Актуальность проектного метода в работе с дошкольниками в контексте требований ФГОС ДО
статья на тему
Актуальность проектного метода в работе с дошкольниками в контексте требований ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Актуальность проектного метода в работе с дошкольниками в контексте требований ФГОС ДО
Основные принципы дошкольного образования (из ФГОС ДО)
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьёй;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёт этнокультурной ситуации развития детей
ОО в проектном методе.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. - как отражено в проекте.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Метод проектов – это педагогическая технология , стержнем которой является самостоятельная исследовательская , познавательная , игровая , творческая , продуктивная деятельность детей , в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир , воплощает свои знания в реальные продукты.
Основная цель проектного метода для дошкольников:
Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.
Значение проектного метода:
-дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника ;
-помогает осваивать окружающую действительность ;
-способствуют развитию творческих способностей ;
-способствуют умению наблюдать, слушать;
-помогают ребенку увидеть проблему со всех сторон;
-способствуют развитию навыков обобщать и и анализировать;
-развивают речь, память, мышление, воображение;
-формирует коммуникативные навыки и нравственные качества ;
-стимулирует к самосовершенствованию
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции , использование метода в обучении дошкольников –подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем , сформулировать проблему, определить цель(замысел).
Поэтому в воспитательно- образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества , в котором принимают участие дети и педагоги , а также привлекаются родители и другие члены семьи . Специфика использования метода проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «Наводить» ребенка , помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение , вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект , при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Педагог моделирует цикл творческой ,познавательной . практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.
Виды, типы проектов.
По доминирующему методу:
- исследовательские, предполагают проверку некого предположения ( гипотезы) с использованием метода познания ( наблюдение, эксперимент) например. «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», « Как растет горох?»;
- информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком –либо явлении, объекте «Герои- земляки» ;
- творческие связаны с подготовкой праздников, театрализованных представлений , съемкой видеофильма и др.(чаще всего дошкольники выступают как исполнители заданных взрослым ролей), например, «Концерт для мам»,спектакль для малышей ;
- приключенческие, игровые, участники принимают на себя определенные роли , обусловленные характером и содержанием проекта ( литературные герои, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных игровых или учебных ситуациях. В основе таких проектов лежит сюжетно- ролевая игра и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»;
- практические , связаны с работой на достижение значимого результата .Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней.
По характеру содержания включают:
- ребенка и его семью;
-ребенка и природу;
-ребенка и рукотворный мир;
- ребенка , общество и культуру
По количеству участников:
- индивидуальные;
- групповые;
-коллективные
По продолжительности выполнения:
-краткосрочные( одно или несколько занятий)
-среднесрочные
-долгосрочные ( в течении года)
Этапы работы над проектом.
1подготовительный.
Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.
2.Целеполагания.
(мотивирующее начало проекта, По внешней форме это задача , учебная проблема или коллизия , вызывающая у детей интерес , потребность участвовать в ее разрешении .Осознание сути проблемы , учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты .Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь учащимся сделать выбор самостоятельно, осознать , сформулировать цели , желания , проблемы. понимаемое как создание проблемной, личностно-развивающей ситуации). В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий
3.Планирования .
Связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками , составлением развернутого плана деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю;
-в каких источниках найти информацию;
Какие предметы( оборудование, пособия) использовать;
-с какими предметами научиться работать. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной , предметной среды.
4.Исполнительский
- этап реализации работы над проектом:
4.1информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа по поиску необходимой информации , ее анализу, освоению необходимых навыков.
4.2 Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников , педагогов . родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.
Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств , как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать и использовать знания .
5.Презентационный
( представление продуктов проектной деятельности)
Практически проекты венчают выполнение намеченного дела; творческие –показ спектаклей, исследовательские – сообщения о ходе и результатах исследования , информационные –демонстрация и использование собранного материала. Приключенческие и игровые , изначально направленные на « проживание» определенной ситуации –их важнейший состав – процесс деятельности(для этого вида деятельности данный этап не предполагается)
6.Рефлексивно-оценочный
На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям , испытанными детьми при работе над проектом. Основным критерием успешности проектной деятельности , помимо задуманного результата . можно признать рост самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.
7.Проектировочный.
Определение перспективы развития проектирования. Определяющее значение для успеха реализации проекта имеют профессионализм педагога , его понимание задач и возможностей ,неформальное отношение к ней ,значимость возможности пережить вместе с детьми минуты вдохновения , превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (вместе с детьми и родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения
Литература:
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008
Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, 2008.
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.М.: Сфера, 20110
Лобанова В.А. Учебное проектирование в ДОО. Конспекты совместных практических занятий. СПб.: Детство-пресс, 2015
Интернет-источники:
http://festival.1september.ru/articles/614188/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая конференция педагогов дошкольных отделений «Использование проектного метода в работе с дошкольниками»
Материал содержит в себе: цели и задачи данного мероприятия, "Положение о проведении научно-практической конференции педагогов дошкольных отделений ГБОУ Школы № 777 «Использование проектного метода в ...
Проектный метод в работе с дошкольниками.
Метод проектов-один из самых эффективных методов в работе с детьми соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет ненавязчиво вовлечь родителей воспитанников в образов...
Использование проектного метода в работе с дошкольниками в соответствии с ФГОС
Презентация к проекту "Любимая моя мамочка"...
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с дошкольниками»
Обобщение педагогического опыта по теме...
Статья на тему: "Реализация проектного метода в работе с дошкольниками"
Статья на тему: "Реализация проектного метода в работе с дошкольниками"...
Использование проектного метода в работе с дошкольниками.
laquo;Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоени...
Доклад Использование проектного метода в работе с дошкольниками «Круги Луллия» «Экология»
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ...