- Предметная среда образовательной организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
- Предметная среда образовательной организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе ОО;
● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
- Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной образовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
- При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными в ФГОС дошкольного образования:
- Полифункциональности: предметная среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; наличие в ОО (группе) полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре;
- Трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- Вариативности: предметная среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей. Вариативность среды предполагает наличие в ОО (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- Насыщенности:предметная среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей. Образовательное пространство ОО (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
- Доступности:предметная среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений ОО, где осуществляется образовательный процесс;
- Безопасности:предметная среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
- При создании предметной среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать предметную среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются детьми для решения различных игровых проблем.
- В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.Так, например, в группах старших дошкольников необходимы различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
- Подборка материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, трудовая, продуктивная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, музыкально – художественная, организации и активизации двигательной активности в течение дня).
- Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим, эстетическим требованиям.
- Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:
- Полифункциональностью – игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с возрастом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.
- Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в т.ч. с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;
- Дидактическими свойствами – игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программируемого контроля, например, некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;
- Принадлежностью к изделиям художественных помыслов. Эти игрушки являются средством художественно – эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.
- При подборе материалов и определении их количества педагоги должны учитывать условия каждой образовательной организации: количество детей в группах, площадь групповых и подсобных помещений.
- Подбор материалов и оборудования должен осуществляться исходя из того, что при реализации образовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами.
- Материал для сюжетной игры должен включать предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства.
- Материал для игры с правилами должен включать материал для игр на физическое развитие, для игр на удачу (шансовых) и игр на умственное развитие.
- Под продуктивной деятельностью в дошкольной педагогике подразумеваются репрезентирующие (моделирующие) виды деятельности, доступные дошкольнику. Это рисование, конструирование, лепка, аппликация и различные синтетические, комплексные формы. Вне зависимости от используемых материалов продуктивные виды деятельности представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата, соответствующего в той или иной степени начальному замыслу, в чем и заключается их развивающий смысл. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также включать оборудование общего назначения. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации образовательной программы.
- Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Материалы для продуктивной (конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
- В каждой группе необходимо предусмотреть местодля детской экспериментальной деятельности (познавательно – исследовательской).Материалы и оборудование для познавательно – исследовательской деятельности должны включать материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно – символический материал и нормативно – знаковый материал. Это оборудование поможет создать мотивационно – развивающее пространство для познавательно – исследовательской деятельности. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
- Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени должны включать различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши – формы, объекты для сериации и т.п.). данная группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действий, с которыми дети могут познакомится с их свойствами и научиться различным способам упорядочивания их (коллекции минералов, плодов, семян растений и т.п.).
- Группа образно – символического материала должна быть представлена специальными наглядными пособиями, репрезентующими(моделирующими) детям мир вещей и событий.
- Группа нормативно – знакового материала должна включать разнообразные наборы букв и цифр, приспособленных для работы с ними, алфавитные таблицы, математические мульти – разделители, магнитные демонстрационные плакаты для счета и т.д.
- Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать следующие типы оборудования для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.
- При проектировании предметной среды необходимо учитывать следующие факторы:
- Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка;
- Психофизиологические факторы, обуславливающие соответствие объектов предметной среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды;
- Зрительные ощущения, учитывающиеосвещение и цвет объектов как факторов эмоционально – эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света, цветовая палитра;
- Слуховые ощущения, учитывающие совокупность звучания звукопроизводящих игрушек;
- Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка;
- Физиологические факторы призваны обеспечивать соответствие объектов предметной среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка;
- Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие ростовозрастных характеристик параметрам предметно среды.
- Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
- Провоцируют ребенка на агрессивные действия;
- Вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
- Вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
- Провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
Вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящими за компетенцию детского возраста.
Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в образовательной организации, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды образовательной организации и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная предметная среда.
Насыщенная развивающая предметно-пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...
Организация развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, воспитатель Степанова О.В. Характеристика группы
В группу ходят дети с младшей группы. На февраль месяц их возраст колеблется от 2 лет 6 мес. до 3 лет 4 мес. В группе 13 девочек и 12 мальчиков. Группа общеразвивающая. Есть дети с задержкой реч...
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и ин...
СТАТЬЯ «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»
Представлены подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в детском саду...
«Организация развивающей предметно-пространственной среды как средство реализации адаптированной образовательной программы для детей с нарушением интеллекта в соответствии с ФГОС»
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (далее – РППС) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательно...
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...