Мастер-класс для воспитателей "Развитие певческих навыков"
материал по теме

Каргальская Надежда Константиновна

В мастер-классе рассмотрены основные темы: певческая установка, дыхание, дикция, звукоизвлечение, чистота интонирования, ансамлевое пение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

Тема: «Развитие певческих навыков»

C:\Users\asd\Desktop\Развитие певческих навыков\images (2).jpg

Разработала и реализовала

Музыкальный руководитель

Каргальская Н.К.

2017год

Цель: Овладение вокальными навыками воспитателей и специалистов детского сада.

Задачи:

-Пробудить интерес к певческой деятельности.

-Научить «певческому дыханию».

-Научить пению в унисон.

-Развитие дикции.

-Развитие исполнительского мастерства.

- Развитие ансамблевого пения.

Здравствуйте уважаемые коллеги. Перед тем как приступить нам к разучиванию песни, которая прозвучит в вашем исполнении на выпускном вечере, я предлагаю поработать над нашими голосами.

Начнём мы с певческой установки. 

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При пении надо следить за тем, как вы сидите, стоите, держите голову, корпус, как открываете свой рот.

Запомните следующие правила:

-сидеть (стоять) ровно;

-не сутулиться;

-корпус и шею не напрягать;

-голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

-дыхание брать свободно (не  брать в середине слова);

-петь естественным голосом, избегая резкого звучания;  

-рот надо открывать  вертикально, а не растягивать  в ширину во избежание     крикливого,  «белого» звука;

-нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

 Сейчас мы с вами сделаем упражнение, чтобы найти свою певческую установку. Оно называется «Берёзка».

«Берёзка»

Данное упражнение делается стоя. Для начала надо согнуться. Тело должно быть максимально расслабленным. Можно поболтать руками и головой, они должны висеть как «плети».  И как только вы почувствовали полное расслабления своего тела, можно очень медленно выпрямляться,  «идут позвонок за позвонком», затем плечи  и последней будет голова. Упражнение нужно проделать несколько раз перед началом пения.

И так что же включают в себя «вокальные навыки»?

Это работа над дыханием, звукообразованием, дикцией, чистотой интонирования и ансамблевым строем.

Начнём мы с дыхания.

Дыхание-бывает бытовым и певческим. Сегодня я вас научу певческому дыханию. Оно отличается от бытового. Во первых, не в коем случае нельзя поднимать плечи. Дышим мы диафрагмой-она отделяет лёгкие от желудка.

Чтобы её почувствовать необходимо положить руки в нижнюю часть рёбер и удерживать при взятии дыхания.

И так давайте попробуем набрать воздух в лёгкие, «надуть шарик» как говорят вокалисты.

Дыхательное упражнение «Шарик»

Сейчас мы берём хорошее дыхание через нос и выдыхаем через рот сначала на звук «С…», а затем на «Ф….».

 Очень важно запомнить что, дыхание мы берём ровно столько, сколько требует фраза, которую вы будете петь. Если надо спеть отрывисто одно слово, то дыхание берём коротко, а если вам предстоит спеть длинную фразу, то рассчитывайте  свой вдох так, чтобы вам хватило дыхания на всю фразу.

И так теперь поговорим о звукообразование. Наша задача,  научиться петь без крика и напряжения. Большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). И в этом нам помогают различные распевания. А так же пение гласных букв под музыку.

Распевание «А, о, у, э, и, ы»

Следующая работа над дикцией. Она начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных. Улучшить дикцию можно с помощью различных упражнений, артикуляционной гимнастики, скороговорок, речевых зарядок и пр.

Мы с вами будем петь сложное сочетание букв.

«Распевание»

Педагоги поют под инструмент следующее сочетание звуков:

«Бра-брэ-бри-бро-бру,

Мра-мрэ-мри-мро-мру,

Пля-пле-пли-плё-плю,

Тля-тле-тли-илё-тлю.»

Теперь нам надо поработать над чистотой интонирования.

Чистое интонирование-это точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Это использование различных упражнений на звукоподражание. Моё любимое упражнение  «Эхо, отзовись». Петь мы будем сначала все вместе, а потом по одному.

«Эхо, отзовись» муз. и слова М. Андреевой.

Эхо, отзовись!

Чисто петь научись!

Слушай не зевай!

Всё за мной повторяй!

Ещё очень хорошо развивает  музыкальный слух и улучшает чистоту интонирования упражнение «Музыкальные узоры». Для этого нам понадобятся  карточки.

«Музыкальные узоры»

Ещё очень полезно петь различные попевки, прибаутки на одной ноте, моя любимая попевка- «Андрей воробей». Сейчас мы попробуем спеть.

Видеоклип «Андрей-воробей»

(Педагоги смотрят на видеоряд и поют попевку).

Андрей-воробей не гоняй голубей,

Гоняй галочек из под палочек

Не клюй песок, не тупи носок

Пригодится носок клевать колосок.

        

Вот только теперь мы подготовили свои голосовые аппараты для пения.

Сегодня мы разучим песню, которая называется «Скоро нас на урок». Петь мы её будем в дуэте с детьми. Педагоги начинают петь Iкуп и припев, дети поют IIкуп и припев.

Работа над песней «Скоро нас на урок»

(После того как педагоги выучили слова, поработали над текстом, интонацией, ритмом, динамикой и пр., следует поработать над ансамблевым строем.)

Ансамбль-стройное целое, ещё говорят «поют как один».

В пении ансамблем, нужно слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь в одном лишь случае: одновременно вступать, выдерживать общий темп, одновременно начать и оканчивать певческие фразы. Петь в единой динамике и выразительности.

И только проделав такой длинный и трудоёмкий путь, мы будем петь в ансамбле, ведь пение-это вокальное искусство. А человек не может петь совершенно, ему постоянно надо работать над голосом.

Я надеюсь, что вы узнали сегодня для себя что-то полезное и новое, а кто-то заинтересовался данным видом искусства и будет совершенствоваться!

Всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему: «Развитие коммуникативных навыков у воспитателей ДОУ»

Воспитатель – главное действующее лицо педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Педагог ДОУ готовит детей к школе, обучает навыкам устного счёта, узнавания букв и цифр, ...

Мастер класс по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»

Дыхательная и артикуляционная гимнастика- одни из важных средств по развитию певческой культуры у дошкольников в системе музыкальных занятий. Данный мастер- класс предназначен для музыкальных руководи...

Мастер – класс для педагогов. «Формирование коммуникативных навыков у воспитанников с ОВЗ с использованием игровых технологий».

Игра для ребёнка — это разнообразные «фрагменты» из повседневной жизни. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных моментов...

Мастер - класс учителя – логопеда. Тема: «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте детей с нарушением речи».

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие навыков звукового ана...

Мастер – класс на тему «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Тема: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста».Цель: овладение вокальными навыками воспитателей и специалистов детского сада.Задачи: пробудить интерес к певческой деятельн...

Сценарий мастер-класса для родителей «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»

Сценарий мастер-класса для родителей  «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»...