Актуальность проектного метода в работе с дошкольниками в контексте требований ФГОС ДО
статья на тему

Доди Ольга Александровна

Актуальность проектного метода в работе с дошкольниками в контексте  требований  ФГОС ДО

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Актуальность проектного метода в работе с дошкольниками в контексте  требований  ФГОС ДО

 

Основные принципы дошкольного образования (из ФГОС ДО)

полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество Организации с семьёй;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учёт этнокультурной ситуации развития детей

ОО в проектном методе.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. -  как отражено в проекте.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового   восприятия   и   понимания   произведений   искусства

(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Метод проектов – это педагогическая технология , стержнем которой является самостоятельная  исследовательская , познавательная , игровая , творческая , продуктивная деятельность  детей , в процессе которой ребенок познает  себя  и окружающий мир , воплощает  свои знания  в реальные продукты.

Основная цель проектного метода для дошкольников:

 

Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие  детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.

Значение проектного метода:

-дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника ;

-помогает осваивать окружающую действительность ;

-способствуют развитию творческих способностей ;

-способствуют  умению  наблюдать, слушать;

-помогают ребенку  увидеть проблему со всех сторон;

-способствуют развитию навыков   обобщать и  и анализировать;

-развивают речь, память, мышление, воображение;

-формирует  коммуникативные  навыки  и нравственные качества ;

-стимулирует к самосовершенствованию

 

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов  интеграции , использование метода в обучении дошкольников –подготовительный этап  для дальнейшей его  реализации  на следующей ступени образования.

 Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем , сформулировать проблему, определить цель(замысел).

Поэтому  в воспитательно- образовательном процессе ДОУ  проектная деятельность носит характер  сотрудничества , в котором  принимают участие дети и педагоги , а также привлекаются родители  и другие члены семьи . Специфика использования метода проектов  в дошкольной практике  состоит в том, что взрослым необходимо  «Наводить» ребенка , помогать  обнаруживать проблему  или даже провоцировать ее возникновение , вызывать к ней интерес  и включать детей в совместный проект , при этом  не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Педагог моделирует цикл творческой ,познавательной . практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.

Виды, типы  проектов.

По доминирующему методу:

- исследовательские, предполагают проверку некого предположения ( гипотезы) с использованием метода познания ( наблюдение, эксперимент) например. «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «  Как растет горох?»;

- информационные – направлены  на  сбор  и анализ информации  о каком –либо  явлении, объекте «Герои- земляки»   ;

- творческие связаны с подготовкой праздников, театрализованных представлений , съемкой видеофильма и др.(чаще всего дошкольники выступают как исполнители заданных взрослым ролей), например, «Концерт для мам»,спектакль для малышей ;

- приключенческие, игровые, участники принимают на себя определенные роли , обусловленные характером и  содержанием проекта ( литературные герои, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных игровых или учебных ситуациях.  В основе таких  проектов лежит сюжетно- ролевая игра  и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»;

- практические , связаны с работой   на достижение значимого результата .Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней.

По характеру содержания   включают:

- ребенка и его семью;

-ребенка и природу;

-ребенка и рукотворный мир;

- ребенка , общество и культуру

По количеству участников:

- индивидуальные;

- групповые;

-коллективные

По продолжительности  выполнения:

-краткосрочные( одно или несколько занятий)

-среднесрочные

-долгосрочные ( в течении года)

Этапы работы над проектом.

1подготовительный.

Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует  материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.

2.Целеполагания.

(мотивирующее начало проекта, По внешней форме это задача , учебная проблема или коллизия , вызывающая у детей интерес , потребность участвовать в ее разрешении .Осознание сути проблемы , учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты .Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы  помочь учащимся  сделать выбор самостоятельно, осознать , сформулировать цели , желания , проблемы. понимаемое как создание проблемной, личностно-развивающей ситуации). В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий

3.Планирования .

Связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками , составлением развернутого плана деятельности  по достижению цели:

- к кому обратиться  за помощью (педагогу, родителю;

-в каких источниках найти информацию;

Какие предметы( оборудование, пособия) использовать;

-с какими предметами научиться работать. Огромное значение приобретает  организация развивающей, познавательной , предметной среды.

4.Исполнительский

- этап реализации работы над проектом:

4.1информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний  и умений  для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа  по поиску необходимой информации , ее анализу, освоению необходимых навыков.

  4.2 Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие  возможности  в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников , педагогов . родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.

Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств , как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать  и  использовать знания .

5.Презентационный

 ( представление продуктов проектной деятельности)

Практически  проекты  венчают выполнение намеченного дела; творческие –показ спектаклей, исследовательские – сообщения о ходе и результатах исследования , информационные –демонстрация и использование собранного материала. Приключенческие и игровые , изначально направленные на « проживание» определенной ситуации –их важнейший состав – процесс деятельности(для этого вида деятельности данный этап не предполагается)

6.Рефлексивно-оценочный

На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов  проекта необходимо обсудить  с детьми  не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей Анализ пути познания, успехов и неудач  на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям , испытанными детьми при работе над проектом. Основным критерием успешности проектной деятельности , помимо задуманного результата . можно признать рост самостоятельности детей  на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей  и составлении плана работы, в ходе поиска информации  и практической реализации проекта, при организации собственных действий  и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.

7.Проектировочный.

Определение перспективы развития  проектирования. Определяющее значение для успеха реализации проекта  имеют профессионализм педагога , его понимание задач и возможностей ,неформальное отношение к ней ,значимость  возможности пережить  вместе с детьми минуты вдохновения , превратить образовательный процесс в  созидательную творческую работу.

 

     Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

 

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (вместе с детьми и родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения

Литература:

 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008

Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, 2008.

Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.М.: Сфера, 20110

Лобанова В.А. Учебное проектирование в ДОО. Конспекты совместных практических занятий. СПб.: Детство-пресс, 2015

Интернет-источники:

http://festival.1september.ru/articles/614188/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая конференция педагогов дошкольных отделений «Использование проектного метода в работе с дошкольниками»

Материал содержит в себе: цели и задачи данного мероприятия, "Положение о проведении научно-практической конференции педагогов дошкольных отделений ГБОУ Школы № 777 «Использование проектного метода в ...

Проектный метод в работе с дошкольниками.

Метод проектов-один из самых эффективных методов в работе с детьми соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет ненавязчиво вовлечь родителей воспитанников в образов...

Статья на тему: "Реализация проектного метода в работе с дошкольниками"

Статья на тему: "Реализация проектного метода в работе с дошкольниками"...

Использование проектного метода в работе с дошкольниками.

laquo;Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоени...

Доклад Использование проектного метода в работе с дошкольниками «Круги Луллия» «Экология»

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ...