Проектный метод в работе с дошкольниками.
тест на тему
Метод проектов-один из самых эффективных методов в работе с детьми соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет ненавязчиво вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс, в качестве активных участников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_v_rabote_s_doshkolnikami_metod_proektov.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектный метод в работе с дошкольниками
В данный период времени дошкольное образование находится на этапе активного реформирования, перехода к новому качественному образованию. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является: построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Метод проектов актуален и очень эффективен, который позволяет вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная , игровая , творческая , продуктивная деятельность детей , в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир , воплощает свои знания в реальные продукты.
Основная цель проектного метода для дошкольников:
Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.
Проект – временное предприятие для создания уникальных продуктов или услуг. Под проектом в области образования понимается структурированное (выполненное по определённому формату) описание будущей деятельности, направленной на осуществление значимых изменений в образовательной практике за ограниченное время с использованием ограниченного объёма различных ресурсов. Проект отличается от исследования тем, что исследование проводится для получения нового знания, а проект предназначен для внесения значительных изменений в устоявшуюся практику. Проект конечен, имеет ограниченный цикл существования.
Можно выделить четыре признака проекта:
Направленность на достижение конкретных целей;
Координированное выполнение взаимосвязанных действий;
Ограниченная протяжённость во времени, с определённым началом и концом;
Неповторимость и уникальность.
Значение проектного метода:
-дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника ;
-помогает осваивать окружающую действительность ;
-способствуют развитию творческих способностей ;
-способствуют умению наблюдать, слушать;
-помогают ребенку увидеть проблему со всех сторон;
-способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
-развивают речь, память, мышление, воображение;
-формирует коммуникативные навыки и нравственные качества ;
-стимулирует к самосовершенствованию.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции , использование метода в обучении дошкольников – подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем , сформулировать проблему, определить цель(замысел). Поэтому в воспитательно- образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества , в котором принимают участие дети и педагоги , а также привлекаются родители и другие члены семьи . Технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике , что в конечном итоге развивает познавательную активность ребёнка , позитивный социальный опыт. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, педагога, родителей. Главными задачами во взаимодействии с родителями –это установление партнёрских отношений с родителями и объединение усилий для развития и воспитания детей . Создание атмосферы общих интересов, активизирование и обогащение воспитательских умений у родителей . Очень важно вовремя раскрыть перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Специфика использования метода проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «Наводить» ребенка , помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение , вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект , при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Педагог моделирует цикл творческой ,познавательной . практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.
Виды, типы проектов.
По доминирующему методу:
- исследовательские, предполагают проверку некого предположения ( гипотезы) с использованием метода познания ( наблюдение, эксперимент) например. «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», « Как растет горох?»;
- информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком –либо явлении, объекте «Герои- земляки» ;
- творческие связаны с подготовкой праздников, театрализованных представлений , съемкой видеофильма и др.(чаще всего дошкольники выступают как исполнители заданных взрослым ролей), например, «Концерт для мам», спектакль для малышей ;
- приключенческие, игровые, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта ( литературные герои, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных игровых или учебных ситуациях. В основе таких проектов лежит сюжетно- ролевая игра и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»;
- практические, связаны с работой на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней.
По характеру содержания включают:
- ребенка и его семью;
-ребенка и природу;
-ребенка и рукотворный мир;
- ребенка, общество и культуру.
По количеству участников:
- индивидуальные;
- групповые;
-коллективные
По продолжительности выполнения: -краткосрочные( одно или несколько занятий)
-среднесрочные -долгосрочные ( в течении года)
Этапы работы над проектом.
1Подготовительный. Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.
2.Целеполагания. (мотивирующее начало проекта, по внешней форме это задача, учебная проблема , вызывающая у детей интерес , потребность участвовать в ее разрешении .Осознание сути проблемы , учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты .Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь учащимся сделать выбор самостоятельно, осознать , сформулировать цели , желания , проблемы. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий
3.Планирования . Связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками , составлением развернутого плана деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю;
-в каких источниках найти информацию; какие предметы( оборудование, пособия) использовать;
-с какими предметами научиться работать. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной , предметной среды.
4.Исполнительский - этап реализации работы над проектом:
4.1информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа по поиску необходимой информации , ее анализу, освоению необходимых навыков.
4.2 Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников , педагогов , родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности. Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств , как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать и использовать знания .
5.Презентационный ( представление продуктов проектной деятельности)
6.Рефлексивно-оценочный
На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе.
На этапе осмысления итогов проекта: необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Основным критерием успешности проектной деятельности , помимо задуманного результата , можно признать рост самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов. Степень такой самостоятельности , выделенной великим итальянским педагогом М. Монтессори в качестве важнейшего показателя развития , возрастает по мере овладения детьми приёмами самоорганизации , навыками познавательной , творческой деятельности , опытом эмоционально-ценностного отношения к действительности.
7.Проектировочный. Определение перспективы развития проектирования.
Определяющее значение для успеха реализации проекта имеют профессионализм педагога , его понимание задач и возможностей, неформальное отношение к ней ,значимость возможности, пережить вместе с детьми минуты вдохновения , превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения
В работе с родителями во время проектной деятельности, используются следующие формы сотрудничества:
Познавательные семинары – практикумы на тему «Организация проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста», на котором родители знакомятся с методом проектной деятельности, осознают значимость данного метода в развитии познавательных способностей детей : наблюдать , сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
Круглый стол на тему «Роль родителей в проектной деятельности детей», где родители самостоятельно подбирают информацию, предлагают разнообразные темы проектов, основываясь на интересы и потребности своих детей ;
Мастер-классы, на которых родители делятся собственными опытами , высказывают свои предположения , предлагают пути реализации будущих проектов ;
На информационном стенде размещается информация, отражающая текущие события в группе, рекомендации, просьбы, пути оказания ребёнку помощи при проведении исследования по определённому проекту.
В заключение хочется сказать, что метод проектов –один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет ненавязчиво вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс, в качестве активных участников . Важными результатами проектной деятельности становятся познание дошкольниками себя и окружающего мира, воплощение освоенных знаний и умений в реальные продукты.
Литература:
В.Н. Журавлёва «Проектная деятельность старших дошкольников».
В.А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников».
М.А. Захарова «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети».
Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Организация проектной деятельности в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая конференция педагогов дошкольных отделений «Использование проектного метода в работе с дошкольниками»
Материал содержит в себе: цели и задачи данного мероприятия, "Положение о проведении научно-практической конференции педагогов дошкольных отделений ГБОУ Школы № 777 «Использование проектного метода в ...
Актуальность проектного метода в работе с дошкольниками в контексте требований ФГОС ДО
Актуальность проектного метода в работе с дошкольниками в контексте требований ФГОС ДО...
Использование проектного метода в работе с дошкольниками в соответствии с ФГОС
Презентация к проекту "Любимая моя мамочка"...
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с дошкольниками»
Обобщение педагогического опыта по теме...
Статья на тему: "Реализация проектного метода в работе с дошкольниками"
Статья на тему: "Реализация проектного метода в работе с дошкольниками"...
Использование проектного метода в работе с дошкольниками.
laquo;Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоени...
Доклад Использование проектного метода в работе с дошкольниками «Круги Луллия» «Экология»
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ...
- Мне нравится (3)
Комментарии
Любовь Алексеевна, спасибо за
Любовь Алексеевна, спасибо за статью.