Проектный метод в работе с дошкольниками.
тест на тему

Осикина Любовь Алексеевна

Метод проектов-один из самых эффективных методов в работе с детьми соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет ненавязчиво вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс, в качестве активных участников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_v_rabote_s_doshkolnikami_metod_proektov.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

                        Проектный метод в работе с дошкольниками  

В данный период времени дошкольное образование находится на этапе активного реформирования, перехода к новому качественному образованию. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является: построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Метод проектов актуален и очень эффективен, который позволяет вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная,  исследовательская, познавательная , игровая , творческая , продуктивная деятельность  детей , в процессе которой ребенок познает  себя  и окружающий мир , воплощает  свои знания  в реальные продукты.

 Основная цель проектного метода для дошкольников:  

 Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие  детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.

Проект – временное предприятие для создания уникальных продуктов или услуг. Под проектом в области образования понимается структурированное (выполненное по определённому формату) описание будущей деятельности, направленной на осуществление значимых изменений в образовательной практике за ограниченное время с использованием ограниченного объёма различных ресурсов. Проект отличается от исследования тем, что исследование проводится для получения нового знания, а проект предназначен для внесения значительных изменений в устоявшуюся практику. Проект конечен, имеет ограниченный цикл существования.  

Можно выделить четыре признака проекта:

Направленность на достижение конкретных целей;                                                                                                                

Координированное выполнение взаимосвязанных действий;

Ограниченная протяжённость во времени, с определённым началом и концом;

Неповторимость и уникальность.

Значение проектного метода:

 -дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника ;

 -помогает осваивать окружающую действительность ;

 -способствуют развитию творческих способностей ;

 -способствуют  умению  наблюдать, слушать;

 -помогают ребенку  увидеть проблему со всех сторон;

 -способствуют развитию навыков   обобщать и   анализировать;

 -развивают речь, память, мышление, воображение;

 -формирует  коммуникативные навыки  и нравственные качества ;

 -стимулирует к самосовершенствованию.  

 В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов  интеграции , использование метода в обучении дошкольников – подготовительный этап  для дальнейшей его реализации  на следующей ступени образования.  Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем , сформулировать проблему, определить цель(замысел). Поэтому  в воспитательно- образовательном процессе ДОУ  проектная деятельность носит характер  сотрудничества , в котором  принимают участие дети и педагоги , а также привлекаются родители  и другие члены семьи . Технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике , что в конечном итоге развивает познавательную активность ребёнка , позитивный социальный опыт. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, педагога, родителей. Главными задачами  во взаимодействии с родителями –это установление партнёрских отношений с родителями и объединение усилий для развития и воспитания детей . Создание атмосферы общих интересов, активизирование и обогащение воспитательских умений у родителей . Очень важно вовремя раскрыть перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Специфика использования метода проектов  в дошкольной практике  состоит в том, что взрослым необходимо  «Наводить» ребенка , помогать  обнаруживать проблему  или даже провоцировать ее возникновение , вызывать к ней интерес  и включать детей в совместный проект , при этом  не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Педагог моделирует цикл творческой ,познавательной . практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста  и развития воспитанников.

 Виды, типы  проектов.

По доминирующему методу:

 - исследовательские, предполагают проверку некого предположения ( гипотезы) с использованием метода познания ( наблюдение, эксперимент)  например. «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «  Как растет горох?»;

 - информационные – направлены  на  сбор  и анализ информации  о каком –либо  явлении, объекте «Герои- земляки»   ;

 - творческие связаны с подготовкой праздников, театрализованных представлений , съемкой видеофильма и др.(чаще всего дошкольники выступают как исполнители заданных взрослым ролей), например, «Концерт для мам», спектакль для малышей ;

 - приключенческие, игровые, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и  содержанием проекта ( литературные герои, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных игровых или учебных ситуациях.  В основе таких  проектов лежит сюжетно- ролевая игра  и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»;

 - практические, связаны с работой   на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней.

По характеру содержания   включают:

 - ребенка и его семью;

 -ребенка и природу;

 -ребенка и рукотворный мир;

 - ребенка, общество и культуру.

По количеству участников:

 - индивидуальные;

- групповые;

 -коллективные

По продолжительности  выполнения: -краткосрочные( одно или несколько занятий)

 -среднесрочные -долгосрочные ( в течении года)

Этапы работы над проектом.

1Подготовительный. Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует  материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.

2.Целеполагания. (мотивирующее начало проекта, по внешней форме это задача, учебная проблема  , вызывающая у детей интерес , потребность участвовать в ее разрешении .Осознание сути проблемы , учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты .Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы  помочь учащимся  сделать выбор самостоятельно, осознать , сформулировать цели , желания , проблемы. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий

 3.Планирования . Связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками , составлением развернутого плана деятельности  по достижению цели:

 - к кому обратиться  за помощью (педагогу, родителю;

 -в каких источниках найти информацию; какие предметы( оборудование, пособия) использовать;

 -с какими предметами научиться работать. Огромное значение приобретает  организация развивающей, познавательной , предметной среды.

 4.Исполнительский - этап реализации работы над проектом:

 4.1информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний  и умений  для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа  по поиску необходимой информации , ее анализу, освоению необходимых навыков.  

 4.2 Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие  возможности  в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников , педагогов , родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности. Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств , как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать  и  использовать знания .

 5.Презентационный  ( представление продуктов проектной деятельности)

  6.Рефлексивно-оценочный

На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе.

 На этапе осмысления итогов  проекта: необходимо обсудить  с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Основным критерием успешности проектной деятельности , помимо задуманного результата , можно признать рост самостоятельности детей  на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей  и составлении плана работы, в ходе поиска информации  и практической реализации проекта, при организации собственных действий  и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов. Степень такой самостоятельности , выделенной великим итальянским педагогом М. Монтессори в качестве важнейшего показателя развития , возрастает по мере овладения детьми приёмами самоорганизации , навыками познавательной  , творческой деятельности , опытом эмоционально-ценностного отношения к действительности.

7.Проектировочный. Определение перспективы развития  проектирования.

 Определяющее значение для успеха реализации проекта  имеют профессионализм педагога , его понимание задач и возможностей, неформальное отношение к ней ,значимость  возможности, пережить  вместе с детьми минуты вдохновения , превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.      

  Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта  

 1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

 2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

 5. Сбор, накопление материала.

 6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

 7. Домашние задания для самостоятельного выполнения

В работе с родителями во время проектной деятельности,  используются  следующие формы сотрудничества:

Познавательные семинары – практикумы на тему «Организация проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста», на котором родители знакомятся с методом проектной деятельности, осознают значимость  данного метода в развитии познавательных способностей детей : наблюдать , сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;

Круглый стол на тему «Роль родителей в проектной деятельности детей», где родители самостоятельно подбирают информацию, предлагают разнообразные темы проектов, основываясь на интересы и потребности своих детей ;

Мастер-классы,  на которых родители делятся собственными опытами , высказывают свои предположения , предлагают пути реализации будущих проектов ;

На информационном стенде размещается информация, отражающая текущие события в группе, рекомендации, просьбы, пути оказания ребёнку помощи при проведении исследования по определённому проекту.

В заключение хочется сказать, что метод проектов –один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет ненавязчиво вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс, в качестве активных участников . Важными результатами проектной деятельности становятся познание дошкольниками себя и окружающего мира, воплощение освоенных знаний и умений в реальные продукты.

Литература:

В.Н. Журавлёва «Проектная деятельность старших дошкольников».

В.А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников».

М.А. Захарова «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети».

Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».

Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Организация проектной деятельности в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая конференция педагогов дошкольных отделений «Использование проектного метода в работе с дошкольниками»

Материал содержит в себе: цели и задачи данного мероприятия, "Положение о проведении научно-практической конференции педагогов дошкольных отделений ГБОУ Школы № 777 «Использование проектного метода в ...

Актуальность проектного метода в работе с дошкольниками в контексте требований ФГОС ДО

Актуальность проектного метода в работе с дошкольниками в контексте  требований  ФГОС ДО...

Статья на тему: "Реализация проектного метода в работе с дошкольниками"

Статья на тему: "Реализация проектного метода в работе с дошкольниками"...

Использование проектного метода в работе с дошкольниками.

laquo;Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоени...

Доклад Использование проектного метода в работе с дошкольниками «Круги Луллия» «Экология»

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Любовь Алексеевна, спасибо за статью.